Тема урока "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с грамматическим признаком имени существительным – родом, учить определять род имён существительных; развивать речь, память, внимание, мышление, наблюдательность; воспитывать умение работать в сотрудничестве с другими, интерес к языку, зож.

Задачи:

- развивать орфографические навыки, владение лингвистическими терминами;

- развивать распределение внимания;

- развивать операции мышления: анализ, классификацию, обобщение;

- формировать умение делать умозаключения;

- развивать связную устную речь;

- формировать элементы самоанализа и самооценки учащихся.

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Тихо в школе, тихо в классе
Все на месте? Всё готово?
Друг другу улыбнитесь!
Здравствуйте. Садитесь.

- Сегодня мы отправляемся в весёлое путешествие по удивительной, полной чудес и загадок Стране знаний. На остановках, которые мы сделаем в пути, вам потребуется смекалка, сообразительность, внимание.

 - Каждый из вас в конце урока должен оценить себя, выбрав кружок соответствующего цвета: красный – “отлично”, зеленый – “хорошо”, синий – “можно подтянуться”.

Девизом нашего урока будут такие слова: “Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи”. (Слайд 1). Презентация

- Итак, в путь! Запишите - число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

Остановка “Чистописание”. (Слайд 2)

 - На доске написаны слова: детский, тростник, трудный, громкий, сердце, лестница, вестник, местность.

- Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она есть в каждом имени существительном.

- Какая это буква? (C)

- Что объединяет эти имена существительные между собой? (На вопрос что? имеют одну и ту же орфограмму – непроизносимую согласную).

- Какое существительное среди них лишнее? (Лестница).

- Устно подберите проверочные слова.

- Какие параметры письма мы отрабатываем в ходе выполнения этого задания? (Наклон, высота, размер)

- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности по образцу до конца строки.     

В ходе работы на уроке обращайте внимание на написание этих букв, контролируйте правильность. Посадка

Остановка “Словарная”

(Сначала пишут на доске, затем появляется слайд, как проверка)

(Слайд 3)

Отгадайте загадки:

Под новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес,
И наконец, совсем исчез. Календарь. (Слайд 4)

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее  ночи, на поля и на луга до весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год. Декабрь (Слайд 5)

Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их ... (рукавички) . Рукавицы. (Слайд 6)

Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? Коньки. (Слайд 7)

Не барашек и не кот,
Носит шубку круглый год
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. Заяц. (Слайд 8)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. Снегирь. (Слайд 6)

Остановка “Открытие”

3. Открытие нового знания.

- Слова какой части речи мы использовали на минутке чистописания и словарной работы?

- В связи с этим скажите, о чём дальше будем вести речь на уроке? (Об имени существительном).

На доске написаны слова: (Слайд 9)

гимнастика, чистота, здоровье, физкультура, спорт, настроение, закаливание, труд, массаж.

- На каком уроке часто встречаются эти слова?

- Что общего в этих словах? (Сущ.)

- Что такое имя существительное?

- Разобьёмся на 3 группы. Работа у доски.

1 гр. – выпишите слова, к которым можно подставить он, мой.

2 гр. – выпишите слова, к которым можно подставить слова  она, моя.

3 гр. – слова, (оно, моё).  (Вывешиваю слова).

(Проверка)

Распределив имена существительные по трём группам, мы распределили их как? (По родам).

- Кто может сформулировать тему нашего урока.

- Прочитайте тему урока.

(Слайд 10)

 Правило в учебнике - с. 135.  Род – грамматический признак имени существительных.

- Сколько родов в русском языке?

- Скажите какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова  он, мой; она, моя; оно, моё?  (Открываю рода).

- С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились? (С родом)

- Поставьте перед собой цель. Чему вы должны научиться на уроке?

 (Определять род существительных).

Физминутка

5. Закрепление.

Остановка “Подумай”. (Слайд 10)

а) (У доски и в тетради.) Сначала раздать карточки для работы в парах.

- К каждому  из данных слов нужно подобрать слово, которое предшествовало этому слову. Определить род.

вечер –….р - (день) -

кефир –…р - (молоко) -

осень – …р - (лето) -

вата – …р - (хлопок) -

лошадь – …р - (жеребёнок) -

б) 1 гр. (карточки). Из букв каждого слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы предыдущего слова.

Определите род.

сосна (насос)

камыш (мышка)

накат (канат)

уклон (клоун)

весна (навес)

лето (тело)

кулак (кукла)

 Если выполнили – выписать по 2 сущ. ж., м., ср.р.

Проверка.

Игра “Распредели тетради в портфели” (Слайд 11)

7. Наше путешествие подходит к концу и последняя

Остановка “Итоговая”

- Что нового узнали вы о имени сущ.?

- Чему вы научились?

- Как определить род имён сущ.? (Слайд 12)

- Есть языки, где вообще нет родов – китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.

 - Подумайте, как вы поработали и в соответствии с этим выберите кружки.

Домашнее задание: (по выбору) (Слайд 13)

Придумайте и запишите, распределяя по родам, по 5 имён существительных каждого рода;

 1 вариант – стр. 136, упр.3.

 2 вариант – стр. 137, упр. 2.

Молодцы! Спасибо. (Слайд 14)