Ход урока
1. Эмоциональный настрой на урок (приветствие учителя)
2. Введение в тему высказывания
Учитель: Наш урок проводится в середине апреля. Это настоящая золотая серединка весны - самой долгожданной, самой радостной из времен года. И, конечно, неслучайно, что настроение у всех, что ни на есть весеннее. Кажется, что ничто не может его испортить. Но вот беда, на нашем небосклоне появилось дождливое облачко (на доске появляется фрагмент динамической картины в виде облачка). Но посмотрите на него, оно дождливое, но совсем не хмурое и темное. Оно доброе и приветствует вас всех капельками веселого дождика. На что похожи эти капельки?
Дети: Капельки похожи на букву мягкий знак.
(Проводится каллиграфическая минутка. Учитель предлагает ученикам собрать капельки дождливого облачка в тетради).
Учитель: Вот мы и собрали приветы облачка. Осталось сказать нашему облачку: “Здравствуй!”.
Далекий путь всегда оказывается коротким, если его преодолевать вместе с кем-то. Вы заметили, что капельки с облачка летели к нам в тетради парами. Давайте же и мы будем сегодня работать на нашем уроке парами, сообща. А первое дело, которое мы сделаем сообща, а значит принесем радость друг другу, будет выделение самой лучшей из написанных пар букв в тетрадях товарища по парте. Не забывайте при этом зажигать огоньки дружбы и радости.
Совсем неслучайно облачко заглянуло к нам сегодня в гости. Ведь это один из символов весны - теплый весенний дождик. А какие весенние слова вы знаете с буквой “ь”? (Дети вспоминают весенние слова: капель, оттепель, сосулька, апрель)
(Проводится словарная работа. При записи ученики проговаривают орфограммы и проставляют ударение. При написании слова апрель рассматривается его этимологическое значение.
Следующей формой словарной работы является запись предложения на доске и в тетрадях учащихся).
Март с водой, апрель с травой.
Учитель: В какой форме предстает перед нами это предложение?
Дети: В форме русской поговорки.
Учитель: Объясните смысл этой поговорки? В чем особенность записанного вами предложения?
Дети: Это предложение состоит из слов, отвечающих на вопрос что? с предлогами.
Учитель: Апрель приходит к нам не только под звуки теплого весеннего дождика, не только с запахом первой зеленой травы, но и с цветением первых цветов. Посмотрите, какой весенний букет тюльпанов дарит нам апрель. Но, что это? Один цветок этого букета не раскрылся. Поможем же ему это сделать.
(Работа проводится в виде дидактической игры: Я начну, а ты продолжи. После правильных ответов учеников бутон тюльпана раскрывается.)
Учитель: Пробуждается природа, все вокруг расцветает и оживает. Хочется, чтобы вместе с этим расцветом природы пробудились ваши лучшие мысли. Сегодня мы обобщаем наши знания о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?
(Продолжается работа с динамической картиной. Учитель обращает внимание детей на стихотворение, которое записано с помощью слов и рисунков).
В_сна! Д_нек прекрасный,
В с_ду стр_ляют почки
И протирают глазки
З_леные л_сточки
(Учитель проводит работу над стихотворением. Дети читают его про себя, а затем вслух. Проводится работа в парах по объяснению орфограмм в словах предложения. Работа проводится в устной форме. Далее дети записывают это стихотворение в тетрадях, вставляя пропущенные орфограммы).
Проводится физминутка:
Солнце спит, небо спит,
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало
Всем лучи свои послало
Вдруг повеял ветерок
Небо тучей заволок
И деревья раскачал
Вот так! Вот так!
Солнце клонится все ниже
Вот и спряталось за тучи
Ни один не виден лучик.
Вторая половина урока посвящена творческой работе. Подготовка к этой работе начинается с проведения дидактической игры “Солнечные зайчики”.Учитель “отпускает” солнечные зайчики в виде вопросов кто? что? А дети должны сказать слово.
Учитель после проведенной работы предлагает ученикам опустить головы на парты, закрыть глаза. Одновременно с этим включается музыкальный фрагмент из произведения Э. Грига “Пер Гюнт” (“Утро”).
Учитель: Я была в лесу апрельским днем. Остановилась у разговорчивого ручья. Веселый ручеек рассказал мне интересную историю в музыкальных звуках. Включите свое воображение и фантазию, послушайте эту музыкальную историю. Что вам представилось, что вы увидели и почувствовали? Что навеяло и что подсказала эта удивительная музыка? (Дети делятся своими мыслями об услышанном). Мы с вами еще раз убедились, что звуки рождают мысли и образы.
А вот, что услышала я в мелодии веселого апрельского ручейка. (Открывается последняя часть динамической картины, на которой изображен в рисунках, пробуждающийся весенний лес.
Работа с деформированным предложением. (Детям предлагается собрать рассыпанное предложение и записать его в тетрадь).
Учитель: Вот и последнее на сегодня задание, которое я предлагаю вам выполнить:
Весной природа пробуждается от сна.
Подводится эмоциональный итог урока. Вот и заканчивается наш апрельский весенний урок. Апрель – серединка весны. Весна продолжается, она еще долго будет радовать нас своими красками, своими волшебными звуками. Весну недаром называют утром года. Настроение весны, наверняка, передалось на нашем уроке и вам.
А вы ребятки свое настроение изобразите в тетрадках.
Спасибо вам за урок!!!