Место занятия в учебном процессе: раздел программы «Технология обработки конструкционных материалов», подраздел программы «Технология машинной обработки древесины и древесных материалов», тема текущего урока «Назначение, устройство и принцип работы токарного станка по дереву СТД-120М».
Фото 1. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.
Тип урока: комбинированный («открытие нового знания», практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающих стендов по устройству технологических машин).
Форма урока: урок – лабораторно-практическая работа.
Материальное отображение ожидаемого результата урока: монтаж модели токарного станка по дереву ТД-120.
Дидактическая цель:
- изучить назначение, устройство и принцип работы токарного станка по дереву СТД-120М;
- выполнить монтаж модели токарного станка по дереву ТД-120.
Деятельностная цель:
- формирование способности учащихся выполнять монтажные работы по сборке модели токарного станка ТД-120;
- формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся посредством применения обучающих стендов по устройству технологических машин.
Образовательная цель:
- расширение кругозора обучающихся по устройству технологических машин;
- совершенствование умения применять обучающие стенды для самоконтроля на промежуточных этапах работы при сборке модели токарного станка по дереву ТД-120.
Формы и способы применения обучающих стендов на данном уроке
Этап урока |
Форма использования обучающих стендов |
Цель |
Мотивирование к учебной деятельности | Самопроверка учащихся по устройству изученных ранее технологических машин, (макет модели сверлильного станка – проверка домашнего задания). | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Сопоставление макета модели сверлильного станка с эталоном НС-12. |
Актуализация знаний | Сравнительный анализ по устройству изученных ранее технологических машин и классической модели токарного станка по дереву (учебные мотивы). | Оценка готовности учащихся для «открытия нового знания». Выявление затруднений при выполнении макета модели сверлильного станка (домашнего задания). |
Постановка учебной задачи | «Классическая модель токарного станка
по дереву». Ознакомление учащихся с назначением, устройством и принцип работы токарного станка по дереву. |
Обсуждение затруднений. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. Повышение наглядности для восприятия нового учебного материала по изучению СТД-120. |
«Открытие нового знания». Объяснение нового материала | Самостоятельное исследование основных частей СТД-120М и ТД-120 по учебнику и обучающим стендам. Алгоритм решения учебной задачи по сборке токарного станка ТД-120 (алгоритмизация мыслительной деятельности). | Изучение новых знаний и способов действий. Ознакомление с учебной задачей и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся посредством применения обучающих стендов. |
Первичное закрепление | Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму. Порядок сборки модели токарного станка ТД-120 | Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. Освоение способов действий. Работа по бригадам |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Монтаж модели токарного станка ТД-120. Самопроверка на промежуточных этапах работы. | Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Сравнительный анализ на промежуточных этапах работы. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающими стендами, наглядно отражающими модели технологических машин. | Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции по выполнению монтажных работ). Сборка модели токарного станка ТД-120 |
Задачи урока:
Формирование в рамках урока универсальных учебных действий:
№ | УУД | Содержание универсальных учебных действий |
1 | Личностные | – Формирование целостного
представления о технологических машинах,
имеющихся в школьной мастерской. – Понимание значимости прикладного знания в практической деятельности по изготовлению «деталей вращения». – Проявление технико-технологического мышления при выполнении монтажных работ по сборке модели токарного станка ТД-120. – Проявление трудолюбия, ответственности и аккуратности при сборке модели токарного станка ТД-120. – Самооценка результатов монтажных работ по сборке модели токарного станка как на промежуточных этапах работы, так и в целом |
2 | Регулятивные | – Правильная организация рабочего
места для выполнения технологических операций
по сборке модели токарного станка ТД-120. – Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. – Бережное отношение к раздаточному материалу, инструментам и другим ресурсам школьной мастерской. – Самостоятельная практическая работа на основе заданного алгоритма действий посредством применения обучающих стендов по устройству технологических машин. – Внесение необходимых изменений в случае расхождения с эталоном – классической схемой технологической машины. – Осознание качества и уровня усвоения устройства СТД-120М |
3 | Познавательные | – Анализ объектов сборки и
моделирование токарного станка по дереву. – Освоение способов выполнения технологических операций по сборке модели токарного станка ТД-120. – Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах при работе с обучающими стендами, позволяющими формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся. – Умение составлять целое из отдельных частей, самостоятельно достраивать недостающие компоненты, сравнивать, обосновывать свои действия. |
4 | Коммуникативные | – Согласование и координация
совместной познавательно-трудовой деятельности
с одноклассниками при работе с обучающими
стендами. К ним относятся следующие навыки: А) сотрудничество, оценивание ситуации, выявление противоречий, аргументирование своей точки зрения, адекватное использование речевых средств для решения проблем; Б) анализ информации о промежуточных этапах целостного технологического процесса по сборке модели токарного станка ТД-120, сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; В) безопасное функционирование на рабочих местах в школьной мастерской при выполнении самостоятельной практической работы по сборке модели токарного станка ТД-120. |
Методы обучения: диалог; демонстрация приемов монтажных работ; сравнительный анализ с эталоном – классической моделью технологической машины; практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся шестых классов; самоконтроль, самооценка.
Оснащение урока:
1. Макет, эскиз классической модели
технологической машины.
2. Основные узлы токарного станка по дереву ТД-120.
3. Ручные инструменты для выполнения монтажных
работ.
4. Обучающие стенды по устройству
технологических машин.
5. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.
6. Заготовки и готовые изделия, выполненные на
станке СТД-120М.
Межпредметные связи:
– природоведение: основные виды движения,
электрическая энергия, работа, механическая
энергия, масса тел, прочность, нагревание тел;
– математика: квадрат, прямоугольник,
восьмигранник, параллельные прямые, окружность,
единицы измерения;
– физика: механические и технологические
свойства конструкционных материалов.
Оборудование и наглядность:
1. Макет, эскиз классической модели
технологической машины.
2. Основные узлы токарного станка по дереву ТД-120.
3. Ручные инструменты для выполнения монтажных
работ.
4. Обучающие стенды по устройству
технологических машин.
5. Токарный станок по обработке древесины СТД-120М.
6. Заготовки и готовые изделия, выполненные на
станке СТД-120М.
Временная структура урока:
№ | Наименование этапа урока | Время, мин. |
1. | Мотивирование к учебной деятельности. | 3 |
2. | Актуализация знаний. | 7 |
3. | Постановка учебной задачи. | 5 |
4. | «Открытие нового знания». Объяснение нового
материала. Вводный инструктаж. ТБ при работе со слесарным инструментом. |
20 |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с использованием обучающих стендов. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. | 20 |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Текущий контроль. Текущий инструктаж. | 5 |
7. | Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. | 20 |
8. | Рефлексия деятельности. Подведение итогов. | 7 |
9. | Уборка рабочих мест. | 3 |
Итого | 90 |
Требования к результатам освоения обучающимися содержания урока:
№ | Результаты освоения содержания урока |
Содержание требований |
1 | Личностные | – Сформированность понятия о целостном
представлении технологических машинах,
имеющихся в школьной мастерской. – Накопление личного опыта и способность к самооценке своих интеллектуальных возможностей при изучении технологических машинах. – Готовность к рациональному планированию самостоятельной работы на основе заданных алгоритмов (посредством применения обучающих стендов). – Понимание значимости прикладного знания в практической деятельности по сборке токарного станка ТД-120. – Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, уважительного отношения к результатам труда одноклассников. – Умение оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемому виду трудовой деятельности. |
2 | Метапредметные | – Алгоритмизированное планирование
познавательно-трудовой деятельности
посредством освоения новых технологических
машинах на основе заданных обучающих стендов. – Умение комбинировать известные способы монтажных работ при сборке токарного станка ТД-120. – Возможность оценивания своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах при сборке токарного станка ТД-120. – Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с одноклассниками при сборке токарного станка ТД-120. – Соблюдение правил ТБ, бережное отношение к основным частям токарного станка, инструментам и другим ресурсам школьной мастерской. |
3 | Предметные | Аргументировано объяснять: – представление об этапах целостного процесса изучения технологических машинах, имеющихся в школьной мастерской; – назначение и правила применения монтажных инструментов для выполнения работ по сборке токарного станка ТД-120; – последовательность выполнения монтажных работ по сборке токарного станка ТД-120; Выполнять трудовые операции: – рационально организовывать рабочее место для выполнения монтажных работ; – выполнять работы по сборке токарного станка ТД-120 в соответствии с правилами ТБ; – применять для самоконтроля на промежуточных этапах работы обучающие стенды, учебник; – находить и устранять допущенные ошибки при выполнении сборочных работ; – уметь комбинировать известные способы действий при выполнении сборочных работ. |
Приложение:
Цель использования обучающих стендов по устройству технологических машин и технологии точения изделий на СТД-120М:
- алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности обучающихся посредством определения адекватных способов выполнения сборочных работ по монтажу модели токарного станка по дереву ТД-120;
- возможность оценивания (самоконтроля) своей познавательно-трудовой деятельности на промежуточных этапах работы: находить и устранять допущенные ошибки при сборке модели токарного станка по дереву ТД-120 путем сравнительного анализа.
Оптимальное сочетание информации представленной учителем в качестве собеседования и на обучающих стендах позволяет установить логическую связь между этапами урока т.к. обсуждение каждого нового пункта начинается с демонстрации определенной позиции целостного процесса по изучению токарного станка по дереву.
Пути ведения нового знания в сочетании с методической поддержкой (обучающих стендов):
- формирование целостного представления о технологической машине на примере изученного ранее сверлильного станка (домашнее задание). Макетирование общей схемы технологической машины – преобразование пробного учебного действия в материальный образ: макет общей схемы технологической машины в технике аппликации;
- последовательность изучения нового материала в соответствии с заданных алгоритмов – фиксирование новой информации: самостоятельное изучение основных частей токарного станка по дереву СТД – 120М и их назначение (работа с учебником и со стендами);
- последовательность изучения нового материала в соответствии с заданных алгоритмов – фиксирование новой информации в форме монтажа модели токарного станка по дереву ТД-120 (обучающий стенд №1);
Фото 2. Обучающий стенд №1. |
Фото 3. Основные части для сборки токарного станка ТД-120 |
- промежуточный контроль выполнения монтажа модели токарного станка по дереву ТД-120 – самостоятельное фиксирование достижения успеха с помощью нового знания (сравнить свой вариант самостоятельной работы с эталоном);
- самостоятельная работа по освоению нового знания – сборка модели токарного станка по дереву ТД-120, самоконтроль;
- рефлексия деятельности – осознание обучающимися метода собственной познавательной деятельности на основе заданных алгоритмов.
Литература:
- В.Д. Симоненко. Технология 6 класс. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012 г.
- А.Т. Тищенко. Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М. : Вентана-Граф, 2012.
- Коваленко В.И., Куленёнок В.В., Учебное пособие «Объекты труда 6 класс (обработка металла, древесины)» – М.: Просвещение, 1993г.
- Рабочая программа по техническому труду 6 класс.