Цель урока: обобщение и углубление сведений учащихся о местоимении.
Задачи урока.
Образовательные.
Создать условия для работы над понятием “Местоимение”.
Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.
Развивающая.
Развитие внимания, памяти, культуры общения.
Воспитательные.
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь и уважение к близким людям, друзьям.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
- Личностные УУД: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
- Регулятивные УУД : (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
- Познавательные УУД: читать, понимать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
- Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
Технология: развитие критического мышления.
Приемы:
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование
- составление кластера
Оборудование:
- учебник Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” 4 класс,
- карточки для исследовательской работы,
- презентация.
План урока
1. Организационный момент.
Сегодня вы все пришли в школу учиться. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. А начнем наш урок со стихотворения. (Слайд 1) (Презентация у автора)
Здравствуй мир! Это я,
А вокруг страна моя
Солнце в небесах горит
И у ног земля лежит
Здравствуй же, родная школа
Здравствуй, дом мой самый лучший
Здравствуй, край, родной могучий
Здравствуй же, страна моя
Здравствуй мир! Проснулся Я!
– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением, приступим к работе. Желаю успехов себе и друзьям.
Сегодня на уроке вы сами себя будете оценивать, и поставим их в конце урока.
2. Чистописание.
Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под девизом: “Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно”. (Слайд 2)
ааЯккТппЫллОввНддМггЫаа
- Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?
Я ТЫ ОН МЫ
Что за слова? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока …
3. Стадия вызова.
А давайте вспомним, что такое местоимение. Местоимение – это …
Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
4. Стадия осмысления. Новый материал.
– Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. А работать мы сегодня будем в парах. (Слайд 3)
Исследовательская карточка.
1. Местоимение –
2. Употребляется вместо
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Не называют предмет, а
5. Личные местоимения
Ученикам раздаются карточки. По мере чтения открывается Слайд 4 с изображением птиц.
1 ряд – В нашем крае живет птичка – снегирь.
Снегирь – очень маленький.
2 ряд – Над водой кружит белая чайка.
Белая чайка имеет чисто-белое оперение.
3 ряд – С берегов рек в небо поднялись журавли.
Журавли летят и громко курлычут.
– Вам нравится этот текст? Удачно ли построены эти предложения в парах? Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.
– Проверка. Почему вы так решили?
– Какие красивые, замечательные птицы. Как вы думаете, ребята, почему я выбрала именно этих птиц? Все эти птицы живут у нас в Якутии. Их остается все мало, и они занесены в Красную книгу. Что мы должны делать, чтобы этого случилось?
1) (Слайд 5) – Закончите фразу: наше предложение состоит из …
каждое слово – это часть…
– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?
– т.к. местоимение – слово, значит оно является…
2) - Какой напрашивается вывод? Запишем в исследовательскую карточку. Слайд 6
Исследовательская карточка
1. Местоимение – это часть речи
2. Употребляется вместо
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Не называют предмет, а
5. Личные местоимения
Давайте разберём слово Местоимение по составу. (Два ученика)
Современный разбор слова и исторический разбор слова.
(Состоит из двух основ Мест и имя). А какой части речи относятся имена предметов к существительному, значит, какой мы можем сделать вывод? Слайд 7
Исследовательская карточка
1. Местоимение – это часть речи
2. Употребляется вместо существительного
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Личные местоимения
5. Не называют предмет, а
Физминутка. Слайд 8
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- Какие местоимения встретились в физкультминутке? (Ты.)
3) - Запишите ответы на мои вопросы. (Слайд 9)
- Что вы любите делать?
- Какое слово вы употребили, назвав себя? Подчеркните это слово.
- Что мы изготовили на уроках труда?
- Какое слово в предложении указывает на нас? Подчеркните.
- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.
- Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.
- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?
- Когда мы используем слово вы?
Прочитайте те слова, которые мы выделили.
- В чем особенность этих слов?
– Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в исследовательскую карточку.
4) Словарная работа. Загадки читают дети. Слайд 10 с отгадками.
Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. /Солнце/
А стемнеет – он придет
Тоненький, смущенный, -
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. /Месяц/
Срок пройдет – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна! /Луна/
- Какие местоимения встретились в этих загадках? Запишем эти местоимения в иссл. карточку.
- Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют – личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я - на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах. А почему их назвали личными?
- Их назвали личными, потому что речь идет о лицах. Какие личные местоимения мы узнали? (Слайд 11)
Исследовательская карточка
1. Местоимение – это часть речи
2. Употребляется вместо существительного
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Личные местоимения - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
5. Не называют предмет, а
5) Работа по учебнику чтение правила стр. 49. Слайд 12
6) Работа по учебнику (стр. 50 упр. 375). Слайд 13-16
У кого гнездо лучше?
Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на громадной сосне.
Самое маленькое гнездо у королька. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.
Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и березовой кожуркой.
- Перед вами упражнение. Как вы думаете, какое задание я вам дам? Да, спишите, заменяя во вторых предложениях существительные местоимениями.
- Давайте прочитаем, только второе предложение. Понятно ли будет о ком или о чем говорится. О каком предмете говорится во вторых предложениях? (Слайд 17)
- Какая часть речи указывает на данный предмет? Запишем вывод в исследовательскую карточку.
- А теперь попробуем поставить вопросы к местоимениям, которых мы записали. На какие вопросы отвечает? Запишем последний вывод в исследовательскую карточку. И так что у нас получилось?
Исследовательская карточка
1. Местоимение – это часть речи
2. Употребляется вместо существительного
3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?
4. Личные местоимения - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
5. Не называют предмет, а указывает на него
7) Сравнение местоимения с именем существительных. Вместо какой части речи употребляется местоимение? Напрашивается вопрос. Чем личное местоимение отличается от имени существительного?
Составление кластера имени существительного и местоимения. Сравнение. Слайд 18
Имя существительное | Местоимение |
Изменяется по … | Часть речи |
Кто? Что? | Обозначает предмет |
Постоянный признак
Делаем вывод: Что личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.
Давайте проверим свои выводы с правилом в учебнике. Стр 50. (Слайд 19)
5. Стадия рефлексии
– Предлагаю обобщить наше исследование.
– Что узнали о местоимении?
– В чем загадка местоимения как части речи?
– Кто оценил свою работу на 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5?
– Вы сами себя оценили, а я с вами соглашусь, и поставлю оценки в журнал. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания “Знаток местоименных наук”. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ. А кто такие мы? Есть такая песня, может вы слышали? (Слайд 20)
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове “мы” - сто тысяч “я”
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
Песня впервые прозвучало в 1979 году в исполнении Софии Ротару. А почему я выбрала именно эту песню?
В 2012 году в республике пройдут мероприятия всероссийского, международного уровня. Это – спортивный форум “Россия – спортивная держава”, 5-е международные спортивные Игры “Дети Азии”. Также двойной юбилей: 380-летие вхождения Якутии в состав России и 90-летие со дня получения статуса автономной республики. В связи с этим этот год в республике объявлен Годом единения и дружбы народов.
- Всем спасибо за урок!
6.Домашнее задание (на выбор):
– Упр.374, стр.50.
– Составить текст-описание (4-5 предложений) про снегиря используя местоимения.