Цели:
- Рассмотреть политическую ситуацию, сложившуюся в середине XIV века на Руси;
- Показать духовное начало в борьбе за независимость страны;
- Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому страны.
Методы: проблемное обучение на основах анализа и синтеза учебного материала.
Средства: презентация SMART NOTEBOOK.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания:
- а) установи хронологическую последовательность
- б) тест
- в) исторические пятнашки
- г) реставрация исторического документа.
2. Объяснение нового материала:
- а) династия Ивана Калиты
- б) деятельность митрополита Алексия
- в) монастырская реформа
- г) преподобный Сергий Радонежский
- д) появление монастырей
3. Домашнее задание.
Посмотрите на экран - «Вера благодатная». Мы опять с вами возвращаемся к теме христианства. И знаем, что религия с самого начала создания государства играет не последнюю роль в развитии Руси. Ведь принято оно было с целью объединения всех славянских племен. И в последующие времена великие князья использовали церковную организацию в своих целях. В сегодняшней теме это тоже прозвучит. А также мы поговорим о том, как церковь отвечала на происходящие события? Как помогала государству?
И это будет нашим проблемным вопросом на уроке (слайд). Для этого нужно вспомнить происходившие события в истории Руси с X века по XIV век.
Итак, первое задание (слайд): восстанови хронологическую последовательность. Ольга Святая, Владимир Креститель, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефодий, Борис и Глеб.
Следующее задание (слайд) - Кто из русских князей воевал с иноземными захватчиками? Будьте внимательны, вспомните тему и сопоставьте с вопросом. Имена князей расположились так: воевали с иноземцами: Александр Невский – со шведами и немецкими рыцарями, Дмитрий Донской - с монголо-татарами, Владимир Красное Солнышко – с печенегами, Владимир Мономах - половцами. Следующая колонка - Ольга, Игорь, Святослав, Ярослав. Они – великие князья, но отличились походами или внутренней государственной политикой.
А теперь определите, какому известному деятелю Древнего государства Руси принадлежат слова (слайд): 1.Если не придет, кто завтра на реку – будет мне враг! (Владимир Креститель); 2. Брат Глеб! Вели грести да поможем сроднику своему Александру! (брат Борис из жития А. Невского); 3. Лучше бы умереть мне с братом, нежели жить на этом свете! (Глеб); 4. Не в силе бог, а в правде! (Александр Невский).
Пятнашки – это сложное задание (слайд), здесь собраны даты, касающиеся религии. Помним наше условие: называть даты последовательно и также само событие.
Теперь, самое сложное задание (слайд) – реставрация исторического документа. Условие: вставляем в места пропуска нужные буквы. У нас получился следующий документ: «После принятия христианства на Руси большое значение приобрели христианские праздники. Церковные праздники – это дни, назначенные для торжественного чествования Господа бога и святых. Праздники установлены: 1. в память событий из жизни Иисуса Христа; 2. в честь Пресвятой Богородицы; 3. в честь мира ангелов; 4.в честь святых. Затем стоит отмечать Пасху. Важной частью стали Рождество Христово, Рождество Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы и другие».
Из этого документа видно, как христианская вера прочно вошла в жизнь людей. Такое положение сохраняется вплоть до XIV века.
После смерти Ивана Калиты на княжеском престоле остается Семен Гордый – старший сын Ивана (1340 – 1353 гг.) (слайд), но ему было суждено умереть во время эпидемии легочной чумы. Как писал Н.М.Карамзин (слайд) в «Истории государства Российского»: «Пишут, что сия жестокая язва, известная в летописях под именем «черная смерть» началась в Китае.… Перешла она во Псков и Новгород.… Нельзя, говорят летописцы, вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали семейства многочисленные…»
Вопрос к вам: - Как эти события повлияли на политическую жизнь Московского княжества?
В этот же год умирает и младший сын Ивана Калиты – Андрей. И на престол вступает Иван Иванович Красный (1353 – 1359 гг.) Итак, на экране (слайд), мы видим оставшихся потомков Калиты: Владимира Андреевича и Дмитрия Ивановича. Это были малолетние князья, справиться которым, с сохранением и управлением государством вряд ли бы удалось. Но на помощь пришел митрополит Алексий. Он помог только Дмитрию отстоять свое первенство на власть.
Так кто же он – митрополит Алексий (слайд). Давайте по учебнику страница 216 проследим события его жизни (слайд). В 1293 году – родился Елевферий Бяконт. Обратите внимание на документ, где говорится, какое имя он получит в монашестве – Алексий. После смерти митрополита Феогноста в 1354 году Алексий становится митрополитом. И опять чудеса, стр.217 –случай в Орде в 1357 году, прочитайте. И самое главное, он становится опекуном малолетнего князя Дмитрия. Воспитал его как смелого воина и мудрого политика, способного объединить русские земли и организовать отпор Орде. И в 1378 году владыка скончался.
Проведя 20 лет в монастыре, Алексий прекрасно знал монастырскую жизнь и видел необходимость изменений в ней. Ведь для того, чтобы освободиться от ига надо иметь твердую веру и желание борьбы. Церковные деятели, начиная от монаха и до митрополита, должны способствовать объединению сил на борьбу с врагом. Митрополит Алексий провел монастырскую реформу. А в чем она заключалась? Давайте вместе разберемся. Страницы 217 -218,последний абзац прочитайте. Сначала скажем, как было раньше, до реформы. Монахи жили от своего дохода: кто бедно, кто богато. Имели частную собственность, забывали о трудах божьих. А это не способствовало духовному объединению Руси. Что же сделал Алексий? (слайд) Ввел принципы монастырской жизни – киновия, с греческого языка «строгое общежитие». Было постановлено:
- жить от своего труда;
- монахи не должны иметь частную собственность;
- селящиеся жертвуют свое имущество;
- монахи не имели права дарения, наследства.
По этим принципам существует монастырская жизнь до сих пор.
Дело всей жизни митрополита Алексия по собиранию духовных сил на борьбу с врагом продолжил преподобный Сергий Радонежский (слайд). Обратимся к документу на стр.219.На экране вы видите место рождения Варфоломея под Ростовом, на этом сейчас находится храм (слайд). Прочитайте о случае, который произошел с мальчиком (слайд). Затем семья переехала в городок Радонеж. После смерти отца Варфоломей стал монахом и вместе с братом обустроили скит, затем выстроили церковь, посвященную Святой Троице (слайд). Так возник Троицкий монастырь. В 1354 году митрополит Алексий предложил троицким инокам принять новый монастырский устав – общежительный. Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский – его первым игуменом (слайд). Вслед за основанием Свято-Троицкой Сергиевой лавры на Руси начинают появляться новые общежительные монастыри. Самые известные: Кирилло-Белозерский монастырь (слайд), Спасо - Андроников монастырь (слайд), Ферапонтов монастырь (слайд), Высоцкий монастырь (слайд), Симоновский или Данилов монастырь (слайд). Сергий являлся духовным авторитетом, как для простых людей, так и для князей. Именно к нему отправился князь Дмитрий Иванович за благословением на битву с монголами (слайд). И замечательно выиграл эту битву, но об этом на следующем уроке.
А теперь настало время ответить на проблемный вопрос. Как же христианская вера помогала государству? 1. Учила быть добрее – вспомним «Поучение» Владимира Мономаха.2. Приобщала к византийской культуре – создание алфавита, строительство церквей. 3.помогала в борьбе с врагами – Александр Невский, Владимир Мономах, Дмитрий Донской. И недаром Сергий Радонежский почитается небесным покровителем и заступником московских государей.
И теперь мы с вами завершим урок небольшим повторением. Взяли пульты и отвечаем на 5 вопросов по теме урока:
1. Кто являлся первым небесным заступником московских князей?
- а) митрополит Петр
- б) митрополит Алексий
- в) митрополит Иов
- г) преподобный Сергий
2. Кто является покровителем московского княжества?
- а) архангел Михаил
- б) Богородица
- в) преподобный Сергий
- г) митрополит Алексий
3. Кто из преподобных благословил Дмитрия Ивановича на битву?
- а) митрополит Алексий
- б) Сергий Радонежский
- в) митрополит Петр
- г) митрополит Иов
4. Кто является основателем Свято-Троицкого монастыря?
- а) Сергий Радонежский
- б) митрополит Алексий
- в) Дмитрий Иванович
- г) митрополит Феогност
5. Кто провел монастырскую реформу?
- а) Сергий Радонежский
- б) митрополит Феогност
- в) митрополит Алексий
- г) митрополит Петр
Завершили работу. И домашнее задание на экране (слайд): параграф 26, написать синквейн. Темы синквейна: митрополит Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Спасибо всем за работу.
В архив с презентацией включен тест, составленный в системе Votum.