Цель: познакомить с грамматическим признаком имени существительным – родом, учить определять род имён существительных; развивать речь, память, внимание, мышление, наблюдательность; воспитывать умение работать в сотрудничестве с другими, интерес к языку, зож.
Задачи:
- развивать орфографические навыки, владение лингвистическими терминами;
- развивать распределение внимания;
- развивать операции мышления: анализ, классификацию, обобщение;
- формировать умение делать умозаключения;
- развивать связную устную речь;
- формировать элементы самоанализа и самооценки учащихся.
Ход урока
1. Орг. момент
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Тихо в школе, тихо в классе
Все на месте? Всё готово?
Друг другу улыбнитесь!
Здравствуйте. Садитесь.
- Сегодня мы отправляемся в весёлое путешествие по удивительной, полной чудес и загадок Стране знаний. На остановках, которые мы сделаем в пути, вам потребуется смекалка, сообразительность, внимание.
- Каждый из вас в конце урока должен оценить себя, выбрав кружок соответствующего цвета: красный – “отлично”, зеленый – “хорошо”, синий – “можно подтянуться”.
Девизом нашего урока будут такие слова: “Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи”. (Слайд 1). Презентация
- Итак, в путь! Запишите - число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
Остановка “Чистописание”. (Слайд 2)
- На доске написаны слова: детский, тростник, трудный, громкий, сердце, лестница, вестник, местность.
- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она есть в каждом имени существительном.
- Какая это буква? (C)
- Что объединяет эти имена существительные между собой? (На вопрос что? имеют одну и ту же орфограмму – непроизносимую согласную).
- Какое существительное среди них лишнее? (Лестница).
- Устно подберите проверочные слова.
- Какие параметры письма мы отрабатываем в ходе выполнения этого задания? (Наклон, высота, размер)
- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности по образцу до конца строки.
В ходе работы на уроке обращайте внимание на написание этих букв, контролируйте правильность. Посадка
Остановка “Словарная”
(Сначала пишут на доске, затем появляется слайд, как проверка)
(Слайд 3)
Отгадайте загадки:
Под новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес,
И наконец, совсем исчез. Календарь. (Слайд 4)
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год. Декабрь (Слайд 5)
Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их ... (рукавички) . Рукавицы. (Слайд 6)
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? Коньки. (Слайд 7)
Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. Заяц. (Слайд 8)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. Снегирь. (Слайд
6)
Остановка “Открытие”
3. Открытие нового знания.
- Слова какой части речи мы использовали на минутке чистописания и словарной работы?
- В связи с этим скажите, о чём дальше будем вести речь на уроке? (Об имени существительном).
На доске написаны слова: (Слайд 9)
гимнастика, чистота, здоровье, физкультура, спорт, настроение, закаливание, труд, массаж.
- На каком уроке часто встречаются эти слова?
- Что общего в этих словах? (Сущ.)
- Что такое имя существительное?
- Разобьёмся на 3 группы. Работа у доски.
1 гр. – выпишите слова, к которым можно подставить он, мой.
2 гр. – выпишите слова, к которым можно подставить слова она, моя.
3 гр. – слова, (оно, моё). (Вывешиваю слова).
(Проверка)
Распределив имена существительные по трём группам, мы распределили их как? (По родам).
- Кто может сформулировать тему нашего урока.
- Прочитайте тему урока.
(Слайд 10)
Правило в учебнике - с. 135. Род – грамматический признак имени существительных.
- Сколько родов в русском языке?
- Скажите какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой; она, моя; оно, моё? (Открываю рода).
- С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились? (С родом)
- Поставьте перед собой цель. Чему вы должны научиться на уроке?
(Определять род существительных).
Физминутка
5. Закрепление.
Остановка “Подумай”. (Слайд 10)
а) (У доски и в тетради.) Сначала раздать карточки для работы в парах.
- К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое предшествовало этому слову. Определить род.
вечер –….р - (день) -
кефир –…р - (молоко) -
осень – …р - (лето) -
вата – …р - (хлопок) -
лошадь – …р - (жеребёнок) -
б) 1 гр. (карточки). Из букв каждого слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы предыдущего слова.
Определите род.
сосна (насос)
камыш (мышка)
накат (канат)
уклон (клоун)
весна (навес)
лето (тело)
кулак (кукла)
Если выполнили – выписать по 2 сущ. ж., м., ср.р.
Проверка.
Игра “Распредели тетради в портфели” (Слайд 11)
7. Наше путешествие подходит к концу и последняя
Остановка “Итоговая”
- Что нового узнали вы о имени сущ.?
- Чему вы научились?
- Как определить род имён сущ.? (Слайд 12)
- Есть языки, где вообще нет родов – китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.
- Подумайте, как вы поработали и в соответствии с этим выберите кружки.
Домашнее задание: (по выбору) (Слайд 13)
Придумайте и запишите, распределяя по родам, по 5 имён существительных каждого рода;
1 вариант – стр. 136, упр.3.
2 вариант – стр. 137, упр. 2.
Молодцы! Спасибо. (Слайд 14)