Тема урока "Фосфор. Аллотропные модификации. Свойства и применение фосфора"

Разделы: Химия


Приоритетная цель современного школьного образования – развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми означает приобретение способностей к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Основные цели:

  • расширить знания о фосфоре и его соединениях;
  • тренировать умение использовать метод рефлексивной самоорганизации при решении познавательных задач;
  • тренировать умение пользоваться картами, схемами;
  • тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, умение работать с текстом учебника и дополнительной литературы, навыки самоконтроля, развивать логическое мышление, познавательные процессы, коммуникативные способности.

Задачи урока: стимулирование познавательного интереса школьников, развитие их интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний о фосфоре, его аллотропных модификациях, умения использовать полученные знания для объяснения свойств и областей их применения.

Оборудование и реактивы: учебные тексты, карта “Полезные ископаемые”, образцы минералов, люминесцирующие бусы и компас, д/м “Химические элементы” (фосфор), диск “Открытая химия”, интерактивная доска, компьютер, сероуглеродный раствор, фосфор, фильтровальная бумага, растворы сульфата натрия, хлорида натрия, ортофосфата натрия, нитрата серебра. Вещества – нитрат калия, сера, красный фосфор, древесный уголь, штативы, спиртовки, пробирки, стеклянная трубка, стеклянная палочка, резиновая груша.

Ход урока

Организационный момент.

Психологическая разминка.

Все мы разные, но чем-то похожи. Проверим.

  1. Кто любит мороженое? (Поднимите правую руку)
  2. У кого дома есть домашние животные? (Поднимите левую руку)
  3. Кто любит свою семью? (Хлопните в ладоши)
  4. У кого есть друзья? (Улыбнитесь)

Теперь мы знаем больше друг друга, а значит, мы одна команда и будем работать вместе и дух партнерства поможет нам в этом.

Девиз урока.

“Собраться вместе – это начало
Держаться вместе – это прогресс
Работать вместе – это успех”.

Мотивационно-ориентационный этап.

- Этот элемент академик А. Е. Ферсман назвал элементом жизни и мысли, без него невозможно существование жизни на Земле, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он составляет основу нервных, мышечных, мозговых и костных тканей, расположен в VА группе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. О каком элементе идет речь?

- Что вы хотели бы узнать на уроке об этом элементе?

Исходя из ответов учащихся, вместе с ними формулируем тему урока и определяем цели и задачи его этапов.

- Сообщаю учащимся, что значительную часть урока, они будут работать самостоятельно и фиксировать результаты деятельности на рабочих листах.

Рабочий лист ученика(цы) ___ класса

По теме: “Фосфор. Аллотропные модификации. Свойства и применение фосфора”

Фамилия, имя____________________________

1. Положение ПС и строение атома фосфора:

а) положение в ПС _______________________

б) схема строения атома

в) полная электронная формула (подчеркните валентные электроны)_________________

г) возможные степени окисления_________________________

2. Аллотропия – это _____________________________________

3. Примеры аллотропных модификаций фосфора   ______________________

4. Сравнение белого, черного и красного фосфора, _____________________

Признаки сравнения Белый Черный Красный
Агрегатное состояние Похож на очищенный воск или парафин, легко режется ножом, деформируется от небольших усилий Черные блестящие кристаллы, жирные на ощупь, весьма похожи на графит Полимер со сложной структурой, хрупкое твердое вещество
Цвет Белый, из-за примесей может иметь желтоватый оттенок Черный с металлическим блеском От пупурно-красного до фиолетового
Температура плавления, 0С 44,1 1000 500
Свечение Бледно-зеленое - -
Растворимость В сероуглероде Не растворяется в воде и органических растворителях В расплавленных металлах (Рb, Вi)
Плотность (кг\м3) 1823 2690 2400
Электропроводность - Проводит -
Способы хранения В специальных инертных средах, при отсутствии воздуха, под слоем очищенной воды Термодинамически стабильная и химически наименее активная форма Термодинамически стабильная модификация

5. Химические свойства фосфора

Фосфор Фосфор
Как окислитель Как восстановитель

6. Лабораторный опыт

Что делал(а) Что наблюдал(а)
   

7. Методы изучения веществ в химии__________

8. Исторические факты

Дата Ученый Действия Результат
       
       
       
       
Вывод  

9.  Ответы на вопросы:

1.____________________
2.____________________
3.____________________
4.____________________
5.____________________

10. Синквейн________________________________________
____________________________________________________

Изучение нового материала.

Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями.

Первый. Фосфор в переводе с греческого означает “светоносный, светящийся”. Вот несколько строк из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: “Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице… В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитывала мою одежду и даже ботинки, что, когда ночью я шел из университета по темным, неосвещенным… улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры… Вскоре среди жителей … Москвы из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о “светящемся монахе”.

Тайны открытия фосфора.

(Демонстрация видеофрагмента об открытии фосфора Г. Брандом)

Гамбургский алхимик и купец Генниг Бранд, выделивший фосфор в 1669 г., сразу же стал наживаться с его помощью. Показывая всем желающим светящийся в темноте “мой огонь”, как называл его Г. Бранд, он получал подарки и деньги. Причем показ окружался достаточной таинственностью.

(Появляется учащийся, исполняющий роль Бранда.)

Ну, теперь я разбогатею. Только я ведаю тайной “моего огня”. Только мне подвластна сила “светоносца”. Люди, кто не видел таинственное свечение в полной темноте? Спешите видеть чудо холодного огня, заточенного в колбе и укрощенного мною. За отдельную доплату каждый может прикоснуться к “светоносцу”. Спешите! (Демонстрирует “светящееся вещество”).

Но число лиц, видевших “удивительного светоносца”, росло, поэтому хранить тайну фосфора стало нелегко, и делец Г. Бранд за 200 талеров продал секрет дрезденскому химику И. Крафту.

Затем немецкий алхимик И. Кункель узнал через Крафта рецепт изготовления и сумел получить фосфор, заявив о своем притязании на самостоятельность открытия. В 1680 г. Фосфор был получен и Р. Бойлем. В 1847 г. Австрийский химик А. Шреттер, нагревая белый фосфор без доступа воздуха до 300 градусов С0, получил красный фосфор, который в отличие от белого не был ядовит и не воспламенялся на воздухе. В 1914 г. Американский физик П. Бриджмен, подвергнув белый фосфор

Нагреванию при значительном давлении, получил третью модификацию – черный фосфор.

Фосфор как химический элемент.

Учащиеся самостоятельно дают характеристику элемента, используя Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева; план характеристики приведен в учебнике и заполняют рабочий лист ученика.

Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности атома фосфора.

Школьники работают с учебником, дают характеристику трех аллотропных модификаций фосфора - красного, белого и черного. По окончании работы провожу беседу, учащиеся выстраивают аллотропные модификации в порядке возрастания химической активности: черный фосфор- красный фосфор – белый фосфор.

Затем предлагаю прокомментировать описание собаки из романа А. Конан Дойля “Собака Баскервилей”.

Химические свойства фосфора.

Рассматривая строение атома, вы выяснили, что простое вещество фосфор – довольно активный неметалл, он способен проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. В реакциях с какими веществами и почему он проявляет себя по разному?

Отвечая на этот вопрос, школьники самостоятельно работают с учебником и дополнительной литературой и заполняют таблицу.

Сообщение учащегося.

Наиболее распространенная модификация – белый фосфор. В воде он практически нерастворим, но с водяным паром довольно легко дает газовую смесь. Хорошо растворим в эфире, бензоле, скипидаре и маслах, но лучше всего- в сероуглероде. Если окунуть фильтровальную бумагу в сероуглеродный раствор фосфора, а потом оставить на воздухе, то через некоторое время (после испарения растворителя) бумага загорится. Мелкие частицы фосфора самовоспламеняются:

Р4 + 5О2 = 2Р2О5

(Демонстрация опыта под тягой! Проводит учитель)

Фосфор воспламеняется и при трении, поэтому его режут на куски только под водой. Свечение фосфора в темноте объясняется тем, что пары вещества окисляются кислородом воздуха с выделением света. (Демонстрация люминесцирующих компаса и бус.)

Белый фосфор – исключительно ядовитое вещество. Противоядием служит сильно разбавленный раствор сульфата меди (II). Он обезвреживает фосфор. Переводя его в фосфид меди.

Из воспоминаний бывшей работницы одной из спичечных фабрик А. Коревановой: “В фосфорном цехе варили фосфор для спичек… Когда фосфор кипит, бурлит и варится, из горла бутылки пышет пламя и одновременно выходит вонючий газ…не только около рабочего, но даже около костюма его, где он висит, нельзя было пройти, а ночью костюм огнем светится. Производство, конечно, очень вредное: попадет фосфор на тело, так и знай, будет язва. От газа у рабочих дрябли кости, носы проваливались, зубы крошились. Но кто заболел – уходи, другие найдутся, голодных много”.

Затем демонстрирую видеоролик с диска “Открытая химия” “Взаимодействие фосфора с металлами и неметаллами:

Р4+ 6Zn =2Zn3P2;

Р4 + 6С I2= 4РСI3;

Р4 + 7S = Р4 S7.

Сильные окислители превращают фосфор в фосфорную кислоту. Наиболее важные соединения фосфора – оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Учащиеся дают характеристику этих соединений. Оксид фосфора (V) кислотный, это твердое вещество, рыхлый порошок белого цвета, гигроскопичен, используется как осушитель газов и жидкостей. Хранить его необходимо в герметически закрытых сосудах. Он образуется при сгорании фосфора в избытке воздуха (при недостатке кислорода образуется оксид фосфора (III)). Ортофосфорная кислота – твердое кристаллическое вещество, бесцветное, растворимое в воде. Диссоциация этой кислоты происходит ступенчато. Вещество проявляет общие свойства кислот: изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами, основными оксидами, солями слабых кислот, аммиаком, основаниями. Школьники составляют уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Затем рассматриваем специфические свойства ортофосфорной кислоты.

Прежде всего, сообщаю, что ортофосфорная кислота образует три ряда солей: ортофосфаты, гидроортофосфаты, дигидроортофосфаты. Учащиеся составляют формулы нескольких солей и дают им названия.

Для того чтобы учащиеся запомнили качественную реакцию на ортофосфат-ион, предлагаю им выполнить лабораторный опыт. Даны сульфат натрия, хлорид натрия, ортофосфат натрия. Как определить, в какой пробирке находится соль ортофосфорной кислоты? Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Выполнив задание, школьники делают вывод: реактивом на соли ортофосфорной кислоты является нитрат серебра, в результате выпадает осадок желтого цвета.

Ответы на вопросы.

1. Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением? (Это физико-химическое явление, так как сначала происходит испарение молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом, служащее причиной свечения.)

2. Почему модницы в 70-80-гг.ХХ в. Быстро отказались от фосфорных бус? (Ношение таких бус вредит здоровью, так как фосфор – ядовитое вещество.)

3. Как повлияет на свечение фосфора увеличение давления? (При увеличении давления свечение прекращается, так как препятствует испарению молекул фосфора.)

4. Какие вещества зашифрованы в цепочках превращений:

А) Р –—> 5 –—> Са3(РО4)2;

Б) Р –—> А –—> Б –—> Н3РО4;

В)

Ответ: А – Мд3 Р2; Б – Р2О5; С – Н3Р.

5. Составьте генетический ряд фосфора, используя следующие формулы веществ:

РН3; Н 3РО4; Са3Р2; Са 3(РО4)2; (NН4)3РО4; Р.

Учащиеся составляют цепочку превращений и записывают уравнения реакций.

В настоящее время составление синквейна широко используется и как самостоятельный элемент на уроках разного типа. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтеза сложной информации большого объема, оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Это форма свободного творчества, формирующая у школьников умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Правила написания синквейна.

1. Первая строка – тема (существительное или местоимение).

2. Вторая строка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия).

3. Третья строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Пятая строка – слово-рюземе, характеризующее суть темы.

Привожу пример.

Фосфор.

Обычный и необычный.

Связывается. Структурируется. Образует

Аллотропные модификации с разными свойствами.

Нужный.

Проверку организую с использованием интерактивной доски.

Распространение фосфора в природе.

Сообщение ученика.

Содержание фосфора в земной коре около 0,12% (масс.) Исследования спутника Земли – Луны также показали присутствие там фосфора. Причем его содержание на Луне 0,08% (масс.)

Фосфор встречается в природе только в связанном состоянии: в виде солей. Это резко отличает его от азота и косвенно подтверждает его высокую реакционную способность.

Важнейшие минералы – фосфорит и апатит. Крупные месторождения фосфорита, содержащего фосфат кальция, находятся в Южном Казахстане в горах Кара-Тау.

(Демонстрация месторождения на карте и образцов минералов.)

В состав апатита наряду с фосфатом кальция входит и хлорид кальция. Основная добыча ведется на Кольском полуострове.

Добытые полезные ископаемые используются в основном для производства удобрений, повышающих урожайность сельскохозяйственных растений.

Применение фосфора.

На этом этапе урока учащиеся демонстрируют презентацию по данной теме.

Учитель проводит занимательные опыты.

Опыт 1. Горение различных веществ в расплавленных кристаллах.

На столе устанавливают три штатива и закрепляют на каждом по одной пробирке, на 1\3 заполненной белыми кристаллами нитрата калия. Все три пробирки закреплены строго вертикально. Их нагревают одновременно тремя спиртовками. Когда кристаллы расплавятся, в первую пробирку опускают кусочек предварительно нагретого древесного угля, во вторую – кусочек нагретой серы, в третью – немного зажженного красного фосфора.

В первой пробирке кусочек угля горит, подпрыгивая при этом, а иногда даже выскакивает из пробирки. Во второй пробирке кусочек серы горит ярким пламенем. В третьей пробирке красный фосфор сгорает, выделяя такое количество теплоты, что плавится пробирка.

Вопрос и ответ.

Почему так ярко горят уголь, сера и фосфор в расплавленных кристаллах нитрата калия?

Нитрат калия при нагревании разлагается, выделяя свободный кислород, с которым активно взаимодействуют горючие вещества.

Опыт 2. Превращение красного фосфора в белый.

Стеклянную трубку диаметром в 4–5 мл и длиной 30 см оплавляют с обеих сторон. Затем отверстие трубки закрывают с одной стороны пробкой (влажной), а через второе отверстие с помощью стеклянной палочки или проволоки проталкивают немного красного фосфора (0,3 объема горошины) до середины трубки.

Трубку начинают осторожно нагревать на спиртовке в том месте, где находится красный фосфор. Внутри трубки появляется беловатый дымок, который оседает на внутренней поверхности в виде бело-желтого налета. Если вынуть пробку и на расстоянии 5-8 см продувать резиновой грушей воздух через трубку, то из нее будут вылетать языки пламени и кольца белого дыма, создавая эффектное зрелище.

Вопросы и ответы.

1. Что происходит при нагревании красного фосфора в трубке?

Красный фосфор при нагревании превращается в пары белого фосфора, который оседает на холодных стенках трубки.

2. Почему при продувании воздуха из трубки появляется огонь и белый дым?

Трубка нагрета выше температуры воспламенения белого фосфора. При продувании воздуха через трубку белый фосфор загорается и из трубки вырываются языки пламени горящего фосфора и кольца белого дыма – оксида фосфора (V).

Рефлексия учебной деятельности.

- Подведем итоги урока. Какие знания вы приобрели? (Мы узнали много полезного и интересного о фосфоре, его аллтропных модификациях, свойствах и их применении)

- Цели урока достигли? (Да)

- Хорошо. Я с вами согласна. Но чтобы закрепить ваши знания рекомендую вам в качестве домашнего задания: материал из учебника и упр. 1 (уровень 1), упр. 2 (уровень 2), расчетная задача 5 (уровень 3), а также творческое задание – подготовить презентацию по теме “Биологическое значение фосфора”.

- Оцените собственную познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока. Поставьте ее в тетрадь.

- Кто хотел бы прокомментировать свою работу на уроке? Свою отметку?

- Спасибо за урок, доставивший мне большое удовольствие!

Литература

  1. Литвак Ш. И. Фосфор на службе урожая. М.: Просвещение, 1984.
  2. Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия. М.: Оникс Мир и Образование, 2010.
  3. Сомин Л. Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978.
  4. Фадеев Г. Н. Пятая вертикаль Периодической системы. М.: Просвещение, 1973.
  5. Химия и жизнь. 1968, №2.