Формирование целостного исторического мышления на примере презентации "Прожить один день в XIX в."

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Сегодня перед школьным историческим образованием ставится цель сформировать личность, способную к гражданской и культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов [1]. Это приводит к поиску оптимальных и эффективных способов преподавания истории в современной школе.

В педагогическом сообществе часто обсуждается выработка новых методов обучения, но, как правило, за новым названием стоит уже известный способ. Поэтому, хотелось поставить вопрос о соотношении баланса основных методик, смещения вектора их направленности.

Курс всеобщей истории построен так, что первые несколько тем представляют собой некое теоретическое обоснование процесса модернизации, перехода от традиционного типа общества к индустриальному. Набор общих признаков каждого из типов обществ весьма затруднителен для восприятия современного школьника (7-9 класс). Как правило, существующий учебный исторический материал построен по принципу от общего к частному (принцип дедуктивного способа мышления). Работая с учащимися, я пришла к пониманию (обсуждая этот вопрос с коллегами), что начиная с 8 класса, абстрактные обобщения даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной конвой).

Психологи говорят о так называемом «клиповом сознании», присущем современному поколению детей. Можно говорить о новом социально-психологическом явлении – поколении «touch-screen»: дотронулся — прожил — осознал (присвоил знание). Так, например, Семеновских указывает, что «“клиповое мышление” — это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [3].

К причинам появления клипового мышления относят возросшее количество информации. Феномен, присущий новому поколению, воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий – их возросшая способность к многозадачности. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст [3].

Следовательно, требуется переход, смена когнитивной парадигмы «общее-частное», на парадигму «частное-общее» (принцип индуктивного мышления). Заявленный в ФГОС системно-деятельностный подход помогает нам решить поставленную задачу. Деятельность – единственный источник знаний, говорил Бернад Шоу. Таким образом, ребенку сегодня необходимо создать максимально благоприятные условия для актуализации исторического материала на личностном, самом близком уровне, чтобы знание становилось прожитым опытом. А что может быть ближе повседневной жизни? На современном этапе развития исторической науки одним из основных её направлений становится история повседневности, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах [2]. Например, французские историки М.Блок и Л.Февр предложили видеть в реконструкции «повседневного» элемент воссоздания истории в ее целостности, а создание целостного восприятия, преодоление фрагментарного сознания – и есть основная задача современной педагогики.

Применить вышесказанное я попыталась в теме «Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху», которую изучают в 8 классе. Выделила следующую проблематику: какие положительные и отрицательные изменения принесли наука и техника в жизнь людей XIX века? Передо мной стояла задача сформировать у учащихся целостное представление о взаимообусловленном влиянии науки и техники, как эти факторы определяют повседневную жизнь человека, видоизменяют его быт. Чтобы изучив фактический материал на самом близком уровне, погрузившись в него, учащийся прожил его, пришел к самостоятельным выводам о том, как изменяются условия жизни. На базе сформировавшихся знаний и опыта вывести учащегося на понимание трансформации общественных структур (экономики, социального деления, культуры, политики), т.е. подойти к осознанию перехода от одного типа общества к другому, процесса модернизации, ключевого понятия курса «Новая история». В результате мы получаем сквозной выход на проблемы современности, на процессы, протекающие в современном обществе, актуализируя изучаемый исторический материал для учащегося. При этом формируются межпредметные связи история-обществознание.

В учебном плане данной проблематике отводится один, максимум два часа. Как сформировать за столь короткий срок представления о бытовых условиях, о жизни простых людей в ту или иную историческую эпоху, о чем они мечтали, к чему стремились и т.п.? Как правило, именно эти простые вещи вызывают у детей подлинный интерес, ведь чаяния простых людей за сто-двести лет не так сильно изменились и понятны современным детям.

Поэтому я решила посвятить свою презентацию проблеме повседневной жизни XIX века: на каком транспорте люди ездили, как они получали информацию, какие были бытовые условия, как развлекались и где работали. Во-первых, такие исторические сведения требуют визуального сопровождения, что бы сформировался первичный образ: какой же он человек XIX века? (как одет, чем занимается и т.п.). Во-вторых, учителями очень часто эти темы игнорируются, или даются на откуп самостоятельного изучения. Хотелось бы пересмотреть отношение к этому вопросу. Включить тему повседневной жизни людей в систему изменения мировоззрения и образа жизни людей, проиллюстрировать переход от традиционного к индустриальному типу обществ. Показать, как новая научная картина мира преломляется в обычной жизни, как меняет ее. Это попытка уйти от некой понятийной абстракции к фактической конкретике.

Для этого такие темы как: индустриальная революция, формирование индустриального общества, материальная культура и повседневность, создание научной картины мира были интегрированы в общий тематический комплекс – «Наука и техника меняют жизнь человека». Цель: показать через элементы быта трансформацию общественных структур (экономическую, социальную, культурную и т.п.). В тематическом плане это получило следующее воплощение:

Тема урока Количество часов Форма работы
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху (6 ч.)  
Наука превращает природу в мастерскую. Новая механическая картина мира. 1 Формирование межпредметных связей: математика, биология, физика, химия. Мини-сообщения. Привлечение энциклопедического материала.
Индустриальная революция. Век пара стали и электричества. 1 Проследить, как изменившаяся научная парадигма спровоцировала технический прогресс. Заполнение таблицы.
Человек в изменившемся мире: новые проблемы и ценности. 1 Проследить трансформацию социальной структуры. Работа с документами: историческими источниками, фрагментами художественной литературы.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. 1 Проследить как наука и техника видоизменяют быт человека. Презентация. Заканчиваем заполнять таблицу.
«Зеркало» меняющейся жизни. 1 Проследить как экономическая, социальная, научная трансформация общества нашла свое отражение в искусстве и литературе. Презентация. Мини-сообщения. Заполнение таблицы.
Спор о будущем общества. 1 Рассмотреть пути дальнейшего общественного развития согласно основным политическим течениям. Политические дебаты.

Для единого тематического комплекса «Наука и техника меняют жизнь человека» была поставлена единая учебная проблема: выяснить, какие положительные и отрицательные изменения принесли наука и техника в жизнь людей XIX века. Подготовка учащихся к изучению указанной темы заключалась в следующем:

  1. Сформировать представление о новой механической картине мира через ряд мини-сообщений о сделанных научных открытиях. Связать полученный материал с уже изученным материалом других предметов (математика, биология, физика, химия). Действующий образ: мир – механизм часов, как и механизм работает по определенным законам.
  2. Сформировать представление об индустриальной революции и ее особенностях. Проведена работа в группах: презентация коллажа посвященного новым отраслям – машиностроению и металлургии. Выяснили, как появление этих новых отраслей промышленности изменили жизнь людей, окружающий мир? Почему XIX век называют веком пара, стали и электричества? Сформировали первичное представление о таких понятиях как научно-технический прогресс, промышленный переворот, техника.
  3. Работая с документами в учебнике: «Великий город» и «Отец Британской империи», используя технику смыслового чтения, учащиеся выяснили для себя как измелилась социальная структура (появление классов), как индустриальное развитие повлияло на мировоззрение, ценностные ориентиры людей, какие возникли исходя из этого проблемы.
  4. Сформировать представление о том, как наука и техника видоизменяют жизнь человека (Приложение 1). Подошли к осмыслению заданной проблемы и вариантам ее решения. Предложенная таблица (Приложение 2) предполагает своей структурой обозначить взаимосвязь науки и техники, показать динамику открытий и частоту внедрения их результатов. Проанализировав данные, ученики приходят к аргументированному выводу. Презентация предлагает визуализировать материал, поработать с фотографиями этого периода (историческим источником), погрузиться в эпоху, что облегчит решение поставленной учебной задачи.

В последующих темах происходит закрепление полученного результата и выход на новую учебную задачу.

Презентация «Прожить один день в XIX веке» создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники. В структуру презентации включены системообразующие, наводящие вопросы, которые предполагают индивидуальную, интерактивную форму работы и решают задачу создания целостного образа восприятия исторической эпохи.

Самый первый слайд погружает нас в атмосферу городка того времени, чувствуется неторопливый ритм жизни, вот прогуливаются пешеходы, едут первые автомобили, кто-то предпочитает конный экипаж. Горожане в основном мужчины, одетые по моде представленного периода, мы видим, что в обиход вошел привычный нам костюм тройка, единственным отличием являются аксессуары: трость и шляпа.

Со второго по шестой слайд представлены новые виды транспорта от омнибуса до первых бензиновых автомобилей. Возникновение общественного и различных форм персонального транспорта говорит об увеличении динамики и мобильности повседневной жизни, люди все чаще покидают родные места, отправляются на заработки в города, иногда требуется время, чтобы добраться до места работы…это так понятно современному, вечно спешащему куда-то человеку.

Седьмой слайд предлагает осмыслить полученную информацию и сделать выводы.

С восьмого по одиннадцатый слайд рассказывается о новых носителях и способах хранения информации. Появление телеграфа и телефона в считанные минуты сблизило два полушария. Как говорил Хосе Ортега-и-Гассет, «можно сидеть в жаркой Андалузии и следить за ходом экспедиции на северном полюсе». Интерес к общественной жизни проявился в популярности газет. На каждом углу можно было встретить громкоголосого, шустрого мальчишку, который настойчиво предложит новый выпуск. С появлением фотографии простые люди теперь могли создать семейный портрет на память. Как правило, во многих современных семьях хранятся старые черно-белые фотографии прабабушек и прадедушек, сделанные в конце XIX – начале XX вв. Рождение кинематографа открывает новую веху в развитии человеческой культуры. Сегодня трудно представить жизнь без телевидения, художественных и познавательных фильмов, развлекательных сериалов и т.п.

Двенадцатый слайд позволяет обобщить полученную информацию, сделать промежуточные выводы и выйти на проблематику особенностей современного общения (отчужденность, одиночество и т.п.), которую можно обсудить в рамках урока обществознания.

С тринадцатого по шестнадцатый слайд речь идет об изобретениях, которые изменили условия быта: отопление, освещение, швейная машинка, граммофон. Сегодня невозможно себе представить жизнь без определенной степени комфорта, которые приносят нам эти технические улучшения. Сегодня трудно найти такого подростка, у которого не было mp3-плеера, а тогда было целое событие – покупка граммофона. Постепенно музыка приходит почти в каждый дом.

Семнадцатый слайд подводит учащихся к мысли об изменении бытовых условий, изменении социальной структуры, появлении профессий, связанных непосредственно с техникой.

В итоге микро-выводы и заполненная таблица помогают учащимся сделать аргументированный, обобщающий вывод по поставленной изначально проблеме. Однако они не просто посмотрели представленную презентацию, они мысленно погрузились в историческую эпоху, соотнесли изучаемые факты с собственным жизненным опытом, таким образом, присвоили полученные знания.

Что можно сказать о результатах проделанной работы? Пока рано делать далеко идущие выводы, как говорится, работа в этом направлении только началась. Такой урок был проведен в двух 8 классах, количество учащихся составило 50 человек. Развернутый аргументированный вывод сделало 30% учащихся, около 60% учащихся представило компилированный вывод (на базе промежуточных микро-выводов), естественно было несколько человек, которые ограничились примитивным выводом в два предложения. Необходимо отметить, что несколько обучающихся в своих выводах вышли на встречные вопросы.

Могу констатировать интерес к изучаемой теме у 90% учащихся. Как правило, большой популярностью пользуются интерактивные формы работы.

Таким образом, новое явление «клиповое мышление» ставит перед педагогами проблему поиска новых эффективных способов обучения, так как независимо от педагогической парадигмы, мы воспитываем самостоятельную, критически мыслящую личность.

Новая форма сознания это ответ на условия современного мира - бытие перегружено информацией. С одной стороны это форма защиты от «перегрузки», с другой форма адаптации, отсюда его поверхностность и многозадачность. Это реалии современности и с этим нужно работать. Если это фрагментарное мышление, следовательно, нужно задать систему координат этих фрагментов. Необходимо избегать большого количества разнородной информации, материал нужно строить максимально лаконично, подавать системно, в определенной структуре, чтобы фрагменты укладывались в общую картину. Данная работа была проделана в рамках презентации «Прожить один день в XIX веке».

Список литературы:

  1. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). М., Просвещение, 2010. С.5.
  2. Пушкарева Н. История повседневности // Электронная энциклопедия «Кругосвет». krugosvet.ru/enc/istoriya/ISTORIYA_POVSEDNEVNOSTI.html
  3. Семеновских Т.В. Клиповое мышление – феномен современности. // Оптимальные коммуникации. Эпистемический ресурс Академии медиаиндусрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ. jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/