Приоритетная цель современного школьного образования – развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми означает приобретение способностей к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Основные цели:
- расширить знания о фосфоре и его соединениях;
- тренировать умение использовать метод рефлексивной самоорганизации при решении познавательных задач;
- тренировать умение пользоваться картами, схемами;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, умение работать с текстом учебника и дополнительной литературы, навыки самоконтроля, развивать логическое мышление, познавательные процессы, коммуникативные способности.
Задачи урока: стимулирование познавательного интереса школьников, развитие их интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний о фосфоре, его аллотропных модификациях, умения использовать полученные знания для объяснения свойств и областей их применения.
Оборудование и реактивы: учебные тексты, карта “Полезные ископаемые”, образцы минералов, люминесцирующие бусы и компас, д/м “Химические элементы” (фосфор), диск “Открытая химия”, интерактивная доска, компьютер, сероуглеродный раствор, фосфор, фильтровальная бумага, растворы сульфата натрия, хлорида натрия, ортофосфата натрия, нитрата серебра. Вещества – нитрат калия, сера, красный фосфор, древесный уголь, штативы, спиртовки, пробирки, стеклянная трубка, стеклянная палочка, резиновая груша.
Ход урока
Организационный момент.
Психологическая разминка.
Все мы разные, но чем-то похожи. Проверим.
- Кто любит мороженое? (Поднимите правую руку)
- У кого дома есть домашние животные? (Поднимите левую руку)
- Кто любит свою семью? (Хлопните в ладоши)
- У кого есть друзья? (Улыбнитесь)
Теперь мы знаем больше друг друга, а значит, мы одна команда и будем работать вместе и дух партнерства поможет нам в этом.
Девиз урока.
“Собраться вместе – это начало
Держаться вместе – это прогресс
Работать вместе – это успех”.
Мотивационно-ориентационный этап.
- Этот элемент академик А. Е. Ферсман назвал элементом жизни и мысли, без него невозможно существование жизни на Земле, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он составляет основу нервных, мышечных, мозговых и костных тканей, расположен в VА группе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. О каком элементе идет речь?
- Что вы хотели бы узнать на уроке об этом элементе?
Исходя из ответов учащихся, вместе с ними формулируем тему урока и определяем цели и задачи его этапов.
- Сообщаю учащимся, что значительную часть урока, они будут работать самостоятельно и фиксировать результаты деятельности на рабочих листах.
Рабочий лист ученика(цы) ___ класса
По теме: “Фосфор. Аллотропные модификации. Свойства и применение фосфора”
Фамилия, имя____________________________
1. Положение ПС и строение атома фосфора:
а) положение в ПС _______________________
б) схема строения атома
в) полная электронная формула (подчеркните валентные электроны)_________________
г) возможные степени окисления_________________________
2. Аллотропия – это _____________________________________
3. Примеры аллотропных модификаций фосфора ______________________
4. Сравнение белого, черного и красного фосфора, _____________________
Признаки сравнения | Белый | Черный | Красный |
Агрегатное состояние | Похож на очищенный воск или парафин, легко режется ножом, деформируется от небольших усилий | Черные блестящие кристаллы, жирные на ощупь, весьма похожи на графит | Полимер со сложной структурой, хрупкое твердое вещество |
Цвет | Белый, из-за примесей может иметь желтоватый оттенок | Черный с металлическим блеском | От пупурно-красного до фиолетового |
Температура плавления, 0С | 44,1 | 1000 | 500 |
Свечение | Бледно-зеленое | - | - |
Растворимость | В сероуглероде | Не растворяется в воде и органических растворителях | В расплавленных металлах (Рb, Вi) |
Плотность (кг\м3) | 1823 | 2690 | 2400 |
Электропроводность | - | Проводит | - |
Способы хранения | В специальных инертных средах, при отсутствии воздуха, под слоем очищенной воды | Термодинамически стабильная и химически наименее активная форма | Термодинамически стабильная модификация |
5. Химические свойства фосфора
Фосфор | Фосфор |
Как окислитель | Как восстановитель |
6. Лабораторный опыт
Что делал(а) | Что наблюдал(а) |
7. Методы изучения веществ в химии__________
8. Исторические факты
Дата | Ученый | Действия | Результат |
Вывод |
9. Ответы на вопросы:
1.____________________
2.____________________
3.____________________
4.____________________
5.____________________
10. Синквейн________________________________________
____________________________________________________
Изучение нового материала.
Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями.
Первый. Фосфор в переводе с греческого означает “светоносный, светящийся”. Вот несколько строк из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: “Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице… В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитывала мою одежду и даже ботинки, что, когда ночью я шел из университета по темным, неосвещенным… улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры… Вскоре среди жителей … Москвы из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о “светящемся монахе”.
Тайны открытия фосфора.
(Демонстрация видеофрагмента об открытии фосфора Г. Брандом)
Гамбургский алхимик и купец Генниг Бранд, выделивший фосфор в 1669 г., сразу же стал наживаться с его помощью. Показывая всем желающим светящийся в темноте “мой огонь”, как называл его Г. Бранд, он получал подарки и деньги. Причем показ окружался достаточной таинственностью.
(Появляется учащийся, исполняющий роль Бранда.)
Ну, теперь я разбогатею. Только я ведаю тайной “моего огня”. Только мне подвластна сила “светоносца”. Люди, кто не видел таинственное свечение в полной темноте? Спешите видеть чудо холодного огня, заточенного в колбе и укрощенного мною. За отдельную доплату каждый может прикоснуться к “светоносцу”. Спешите! (Демонстрирует “светящееся вещество”).
Но число лиц, видевших “удивительного светоносца”, росло, поэтому хранить тайну фосфора стало нелегко, и делец Г. Бранд за 200 талеров продал секрет дрезденскому химику И. Крафту.
Затем немецкий алхимик И. Кункель узнал через Крафта рецепт изготовления и сумел получить фосфор, заявив о своем притязании на самостоятельность открытия. В 1680 г. Фосфор был получен и Р. Бойлем. В 1847 г. Австрийский химик А. Шреттер, нагревая белый фосфор без доступа воздуха до 300 градусов С0, получил красный фосфор, который в отличие от белого не был ядовит и не воспламенялся на воздухе. В 1914 г. Американский физик П. Бриджмен, подвергнув белый фосфор
Нагреванию при значительном давлении, получил третью модификацию – черный фосфор.
Фосфор как химический элемент.
Учащиеся самостоятельно дают характеристику элемента, используя Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева; план характеристики приведен в учебнике и заполняют рабочий лист ученика.
Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности атома фосфора.
Школьники работают с учебником, дают характеристику трех аллотропных модификаций фосфора - красного, белого и черного. По окончании работы провожу беседу, учащиеся выстраивают аллотропные модификации в порядке возрастания химической активности: черный фосфор- красный фосфор – белый фосфор.
Затем предлагаю прокомментировать описание собаки из романа А. Конан Дойля “Собака Баскервилей”.
Химические свойства фосфора.
Рассматривая строение атома, вы выяснили, что простое вещество фосфор – довольно активный неметалл, он способен проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. В реакциях с какими веществами и почему он проявляет себя по разному?
Отвечая на этот вопрос, школьники самостоятельно работают с учебником и дополнительной литературой и заполняют таблицу.
Сообщение учащегося.
Наиболее распространенная модификация – белый фосфор. В воде он практически нерастворим, но с водяным паром довольно легко дает газовую смесь. Хорошо растворим в эфире, бензоле, скипидаре и маслах, но лучше всего- в сероуглероде. Если окунуть фильтровальную бумагу в сероуглеродный раствор фосфора, а потом оставить на воздухе, то через некоторое время (после испарения растворителя) бумага загорится. Мелкие частицы фосфора самовоспламеняются:
Р4 + 5О2 = 2Р2О5
(Демонстрация опыта под тягой! Проводит учитель)
Фосфор воспламеняется и при трении, поэтому его режут на куски только под водой. Свечение фосфора в темноте объясняется тем, что пары вещества окисляются кислородом воздуха с выделением света. (Демонстрация люминесцирующих компаса и бус.)
Белый фосфор – исключительно ядовитое вещество. Противоядием служит сильно разбавленный раствор сульфата меди (II). Он обезвреживает фосфор. Переводя его в фосфид меди.
Из воспоминаний бывшей работницы одной из спичечных фабрик А. Коревановой: “В фосфорном цехе варили фосфор для спичек… Когда фосфор кипит, бурлит и варится, из горла бутылки пышет пламя и одновременно выходит вонючий газ…не только около рабочего, но даже около костюма его, где он висит, нельзя было пройти, а ночью костюм огнем светится. Производство, конечно, очень вредное: попадет фосфор на тело, так и знай, будет язва. От газа у рабочих дрябли кости, носы проваливались, зубы крошились. Но кто заболел – уходи, другие найдутся, голодных много”.
Затем демонстрирую видеоролик с диска “Открытая химия” “Взаимодействие фосфора с металлами и неметаллами:
Р4+ 6Zn =2Zn3P2;
Р4 + 6С I2= 4РСI3;
Р4 + 7S = Р4 S7.
Сильные окислители превращают фосфор в фосфорную кислоту. Наиболее важные соединения фосфора – оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Учащиеся дают характеристику этих соединений. Оксид фосфора (V) кислотный, это твердое вещество, рыхлый порошок белого цвета, гигроскопичен, используется как осушитель газов и жидкостей. Хранить его необходимо в герметически закрытых сосудах. Он образуется при сгорании фосфора в избытке воздуха (при недостатке кислорода образуется оксид фосфора (III)). Ортофосфорная кислота – твердое кристаллическое вещество, бесцветное, растворимое в воде. Диссоциация этой кислоты происходит ступенчато. Вещество проявляет общие свойства кислот: изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами, основными оксидами, солями слабых кислот, аммиаком, основаниями. Школьники составляют уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Затем рассматриваем специфические свойства ортофосфорной кислоты.
Прежде всего, сообщаю, что ортофосфорная кислота образует три ряда солей: ортофосфаты, гидроортофосфаты, дигидроортофосфаты. Учащиеся составляют формулы нескольких солей и дают им названия.
Для того чтобы учащиеся запомнили качественную реакцию на ортофосфат-ион, предлагаю им выполнить лабораторный опыт. Даны сульфат натрия, хлорид натрия, ортофосфат натрия. Как определить, в какой пробирке находится соль ортофосфорной кислоты? Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Выполнив задание, школьники делают вывод: реактивом на соли ортофосфорной кислоты является нитрат серебра, в результате выпадает осадок желтого цвета.
Ответы на вопросы.
1. Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением? (Это физико-химическое явление, так как сначала происходит испарение молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом, служащее причиной свечения.)
2. Почему модницы в 70-80-гг.ХХ в. Быстро отказались от фосфорных бус? (Ношение таких бус вредит здоровью, так как фосфор – ядовитое вещество.)
3. Как повлияет на свечение фосфора увеличение давления? (При увеличении давления свечение прекращается, так как препятствует испарению молекул фосфора.)
4. Какие вещества зашифрованы в цепочках превращений:
А) Р –—> 5 –—> Са3(РО4)2;
Б) Р –—> А –—> Б –—> Н3РО4;
В)
Ответ: А – Мд3 Р2; Б – Р2О5; С – Н3Р.
5. Составьте генетический ряд фосфора, используя следующие формулы веществ:
РН3; Н 3РО4; Са3Р2; Са 3(РО4)2; (NН4)3РО4; Р.
Учащиеся составляют цепочку превращений и записывают уравнения реакций.
В настоящее время составление синквейна широко используется и как самостоятельный элемент на уроках разного типа. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтеза сложной информации большого объема, оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Это форма свободного творчества, формирующая у школьников умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Правила написания синквейна.
1. Первая строка – тема (существительное или местоимение).
2. Вторая строка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия).
3. Третья строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Пятая строка – слово-рюземе, характеризующее суть темы.
Привожу пример.
Фосфор.
Обычный и необычный.
Связывается. Структурируется. Образует
Аллотропные модификации с разными свойствами.
Нужный.
Проверку организую с использованием интерактивной доски.
Распространение фосфора в природе.
Сообщение ученика.
Содержание фосфора в земной коре около 0,12% (масс.) Исследования спутника Земли – Луны также показали присутствие там фосфора. Причем его содержание на Луне 0,08% (масс.)
Фосфор встречается в природе только в связанном состоянии: в виде солей. Это резко отличает его от азота и косвенно подтверждает его высокую реакционную способность.
Важнейшие минералы – фосфорит и апатит. Крупные месторождения фосфорита, содержащего фосфат кальция, находятся в Южном Казахстане в горах Кара-Тау.
(Демонстрация месторождения на карте и образцов минералов.)
В состав апатита наряду с фосфатом кальция входит и хлорид кальция. Основная добыча ведется на Кольском полуострове.
Добытые полезные ископаемые используются в основном для производства удобрений, повышающих урожайность сельскохозяйственных растений.
Применение фосфора.
На этом этапе урока учащиеся демонстрируют презентацию по данной теме.
Учитель проводит занимательные опыты.
Опыт 1. Горение различных веществ в расплавленных кристаллах.
На столе устанавливают три штатива и закрепляют на каждом по одной пробирке, на 1\3 заполненной белыми кристаллами нитрата калия. Все три пробирки закреплены строго вертикально. Их нагревают одновременно тремя спиртовками. Когда кристаллы расплавятся, в первую пробирку опускают кусочек предварительно нагретого древесного угля, во вторую – кусочек нагретой серы, в третью – немного зажженного красного фосфора.
В первой пробирке кусочек угля горит, подпрыгивая при этом, а иногда даже выскакивает из пробирки. Во второй пробирке кусочек серы горит ярким пламенем. В третьей пробирке красный фосфор сгорает, выделяя такое количество теплоты, что плавится пробирка.
Вопрос и ответ.
Почему так ярко горят уголь, сера и фосфор в расплавленных кристаллах нитрата калия?
Нитрат калия при нагревании разлагается, выделяя свободный кислород, с которым активно взаимодействуют горючие вещества.
Опыт 2. Превращение красного фосфора в белый.
Стеклянную трубку диаметром в 4–5 мл и длиной 30 см оплавляют с обеих сторон. Затем отверстие трубки закрывают с одной стороны пробкой (влажной), а через второе отверстие с помощью стеклянной палочки или проволоки проталкивают немного красного фосфора (0,3 объема горошины) до середины трубки.
Трубку начинают осторожно нагревать на спиртовке в том месте, где находится красный фосфор. Внутри трубки появляется беловатый дымок, который оседает на внутренней поверхности в виде бело-желтого налета. Если вынуть пробку и на расстоянии 5-8 см продувать резиновой грушей воздух через трубку, то из нее будут вылетать языки пламени и кольца белого дыма, создавая эффектное зрелище.
Вопросы и ответы.
1. Что происходит при нагревании красного фосфора в трубке?
Красный фосфор при нагревании превращается в пары белого фосфора, который оседает на холодных стенках трубки.
2. Почему при продувании воздуха из трубки появляется огонь и белый дым?
Трубка нагрета выше температуры воспламенения белого фосфора. При продувании воздуха через трубку белый фосфор загорается и из трубки вырываются языки пламени горящего фосфора и кольца белого дыма – оксида фосфора (V).
Рефлексия учебной деятельности.
- Подведем итоги урока. Какие знания вы приобрели? (Мы узнали много полезного и интересного о фосфоре, его аллтропных модификациях, свойствах и их применении)
- Цели урока достигли? (Да)
- Хорошо. Я с вами согласна. Но чтобы закрепить ваши знания рекомендую вам в качестве домашнего задания: материал из учебника и упр. 1 (уровень 1), упр. 2 (уровень 2), расчетная задача 5 (уровень 3), а также творческое задание – подготовить презентацию по теме “Биологическое значение фосфора”.
- Оцените собственную познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока. Поставьте ее в тетрадь.
- Кто хотел бы прокомментировать свою работу на уроке? Свою отметку?
- Спасибо за урок, доставивший мне большое удовольствие!
Литература
- Литвак Ш. И. Фосфор на службе урожая. М.: Просвещение, 1984.
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. М.: Оникс Мир и Образование, 2010.
- Сомин Л. Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978.
- Фадеев Г. Н. Пятая вертикаль Периодической системы. М.: Просвещение, 1973.
- Химия и жизнь. 1968, №2.