Важная задача цивилизации – научить человека мыслить
Т. Эдисон
Цели урока:
- Обучающая – продолжить работу по формированию у учащихся умений решать задачи на движение.
- Воспитательная – воспитывать волю и настойчивость для достижения поставленной цели.
- Развивающая – развивать навыки самоконтроля.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование: рисунки к задачам, карточки с формулами.
Структура урока:
- Сообщение темы и целей урока (1 мин.)
- Проверка домашнего задания (3 мин.)
- Устные упражнения (8 мин.)
- Отработка умений решать задачи на движение (18 мин.)
- Самостоятельная работа (с проверкой) (7 мин.)
- Постановка домашнего задания (1 мин.)
- Подведение итогов урока (2 мин.)
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока
2. Проверка домашнего задания
3. Устные упражнения
А) Заполнить таблицу
S | V | t | |
1 | 135 км | 9 км/ч | |
2 | 12 м/с | 4 с | |
3 | 132 м | 11 мин | |
4 | а км/ч | b ч |
Раскрывается одно из «крыльев» доски с
таблицей
Учащиеся комментируют формулы которыми
пользуются
На доске появляются карточки:
S = V * t V = S/t t = S/V
Б) По рисунку найти скорость
Ответ: скорость сближения V1 + V2
Ответ: скорость удаления V1 + V2
I) V1 > V2
Ответ: скорость сближения V1 – V2
II) V1 < V2
Ответ: скорость удаления V2 – V1
В) Могут ли три человека имея двухместный мотоцикл преодолеть расстояние в 60 километров за 3 часа, если скорость мотоцикла 50 км/ч а пешехода 5 км/ч.
Ответ: Да. Первый человек идет 2 часа со
скоростью 5 км/ч, он пройдет 10 км, ему останется
проехать 50 км, т.е. его сможет довести мотоциклист
за 1 час.
Второй едет на мотоцикле с самого начала 1 час и
везет с собой третьего. Они проедут 50 км,
оставшиеся 10 км третий пройдет за 2 часа пешком, а
второй вернется за первым (меньше, чем 1 час, так
до встречи с ним останется меньше 50 км и довезет
первого до конечного пункта)
4. Отработка умений решать задачи
Задача №1
Из пунктов А и В расстояние между которыми 320 км отправились одновременно мотоциклист и автомобилист. Скорость автомобиля 52 км/ч а мотоцикла 40 км/ч, какое расстояние будет между ними через 2 часа?
Вопрос учителя: как могут двигаться объекты?
Ответы учеников:
– На встречу друг другу
– В противоположные стороны
– В одном направлении вдогонку
– В одном направлении с отставанием
Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается один из четырех вариантов движения объектов, необходимо:
- Смоделировать задачу
- Решить с полным объяснением
- Защитить решение у доски
1 группа (движение на встречу друг другу)
Решение:
1) 52 + 40 = 92 (км/ч) – скорость сближения.
2) 92 * 2 = 184 (км) – проедут автомобилист и
мотоциклист за 2 часа вместе.
3) 320 – 184 = 136 (км) – расстояние между
автомобилистом и мотоциклистом через 2 часа.
Ответ: 136 км.
2 группа (движение в противоположные стороны)
Решение:
1) 52 + 40 = 92 (км/ч) – скорость удаления.
2) 92 * 2 = 184 (км) – проедут автомобилист и
мотоциклист за 2 часа вместе.
3) 320 + 184 = 504 (км) – расстояние между автомобилистом
и мотоциклистом через 2 часа.
Ответ: 504 км.
3 группа (движение в одном направлении вдогонку)
Решение:
1) 52 – 40 = 12 (км/ч) – скорость сближения.
2) 12 * 2 = 24 (км) – расстояние на которое
автомобилист приблизится к мотоциклисту.
3) 320 – 24 = 296 (км) – расстояние между
автомобилистом и мотоциклистом через 2 часа.
Ответ: 296 км.
4 группа (движение в одном направлении с отставанием)
Решение:
1) 52 – 40 = 12 (км/ч) – скорость удаления.
2) 12 * 2 = 24 (км) – расстояние на которое
автомобилист удалится от мотоциклиста за 2 часа.
3) 320 + 24 = 344 (км) – расстояние между автомобилистом
и мотоциклистом через 2 часа.
Ответ: 344 км.
Итак, задача может иметь ответы: 136км, 504 км, 296 км, 344 км.
Задача №2
Два охотника отправились одновременно навстречу друг другу и двух деревень, расстояние между которыми 18 км. Первый шел со скоростью 5 км/ч, второй 4 км/ч. Первый взял с собой собаку, которая бегала со скоростью 8 км/ч. Собака сразу же побежала на встречу второму охотнику и встретив его, повернула и стой же скоростью побежала на встречу своему хозяину. Встретила его, повернула и побежала на встречу другому. Так она бегала от одного охотника к другому, пока те не встретились. Сколько км пробежала собака?
Обсуждение задачи:
Вопрос: Что нужно знать, чтобы найти какое
расстояние пробежала собака?
Ответ: Нужно скорость собаки и время которое
она пробежала
Вопрос: Что мы знаем и что не знаем?
Ответ: Знаем скорость собаки – 8 км/ч, не
знаем время?
Вопрос: Как время собаки связанно с временем
движения охотников?
Ответ: Время движения собаки равно времени,
через которое встретились охотники.
Решение:
- 18 / (5 + 4) = 2 (ч) – время через которое охотники встретились.
- 2 * 8 = 16 (км) – пробежала собака.
Ответ: 16 км.
5. Самостоятельная работа
Вариант I
Из пунктов А и В, расстояние между которыми 21 км, отправляются в путь одновременно пешеход из В и вдогонку ему велосипедист из А и движутся со скоростью: пешеход 5 км/ч, велосипедист 12 км/ч (Рис). На сколько километров уменьшится расстояние между ними через 3ч?
Решение:
1) 12 – 5 = 7 (км/ч) – скорость сближения
2) 7 * 3 = 21 (км) – на столько уменьшится расстояние
между велосипедистом и пешеходом через 3 ч.
Ответ: на 21 км
Вариант II
Велосипедист и пешеход отправились в путь одновременно в одном направлении из двух колхозов, расстояние между которыми 24 км. Велосипедист ехал вдогонку пешеходу со скоростью 11 км/ч, а пешеход шел со скоростью 5 км/ч. Через сколько часов после своего выезда велосипедист догонит пешехода?
Решение:
1) 11 – 5 = 6 (км/ч) – скорость сближения
2) 24 : 6 = 4 (ч) – через столько часов велосипедист
догонит пешехода
Ответ: через 4 ч.
6. Постановка домашнего задания
№642, №650 (Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. математика 5 класс, Мнемозина, 2008г.)
Дополнительная задача:
Из А в В отправились одновременно 2 человека: один пешком, а другой на велосипеде. В то же время из В в А выехал автомобиль, который встретился с велосипедистом через 4 часа, а с пешеходом через 5 часов после своего выезда из В. Найти расстояние от А до В, зная что скорость пешехода 6 км/ч, а велосипедиста 15 км/ч.
Решение:
- 15 * 4 = 60 (км) – на таком расстояние находился автомобист от А через 4 часа.
- 6 * 5 = 30 (км) – на таком расстоянии находил автомобилист от А через 5 часов.
- 60 – 30 = 30 (км/ч) – скорость автомобиля.
- 15 + 30 = 45 (км/ч) – скорость сближения автомобилиста и велосипедиста.
- 45 * 4 = 180 (км) – расстояние от А до В.
Ответ: 180 км.
7. Подведение итогов урока