Внеклассное мероприятие "Экологический марафон"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • продолжить формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать навык работы в группе;
  • продолжать формирование экологической грамотности, чувства ответственности за состояние окружающей среды и в родном городе, и на всей планете Земля.

Оборудование: ноутбук, медиапроектор, фотографии, карточки с заданиями, тестовые бланки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой,
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»

– Ребята! Сегодня мы с вами собрались на мероприятие «Экологический марафон». На мероприятии участвуют 2 команды: «Земляне», «Экологи». Игра состоит из 6 туров: «Разминка», «Теория», «Омограммы», «Домашнее задание», «Кто больше», «Клуб почемучек»

1 тур «Разминка» (каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Название минеральной воды, производимой в Татарстане? (Шифалы Су)
2. Чем заканчивается пепси- и кока-? («кола»)
3. Ядовитый гриб, используемый при лечении раковых заболеваний? (Мухомор)
4. Летом – в огороде, свежие, зеленые, а зимой – в бочке, крепкие, соленые? (Огурцы)
5. Витамин красоты? (Витамин А)
6. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Cон)
7. Что тяжелее – желток или белок куриного яйца? (Белок)
8. Орудие для еды жидкостей. (Ложка)
9. Какими лекарствами лечил Айболит зверей? (Шоколадом, гоголем-моголем)
10. Что можно приготовить, но нельзя есть? (Уроки)
11. Назовите род существительного «кофе». (Мужской)
12. Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, анатомом, среди его картин «Мадонна Бенуа»? (Леонардо да Винчи)
13. Второй хлеб? (Картофель)
14. Во сколько раз высота головы человека меньше длины его тела? (В 7 раз)
15. Прибор для измерения температуры тела? (Градусник)
16. Восстановление частей тела? (Регенерация)
17. У кого синяя кровь? (У осьминога)
18. У кого шейных позвонков больше: у кита или жирафа? (Одинаково 7)
19. Толстый, толстый слой шоколада? («Марс»)
20.  Сам из яиц выводится, но яиц не несет? (Петух)
22.  Из чего был сделан яд, который Джульетта попросила у аптекаря Лоренцо? (Из цветков лютика)
23. В чем главное отличие зрения собаки от зрения человека? (Собаки различают два цвета – черный и белый)
24. Море, в котором не тонут даже не умеющие плавать люди? («Мертвое море»)
26. Веселящий газ, применяемый для наркоза при операциях? (Закись азота)
27. Какой элемент называется царем живой природы? (Углерод)

2 тур «Теория» (каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор,

1) клубеньковые бактерии +
2) мицелий грибов
3) дождевые черви,
4) одноклеточные водоросли

2. Какова роль плесневых грибов и большинства бактерий в биогеоценозе?

1) расщепляют органические вещества до минеральных +
2) синтезируют органические вещества из углекислого газа и воды.
3) в процессе питания обогащают воздух кислородом
4) составляют первое звено в цепи питания

3. Начальное звено в пищевых цепях, как правило, составляют растения, так как они

1) служат пищей для животных
2) испаряют много воды через устьица
3) широко распространены в природе
4) образуют органические вещества из неорганических +

4. Наиболее вероятная причина увеличения содержания СО2  в атмосфере:

1) отмирание растений
2) добыча каменного угля
3) увеличение объемов сжигания топлива +
4) строительство АЭС

5. Что такое «демографический взрыв»?

1) взрывы в густонаселенных районах
2) быстрое нарастание численности населения +
3) террористический акт
4) превышение смертности над рождаемостью

6. В какой пищевой цепи правильно указаны пищевые связи?

1) дрозд ––> ястреб ––> гусеница ––> крапива
2) гусеница ––> крапива ––> ястреб ––> дрозд
3) крапива ––> дрозд ––> ястреб ––> гусеница
4) крапива ––> гусеница ––> дрозд ––> ястреб +

7. Увеличение числа видов в биогеоценозе – показатель:

1) его устойчивого развития +
2) изменения в нем абиотических факторов
3) влияния на него антропогенных  факторов
4) ослабления в нем борьбы за существование.

3 тур «Омограммы» (каждый правильный ответ – 1 балл)

Ведущий: Омографы – слова и формы слов, совпадающие в написании, но различно произносимые: например, зáмок и замóк.

1. С ударением на первом слоге – птица, с ударением на втором слоге – непроезжая улица.    ýпик – тупúк.)
2. С ударением на первом слоге – часть живого организма, с ударением на втором слоге – музыкальный инструмент. (Óрган – оргáн.)
3. С ударением  на первом слоге – мельчайшее отверстие на поверхности кожи, с ударением на втором слоге – продолжительный период жизни. óра – порá.)
4. С ударением  на первом слоге – металлические щипцы,  с ударением на втором слоге – мелкие членистоногие отряда паукообразных. (Клéщи – клещú.)
5. С ударением  на первом слоге – небольшие лесные зверьки с пушистым хвостом,   с ударением на втором слоге – белые части варёных яиц. éлки – белкú.)
6. С ударением  на первом слоге – город и порт в Швеции, с ударением на втором слоге – морской головоногий моллюск. áльмар – кальмáр.)
7. С ударением  на первом слоге – имя существительное, обозначающее птицу семейства фазановых, с ударением на третьем слоге – глагол в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде. éрепел – перепéл.)
8. С ударением  на первом слоге – семейство ночных бабочек или род сов, с ударением на втором слоге – родственники лопатки у домашних хозяек, в детских песочницах. óвки – совкú.)

4 тур «Домашнее задание» (максимум – 5 баллов)

Каждой команде заранее было предложено домашнее задание «Редкие и исчезающие виды птиц РТ». Нужно было приготовить презентацию про птиц РТ, занесенных в Красную книгу РТ и рассказать про них.

5 тур «Кто больше» (каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Недостаток определенного витамина в организме – (авитаминоз)
2. Элемент крови, участвующий в ее свертывании – (тромбоцит)
3. Летучие вещества, угнетающие многие бактерии – (фитонциды)
4. Нервная клетка, единица нервной системы – (нейрон)
5. Свойства организмов передавать признаки и функции следующим поколениям – (наследственность)
6. Гормон страха – (адреналин)
7. Появление у отдельных особей данного вида признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции – (атавизм)
8. Низкомолекулярные активные органические соединения, выполняющие в организме жизненно важные функции – (витамины)
9. Наследственное заболевание человека, проявляющееся в несвертываемости крови – (гемофилия)
10. Результат малоподвижного образа жизни – (гиподинамия)
11. Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции – (гормоны)
12. Реакция организма, обладающего повышенной чувствительностью к чужеродным белкам-антигенам – (аллергия)
13. Заболевание человека, связанное с понижением артериального давления крови ниже 70 мм ртутного столба – (гипотония)
14. Орган человека, объемом в кулак – (сердце)

6 тур «Клуб почемучек» (от 1 до 3 баллов)

1. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему? (Ночью фотосинтез прекращается, а крупные растения при дыхании потребляют много кислорода. Кроме того, тропические растения, как правило, выделяют эфирные масла, которые небезопасны для здоровья.)

2. Вьющиеся растения украшают здания. Сегодня это имеет не только декоративное, но и экологическое значение. Какое? (Растения на стенах позволяют смягчить колебания температуры в зданиях. В домах с озелененными стенами летом всегда прохладно, зимой дом не так быстро остывает.)

3. Если исследовать здоровье детей, проживающих вблизи аэропорта, и детей, живущих в аналогичных условиях, но в тихом поселке, то какие результаты можно ожидать? (Такие исследования были проведены. Дети, живущие вблизи аэропорта, болеют в два раза чаще и дольше, чем дети, не подвергающиеся воздействию сильного шума. Наиболее распространенные болезни – нервные, инфекционные, органов дыхания.)

4. Установлено, что не менее 90% курильщиков "со стажем" воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт? (Ребенок в курящей семье является косвенным курильщиком, и его организм становится зависимым от никотина. У таких людей потребность курить вырабатывается быстрее.)

5. В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 30-х годов ХVIII века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений. (Свинец, растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)

6. В городе Саутпорт (Англия) в городском храме искусств неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых результатов. Тем не менее однажды грызуны пропали. Почему? (В одном из залов "храма" состоялся концерт рок-музыки. Мыши не выдержали такого шума.)

7. Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подвергались эрозии. Как можно исправить положение?  (Нужно завести в Австралию естественных санитаров – навозных жуков.)

8. Один из "врагов" человека – комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удасться каким-то способом избавиться от всех комаров? (Нарушится природное равновесие. Личинки комаров – корм для многих видов рыб. Разорвав пищевую цепочку, можно вызвать гибель нескольких других видов.)

Подведение итогов, награждение победителей

Ведущий:

Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей,
В вокзальной суматохе века
Ты оценить ее спеши
Она твой давний добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги ее на пропалю,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.