Содержание
Введение.
Глава 1. Права ребёнка.
1.1. Международные документы по правам ребёнка: Декларация о правах ребёнка и Конвенция о правах ребёнка.
1.2. Российские документы по правам ребёнка: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ.
Глава 2. Изучение прав ребёнка с помощью игр.
2.1. Самораскрывающийся куб и многогранник «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
2.2. Самодельное лото.
Заключение.
Введение
Я родилась в одной из самых больших стран мира – России и с самого рождения получила право быть её полноправным гражданином.
Во всех странах и во все времена люди очень серьёзно относились к понятию «гражданин», а также к его правам и обязанностям. Вот что говорили известнейшие люди в разные времена и в разных странах об этом понятии: почти 200 лет назад талантливый российский просветитель-педагог Николай Иванович Новиков писал: «Плохой человек всегда бывает и плохим гражданином своей страны». Немецкий писатель Томас Манн в 20 веке утверждал: «Лишь честный, нравственный человек является истинным гражданином жизни». Французский философ Клод Гельвеций в 18 веке советовал: «Будь достойным гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности и твоего благополучия».
Развитие России как правового государства невозможно без повышения правовой культуры её граждан, особенно подрастающего поколения. Пока мы ещё юные граждане России, но через десять лет в наших руках будет судьба нашей Родины.
Государственно-правовой департамент Нижегородской области и Комиссия при Губернаторе Нижегородской области по правам человека и содействию развитию институтов гражданского общества, с целью правового воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений и городских округов Нижегородской области проводили конкурс «Права и обязанности в нашей жизни».
Я сделала самораскрывающийся куб и многогранник «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». Так я заинтересовалась этой проблемой, и захотела узнать больше.
Я стала изучать Декларацию прав ребёнка и Конвенцию о правах ребёнка и сделала вывод, что в мире и в нашей стране существует много серьёзных и важных документов, придуманных взрослыми о правах детей.
Но взрослые, придумывая их, наверное, забыли перевести эти законы, конвенции, декларации на язык, понятный каждому ребёнку.
Дома я рассказала обо всём одноклассникам, и была удивлена тем, что мои одноклассники мало знают о своих правах и совсем не знают об обязанностях. Это подтверждали результаты опросов:
На мой вопрос: «Знаете ли вы свои права ребёнка?», одноклассники не ответили ничего определённого (53%), небольшая часть опрошенных говорят, что знают свои права, но конкретных примеров привести не смогли (27%), а остальная часть школьников вообще не имеют понятия, о чём идёт речь (20%).
Так возникла идея написания исследовательской работы «Участие детей в защите своих прав».
Предстояло проинформировать как одноклассников, так и взрослых (результаты опроса показывают, что многие из них не знают, чем отличаются Декларация прав ребёнка от Конвенции о правах ребёнка).
Целью информации должно стать то, чтобы каждый следил за соблюдением своих прав, знал, как можно грамотно добиться своих прав. И чтобы сам, когда вырастет и станет родителем, не нарушал их и смог защитить в будущем своего ребёнка.
Я предположила, что игры самораскрывающийся куб, многогранник и лото помогут сделать понятными детям международные и российские документы о правах ребёнка.
Цель работы: изучение прав ребёнка, международных и российских документов о правах ребёнка.
Объект исследования: права человека
Предмет исследования: права ребёнка
Задачи: изучить международные и российские документы по правам ребёнка; провести анкетирование и опросы, интерпретировать полученные данные, сделать вывод на основе полученных данных; изготовить игры для закрепления принципов Декларации прав ребёнка и статей Конвенции о правах ребёнка.
Методы, используемые в работе: исследовательский, изучение литературы, анкетирование, социальный опрос, интерпретация.
Гипотезы:
- Изучение прав ребёнка лучше проводить в игровой форме;
- Если мы будем познавать и использовать сейчас свои права, то вырастем образованными и мужественными гражданами, здоровыми физически и духовно и достойными своей великой и сильной Родины.
Глава 1. Права ребёнка.
1.1. Международные документы о правах ребенка
Родившись на планете Земля, и став юным членом громадного человеческого общества, ребёнок получает сразу много прав. Эти права нужны для выживания, развития и защиты.
Для того, чтобы из сегодняшних детей выросли сильные, здоровые, грамотные, образованные, справедливые люди, необходимо, чтобы во всех странах, и в нашей тоже, соблюдались принципы, изложенные в Декларации прав ребёнка.
Декларация прав ребенка
В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
По Декларации Ребенок имеет право:
- на семью;
- на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей;
- посещать школу и учиться;
- на равенство в правах;
- свободно выражать свои мысли;
- на собственное мнение;
- на имя и гражданство;
- на получение информации;
- на защиту от насилия и жестокого обращения;
- на медицинское обслуживание;
- на отдых и досуг;
- на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями)
Конвенция о правах ребенка
В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.
Эта конвенция была единогласно принята 20 ноября 1989 года почти всеми странами мира на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых наций (ООН), которая проходила в городе Нью-Йорке.
Россия ратифицировала Конвенцию Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г., в силу для СССР она вступила с 15 сентября 1990 г.
Конвенция рассматривает 46 основных прав детей всей Земли.
Основные права, которые установлены Конвенцией о правах ребёнка:
- Право ребёнка на жизнь.
- Право ребёнка на гражданство. Сразу после рождения, будучи ещё младенцами, каждым ребёнком приобретается гражданство своей Родины.
- Право ребёнка на имя. С момента рождения ребёнком приобретается право иметь своё имя, которое выбирают для него взрослые. Право изменить своё имя и фамилию самостоятельно можно по достижении 14 лет.
- Право ребёнка на семейные связи. Это право на общение с братьями, сёстрами, близкими и дальними родственниками.
- Право ребёнка знать своих родителей. Это право ребёнок получает после рождения (насколько это возможно).
- Право ребёнка на заботу своих родителей. После рождения ребёнок имеет право на заботу со стороны родителей о своём здоровье, воспитании.
- Право ребёнка не разлучаться со своими родителями. Это право обеспечивается при всех обстоятельствах, за исключением тех случаев, когда по решению суда устанавливается, что родители жестоко обращаются с детьми или не заботятся о них.
- Право ребёнка свободно выражать свои взгляды. Если в соответствии с возрастом и зрелостью ребёнок способен выражать свои взгляды, то он имеет право на внимание, право быть выслушанным по всем вопросам, которые его волнуют или интересуют.
- Право ребёнка свободно выражать своё мнение. Ребёнок имеет право выражать своё мнение в устной, письменной, печатной форме, а также в форме произведений искусства (рисунков, песен и т.д.) При этом ребёнок должен соблюдать нравственную, этическую культуру и такт.
- Право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. Свобода исповедовать религию или веру может быть ограничена лишь тогда, когда это необходимо для охраны нравственности и здоровья, охраны безопасности государства или общественного порядка.
- Право ребёнка на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личные симпатии, выбор увлечений, спортивных, культурных и научных интересов.
- Право ребёнка на тайну корреспонденции. Никто не имеет права произвольно вмешиваться в тайну переписки, вскрывать её и разглашать её содержание.
- Право ребёнка на защиту закона от посягательства на личную честь и достоинство.
- Право ребёнка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь. Если судьба сложилась так, что ребёнок в этой жизни остался без родителей и близких или жестокость и невнимание родителей лишают ребёнка условий для нормального развития, воспитания и образования, ребёнок имеет право на помощь и защиту своего государства.
- Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального здоровья. Это право обеспечивают прежде всего родители, если ребёнок живёт в семье, или государство, если ребёнок живёт в детском доме.
- Право ребёнка на пользование наиболее совершенными средствами лечения болезней и восстановление здоровья. Ребёнок имеет право на получение самых совершенных услуг в лечебных учреждениях, право на использование для лечения наилучших средств и методов восстановления здоровья.
- Право ребёнка на образование. Образование – это один из самых важных этапов в жизни каждого человека, тем более, ребёнка. Это значит – для каждого должно быть доступно среднее образование, как общее, так и профессиональное. Высшее образование должно быть доступно всем детям на основе способностей и жизненных целей. Дети имеют право рассчитывать на то, что соблюдаемая школьная дисциплина поддерживалась бы с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства и в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка.
- Право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Время, свободное от получения образования, ребёнок имеет право использовать разнообразные формы отдыха и досуга. Это и летние каникулы в детских оздоровительных лагерях и посильная помощь семье, экскурсии и туристические поездки с семьёй и друзьями и т.д.
- Право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни. Этим правом всегда можно воспользоваться, многие уже давно пользуются этим правом, обучаясь в музыкальных и художественных школах, кружках и секциях, участвуя в выставках, конкурсах, спортивных состязаниях, концертах.
- Право ребёнка на защиту от такой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ему ущерб.
- Право ребёнка на защиту от любой работы, которая может служить препятствием получению им образования. Никто, даже родители, не имеет права ради любой работы отлучать ребёнка от обучения в школе.
- Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации.
- Право ребёнка на защиту со стороны государства от всех форм сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.
- Право ребёнка за защиту со стороны государства от похищений и торговли детьми в любых целях и в любой форме. Во всех государствах мира принимаются все необходимые меры для защиты детей от похищений и торговли. Виновные в этом жестоко наказываются по закону.
- Право ребёнка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ правовой и другой соответствующей помощи. Никто не имеет права незаконно и произвольно лишать ребёнка свободы. Если же всё-таки ребёнок оказался задержанным органами правопорядка и лишён свободы, то он имеет в кратчайший срок получить квалифицированную помощь (оповещение родителей о задержании, одежда, питание, информация). Ребёнок имеет право на безотлагательное решение суда о правомерности лишения свободы. Ребёнок имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства личности с учётом потребности возраста. Ребёнок имеет право поддерживать связь со своей семьёй путём переписки и свиданий.
- Право ребёнка, нарушившего уголовное законодательство, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости. Если с ребёнком случилась беда, и его подозревают в совершении уголовного преступления, то Конвенция поможет защитить его права в этой ситуации. С ребёнком должны обращаться так, чтобы учитывался его возраст, в ребёнке укреплялось уважение к правам человека, к основным свободам других.
- Право ребёнка на свободу ассоциаций и мирных собраний. Для защиты своих прав, изложенных в Конвенции о правах ребёнка, ребёнок имеет право проводить собрания и митинги в здании своей школы или другого учебного заведения при условии, если он является членом и участником молодёжного или детского общественного объединения.
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребёнка, принятый в России 24 июля 1998 г на основе Конвенции, устанавливает, что членами и участниками детских общественных объединений могут быть дети от 8 до 14 лет, а молодёжных общественных объединений – подростки от 14 до 18 лет. Однако они могут быть зарегистрированы только в том случае, если в руководящие органы и учредители будут избраны граждане, достигшие 18 лет. Все собрания и митинги общественных объединений должны не препятствовать учебному процессу, проходить во внеурочное время с соблюдением устава данного учебного заведения.
Вывод: Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. В 1959 году Организация Объединенных наций (ООН) принимает Декларацию прав ребенка,
20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.
Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка.
1.2 Российские документы о правах ребёнка
Основным документом в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Он состоит из 5 глав и 25 статей:
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5);
Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст.ст. 6‑15);
Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка (ст.16-22);
Глава IV. Гарантии исполнения Федерального закона (ст. 23);
Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 24-25).
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности.
Четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей.
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.
При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, право знать своих родителей и право на их заботу, на совместное проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.
В соответствии с ч.2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).
Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семьи любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.
Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.
Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решении вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.
Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).
Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка. В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних.
Статья 28 Гражданского кодекса предусматривает дееспособность малолетних, т.е. несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет. По общему правилу, сделки за этих лиц могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Это требование закона чаще всего выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым для жизни. Если же эта обязанность добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов на основании решения суда.
Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о взыскании алиментов предъявляется отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право взыскать алименты с обоих родителей.
Сейчас меня воспитывают бабушка, папа и тетя. Тетя являются моим опекунам.
Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек.
Приемная семья – это не усыновление. Родители в данном случае выступают как воспитатели, это является их основной работой, за которую они получают заработную плату.
Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить ребенка к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед обществом. Именно они являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы.
Пока в России немного приемных семей. Однако можно предположить, что их количество будет увеличиваться по мере создания государством условий для их нормальной жизнедеятельности, которые предполагают и наличие определенных льгот, предоставляемых государством, местными органами власти таким семьям.
События, произошедшие в марте 2011 года в Японии и сейчас в Турции заставили меня задуматься о положении дел детей, кто остался без родителей. Я предлагаю не отправлять детей в интернаты, а упростить процедуру оформления документов на усыновление, приёмную семью. Чтобы каждый ребёнок нашёл маму.
Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.
Действующее законодательство предусматривает и дополнительное образование, которое включает в себя дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги. Реализация этих программ и услуг осуществляется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Инвалидность – это беда. К большому нашему сожалению, число детей-инвалидов в России не уменьшается. И в этой связи извечная проблема – как обучать, воспитывать таких детей. В течение долгих лет в стране использовали накатанный путь – помещали таких детей в интернаты. В последние годы, в стране получают распространение негосударственные учебные заведения для таких детей, поскольку в них стараются максимально приблизить воспитание к домашнему. Однако далеко не все могут платить деньги и немалые за помещение своих детей в подобные учреждения. Это относится и к возможности оплачивать подобную работу приглашенных педагогов на дому.
Учитывая все эти моменты, Правительство РФ приняло Постановление в соответствии с которым, дети-инвалиды получили возможность получать образование на дому.
Дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения с согласия родителей получают образовательные услуги на дому. Вместе с тем, для эффективной организации процесса обучения образовательное учреждение должно предоставить ребенку-инвалиду на время обучения бесплатные учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения.
В России ответственность за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах – в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т. д. Однако его роль не ограничивается только лишь предоставлением тех или иных благ, оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Подавляющее большинство споров вокруг недвижимости, права на которую имеют дети, решается в пользу последних.
Вывод: Основным документом в нашей стране является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», кроме того, права ребенка закреплены Гражданским и Семейным кодексом РФ.
Полностью текст статьи приведен в Приложении.