Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой и красивейшей частью нашей страны является наш край – Самарская область. Которая по праву считается важным центром как природной, так и историко-архитектурной рекреации. Материал урока-экскурсии посвящен наиболее важным символам Самары.
Главная цель краеведческой направленности урока – формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, ответственности за судьбу своей Малой Родины. Личности, умеющей видеть и ценить прекрасное, верящей в себя и в надежность Родины. Это особенно важно в нынешнее непростое время.
Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, культуре, истории, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.
Примеры из местной природы, истории, культуры более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни. География – это тот предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию учащимися природы и хозяйственной деятельности человека.
Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30 % изучаемого материала. Учащиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями и фотографиями форм рельефа, речных террас, ледников, пустынь, природных комплексов различного ранга, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Поэтому школьного географическое краеведение призвано сгладить этот разрыв, перекинув «мостик» между теорией и практикой.
Цель урока: Определить и расширить знания учащихся по значимым культурно-архитектурным символам родного города.
Задачи урока - обучающие:
- познакомить учащихся с «визитной карточкой» символов города Самары.
- определить исторические корни выбранных детьми символов родного города
- закрепить знания учащихся по культурно-символичным памятникам родного города
- повторить практические умения работы с компьютером (программы - Powerpoint; Paint, Notebook)
- обеспечить условия для четкого запоминания символичных объектов города Самары
Планируемые результаты Предметные. Учащиеся должны:\
- Определить объекты, которые могут носить статус символов Самары
- Выявить в каждом символе отражение определенной специализации
- Составить примерный маршрут экскурсии
- Каждая группа, на которые предварительно делится класс, должна подготовить экскурсионно-обзорный рассказ об определенном символе Самары
- Посетить классом выбранные объекты
Планируемые результаты. Метапредметные. Учащиеся должны:
- изучить исторические корни самых ярких символов Самары
- используя изобразительные источники, провести фотосессию
- составить фотоотчет-экскурсию в презентационной форме, либо в виде видеоклипа по посещенным объектам
Планируемые результаты. Личностные. Учащиеся должны:
- Умение работать в группах
- Уметь убедить в правильности выбранного ими символа родного города
- Понимать значимость архитектурных символов Самары во внешнем, эстетическом облике города
Задачи урока - развивающие:
- продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы;
- развивать интерес и уважение к прошлому и настоящему своей малой Родины
- умение проводить экскурсии, грамотно и непринужденно держаться перед публикой
- умение компетентно отвечать на вопросы экскурсантов
- закрепление умения делать презентации, клипы
Задачи урока - развивающие:
- развивать умения учащихся работать в группах;
- развитие и углубление интереса к географии;
- воспитывать у учащихся патриотизм и гражданственность;
- воспитывать внимательное, бережное отношение к культурно-историческому наследию родного города;
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-экскурсия
Урок рассчитан на 2 часа, первый час – экскурсионный, второй – теоретический.
Данная форма урока соответствует требованиям ФГОС. Учащиеся самостоятельно изучают новый материал вне классно – учебной комнаты, учитель лишь организовывает процесс.
Этап №1. Организационный. Экскурсионной части урока предшествует предварительная подготовка.
Шаг 1. Класс делится на три группы, каждой из которых дается задание составить таблицу, определяющую объекты г. Самара, которые могут считаться символами. Фотографии анализируемых объектов на предварительном этапе берутся из интернета.
Таблицы от трех команд собираются капитанами, ими составляется общий лист – опросник, включающий информацию по всем претендующим на символы объекты Самары. Лист – опросник составляется для голосования учащихся класса о статусе символичности рассматриваемых объектов (Таблица 1). Лист – опросник, включающий около 14 объектов, выдается каждому участнику урока, которые выбирают из названных самые важные. После голосования их осталось 12 (Вне экскурсии остались объекты: Самарская государственная филармония, Иверский женский монастырь).
Шаг 2. Вновь было задано опережающее задание провести ранжировку выбранных объектов (Таблица 2).
Шаг 3. Рабочим группам предлагается разработать оптимальный вариант маршрута экскурсии по выбранным объектам. При этом рекомендуется воспользоваться «ГОСТ р 50681-2010 туристские услуги проектирование туристских услуг». Ребята, воспользовавшись пунктом 6.6 ГОСТА, составили таблицу проектирования экскурсии для каждой группы (Таблица 3).
Шаг 4. Результатом проектирования маршрута для каждой группы явилась технологическая карта экскурсии. В приложении представлена технологическая карта группы№2 (Таблица 4).
Этап №2. Мобилизующий.
Каждая рабочая группа выбирает по четыре символа, по которым готовит теоретическую экскурсию. То есть, при посещении объектов, экскурсоводами являются сами дети, нанимается лишь транспорт. Главной задачей каждой группы экскурсоводов является доказательство значимости выбранных объектов в разряде архитектурной рекреации города Самары. В течение экскурсии учащимися каждой группы делаются фотографии для фотоотчета в форме презентаций.
Фрагменты проведенной экскурсии (здесь приведено по одному повествованию от группы)
1-ая группа. Плoщaдь Слaвы рaспoлoженa в Ленинскoм рaйoне гoрoдa Сaмaры. Является прекрaсной смотровой площaдкой - с неё oткрывaется oбширный вид нa Вoлгу и прaвый берег. Нa плoщaди рaспoлoжен хрaм Геoргия Пoбедoнoсцa и здaние aдминистрaции Сaмaрскoй oблaсти.
В сентября 1971 годa, в гoд 30-летия нaчaлa Великoй Oтечественнoй вoйны, нa площaди устaновлен aрхитектурный aнсaмбль, выполненный aрхитектором A. Сaмсоновым и скульпторaми П. Бондaренко, О. Кирюхиным. Гoрельеф «Скoрбящей Мaтери-Рoдине» с Вечным огнем создaн в пaмять o 225000 урoженцaх Куйбышевa и Куйбышевскoй oблaсти, пaвших нa пoлях срaжений.
Монумент Слaвы предстaвляет собой 13-метровую фигуру рaбочего держaщего в поднятых рукaх крылья - воздушный параплан. Пaмятник устaновлен нa 40-метровом пьедестaле. Монумент символизирует огромный вклaд жителей Сaмaры в создaние aвиaционной промышленности стрaны. Является одним из глaвных символов городa.
2-ая группа. Самарский Драматический театр. Ленинский район. Проект театра был заказан известному московскому архитектору Михаилу Николаевичу Чичагову. Этот проект был одной из последних и одной из лучших работ известного архитектора. По желанию самарцев зданию был придан «русский стиль», основанный на традициях московского строительства в XVII веке. Здание было выложено из красного кирпича с белокаменными резными деталями. Ведущее место в композиции театра занимают башни с шатровыми крышами в виде четырехгранной пирамиды, что характерно для боярских хором и теремов. Главный фасад венчает многоярусная структура декоративных средств русского зодчества. Красоту второго этажа подчеркивает лаконичное оформление первого, где на фоне рустованного поля стены скромно представлены двери и окна.
Здание было построено в кратчайший срок. 25 мая 1887 года состоялась его закладка, а уже 2 октября 1888 года театр был открыт. Для Самары этот день стал настоящим праздником. Жители города остались очень довольны тем, каким получилось здание театра. Несмотря на то, что сумма расходов на строительство превысила первоначальную стоимость в два раза. В 1967 году при капитальной реконструкции здания облик театра сильно изменился. В прежнем виде осталась лишь фасадная часть старого здания, но и она претерпела ряд изменений: исчезли металлические навесы над входами, а восстановленный герб не соответствует геральдике губернской Самары. Но даже в таком виде здание Театра драмы остается одним из красивейших в Самаре, является символом города, его «визитной карточкой». А жители Самары любовно называют здание театра каменным теремом, а иногда – теремком. С 14 по 22 сентября 2013 в Самаре проходил I фестиваль «Волга театральная». Фестиваль открыли Владимир Гальченко и первый зам. мэра Самары Виктор Кудряшов. Ими было сказано, что «Первый межрегиональный фестиваль станет регулярным и будет проходить каждый нечетный год. Напомним, это не первая подобная инициатива СТД, но предыдущий фестиваль, Волжские театральные сезоны, в 2009 г. пал жертвой экономического кризиса и с 2007 г. не проводился ни разу». Наш класс посетил спектакль «Золотой слон», который открыл возобновившейся фестиваль. Спектакль Казанского драмтеатра. В итоге картину театральной жизни региона представили 14 спектаклей из 9 городов, включая четыре постановки из Самары и Тольятти.
3-я группа. Здание железнодорожного вокзала. Железнодорожный район.
Главной достопримечательностью Самары является большой и красивый вокзал. Вокзал построен в 2001 году. Самарцы очень гордятся своим ультрасовременным пятнадцатиэтажным зданием вокзала. Стеклянные лифты, залы ожидания повышенного комфорта. К слову самарский вокзал является самым высоким зданием вокзала Европы (его высота со шпилем составляет 100 метров). Самарский железнодорожный вокзал невероятно красивое здание с замечательной архитектурой. Вокзал бросается в глаза издалека и запоминается надолго. Все гости города отмечают его уникальность. В данный момент Самарский Вокзал - это символ города. Здание сочетает в себе металлические каркасы и стеклопакеты. В настоящее время пропускная способность вокзального комплекса города Самары составляет около тридцати тысяч человек.
Такая активизация учебного исследования, умение проводить экскурсии решает задачу всестороннего, синтезированного изучения родного края. Занимаясь краеведческой работой с детьми, учитель сам обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведение для учителя - верный путь к научной исследовательской деятельности. Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.
Этап № 3. Вторая часть урока – теоретическая. Закрепление знаний.
В начале урока подводятся итоги по экскурсиям (Максимум – 5 баллов).
Задания для групп
В заданиях могут фигурировать не только объекты, выбранные в символы, но и другие достопримечательности города
Задание №1. «Найти соответствие». Даются анализируемые объекты и даты основания не в соответствии. (Максимум – 5 баллов).
Задание №2. Узнай символ по описанию.
Например: «рядом с ним горит Вечный огонь, установлен барельеф Родины-матери. Сюда традиционно приезжают политические и общественные делегации» (Монумент Славы) (Максимум – 5 баллов).
Задание №3.«Цифровой диктант». Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью специальных сигнальных карточек «+» и «-». Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.
Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.
Задание №4. «Где я?» На плане города Самары отметить значимые символы Самары. (Максимум – 5 баллов). При чем, каждый объект «рисуется» на плане в уменьшенном виде (Значковым методом) (Рисунок 1). Делается вывод, что самое большое количество символов расположены в Ленинском районе. Задание способствует развитию образного мышления, памяти. Формируются картографические навыки
Задание №5. Найти соответствие фактов и событий
Например, найди среди перечисленных символов те, которые расположены в Ленинском районе г. Самары
Иверский женский монастырь, Струковский парк, Музей Бункер Сталина, Самарский академический театр оперы и балета, Монумент Славы, Стела Ладьи, Католический костел
Задание №6. Найди смысловую ошибку в тексте.
Например, Площадь им. В. Куйбышева. Куйбышевский район. Территория, занятая этой площадью, составляет 27,4 гектара. Это почти на гектар больше знаменитой московской Красной площади, и по этим параметрам является самой крупной в Европе. По своим размерам площадь превосходит - площадь Plac Defilad w Warszawie (Варшава).
Такие задания позволяют выявить за несколько минут проблемы, связанные с усвоением того или иного материала, темы. Для устранения ошибок и ликвидации пробелов в знаниях достаточно быстрого разъяснения учителя. Прием обучает концентрации внимания, может быть использован в начале урока, темы, для проверки домашнего задания.
Этап № 4. Презентационный этап. Обобщение.
Показывается презентация, которая комментируется учащимися от каждой из групп. Всего выступающих – 12 человек.
Этап № 5. Подведение итогов. Д/З.
Смонтировать видеоклипы (для каждой группы по 4 объекта). Материал для клипов снимался в период экскурсии.
Этот прием самая любимая форма развивающих заданий. Тренирует эстетические, познавательные качества личности. А так же закрепляет умение работать в группах. Лучше всего использовать на этапе обобщения изученного материала.
Итак, суть проведенного урока заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Составными урока явились учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. Оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.
Развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—краеведческий принцип в преподавании географии.
Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие и в дальнейшем обогащении родного края. При этом различный характер содержания краеведения и многообразие форм его осуществления позволяет учащимся найти для себя применение в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.