Урок русского языка по теме "Местоимения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: обобщение и углубление сведений учащихся о местоимении.

Задачи урока.

Образовательные.

Создать условия для работы над понятием “Местоимение”.

Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развивающая.

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Воспитательные.

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, друзьям.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
  • Регулятивные УУД: (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
  • Познавательные УУД: читать, понимать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
  • Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Технология: развитие критического мышления.

Приемы:

  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование
  • составление кластера

Оборудование:

  • учебник Т.Г. Рамзаевой “Русский язык” 4 класс,
  • карточки для исследовательской работы,
  • презентация.

План урока

1. Организационный момент.

Сегодня вы все пришли в школу учиться. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. А начнем наш урок со стихотворения. (Слайд 1) (Презентация у автора)

Здравствуй мир! Это я,
А вокруг страна моя
Солнце в небесах горит
И у ног земля лежит
Здравствуй же, родная школа
Здравствуй, дом мой самый лучший
Здравствуй, край, родной могучий
Здравствуй же, страна моя
Здравствуй мир! Проснулся Я!

– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением, приступим к работе. Желаю успехов себе и друзьям.

Сегодня на уроке вы сами себя будете оценивать, и поставим их в конце урока.

2. Чистописание.

Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под девизом: “Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно”. (Слайд 2)

ааЯккТппЫллОввНддМггЫаа

- Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

Я ТЫ ОН МЫ

Что за слова? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока …

3. Стадия вызова.

А давайте вспомним, что такое местоимение. Местоимение – это …

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. А работать мы сегодня будем в парах. (Слайд 3)

Исследовательская карточка.

1. Местоимение –
2. Употребляется вместо
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Не называют предмет, а
5. Личные местоимения

Ученикам раздаются карточки. По мере чтения открывается Слайд 4 с изображением птиц.

1 ряд – В нашем крае живет птичка – снегирь.

Снегирь – очень маленький.

2 ряд – Над водой кружит белая чайка.

Белая чайка имеет чисто-белое оперение.

3 ряд – С берегов рек в небо поднялись журавли.

Журавли летят и громко курлычут.

– Вам нравится этот текст? Удачно ли построены эти предложения в парах? Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

– Проверка. Почему вы так решили?

– Какие красивые, замечательные птицы. Как вы думаете, ребята, почему я выбрала именно этих птиц? Все эти птицы живут у нас в Якутии. Их остается все мало, и они занесены в Красную книгу. Что мы должны делать, чтобы этого случилось?

1) (Слайд 5) – Закончите фразу: наше предложение состоит из …

каждое слово – это часть…

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– т.к. местоимение – слово, значит оно является…

2) - Какой напрашивается вывод? Запишем в исследовательскую карточку. Слайд 6

Исследовательская карточка

1. Местоимение – это часть речи
2. Употребляется вместо
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Не называют предмет, а
5. Личные местоимения

Давайте разберём слово Местоимение по составу. (Два ученика)

Современный разбор слова и исторический разбор слова.

(Состоит из двух основ Мест и имя). А какой части речи относятся имена предметов к существительному, значит, какой мы можем сделать вывод? Слайд 7

Исследовательская карточка

1. Местоимение – это часть речи
2. Употребляется вместо существительного
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Личные местоимения
5. Не называют предмет, а

Физминутка. Слайд 8

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

- Какие местоимения встретились в физкультминутке? (Ты.)

3) - Запишите ответы на мои вопросы. (Слайд 9)

- Что вы любите делать?

- Какое слово вы употребили, назвав себя? Подчеркните это слово.

- Что мы изготовили на уроках труда?

- Какое слово в предложении указывает на нас? Подчеркните.

- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

- Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

- Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы выделили.

- В чем особенность этих слов?

– Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в исследовательскую карточку.

4) Словарная работа. Загадки читают дети. Слайд 10 с отгадками.

Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. /Солнце/

А стемнеет – он придет
Тоненький, смущенный, -
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. /Месяц/

Срок пройдет – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна! /Луна/

- Какие местоимения встретились в этих загадках? Запишем эти местоимения в иссл. карточку.

- Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют – личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я - на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах. А почему их назвали личными?

- Их назвали личными, потому что речь идет о лицах. Какие личные местоимения мы узнали? (Слайд 11)

Исследовательская карточка

1. Местоимение – это часть речи
2. Употребляется вместо существительного
3. Местоимения отвечают на вопросы
4. Личные местоимения - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
5. Не называют предмет, а

5) Работа по учебнику чтение правила стр. 49. Слайд 12

6) Работа по учебнику (стр. 50 упр. 375). Слайд 13-16

У кого гнездо лучше?

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на громадной сосне.

Самое маленькое гнездо у королька. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.

Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке, убрала его лишайником и березовой кожуркой.

- Перед вами упражнение. Как вы думаете, какое задание я вам дам? Да, спишите, заменяя во вторых предложениях существительные местоимениями.

- Давайте прочитаем, только второе предложение. Понятно ли будет о ком или о чем говорится. О каком предмете говорится во вторых предложениях? (Слайд 17)

- Какая часть речи указывает на данный предмет? Запишем вывод в исследовательскую карточку.

- А теперь попробуем поставить вопросы к местоимениям, которых мы записали. На какие вопросы отвечает? Запишем последний вывод в исследовательскую карточку. И так что у нас получилось?

Исследовательская карточка

1. Местоимение – это часть речи
2. Употребляется вместо существительного
3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?
4. Личные местоимения - я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
5. Не называют предмет, а указывает на него

7) Сравнение местоимения с именем существительных. Вместо какой части речи употребляется местоимение? Напрашивается вопрос. Чем личное местоимение отличается от имени существительного?

Составление кластера имени существительного и местоимения. Сравнение. Слайд 18

Имя существительное Местоимение
Изменяется по … Часть речи
Кто? Что? Обозначает предмет

Постоянный признак

Делаем вывод: Что личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.

Давайте проверим свои выводы с правилом в учебнике. Стр 50. (Слайд 19)

5. Стадия рефлексии

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

– В чем загадка местоимения как части речи?

– Кто оценил свою работу на 11, 10, 9, 8, 7, 6, 5?

– Вы сами себя оценили, а я с вами соглашусь, и поставлю оценки в журнал. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания “Знаток местоименных наук”. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ. А кто такие мы? Есть такая песня, может вы слышали? (Слайд 20)

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове “мы” - сто тысяч “я”
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!

Песня впервые прозвучало в 1979 году в исполнении Софии Ротару. А почему я выбрала именно эту песню?

В 2012 году в республике пройдут мероприятия всероссийского, международного уровня. Это – спортивный форум “Россия – спортивная держава”, 5-е международные спортивные Игры “Дети Азии”. Также двойной юбилей: 380-летие вхождения Якутии в состав России и 90-летие со дня получения статуса автономной республики. В связи с этим этот год в республике объявлен Годом единения и дружбы народов.

- Всем спасибо за урок!

6.Домашнее задание (на выбор):

– Упр.374, стр.50.

– Составить текст-описание (4-5 предложений) про снегиря используя местоимения.