Проект "Знаменитая боевая машина времен Великой Отечественной войны У-2"

Разделы: Начальная школа


Творческое название:

“У войны не женское лицо,
Но лицо девчонки юной той
До сих пор, друзья, я вспоминаю…”.

Основополагающий вопрос: зачем современным детям знания о легком бомбардировщике времен ВОВ и о подвигах пилотов на этой боевой машине.

Проблемные вопросы:

  1. Как из “кукурузника”, опылителя полей, У-2 стала “грозой” и ужасом ночных бомбардировок немецких позиций?
  2. Почему у войны не женское лицо?
  3. Как удавалось советским летчицам совершать до 1000 боевых вылетов на ночном легком бомбардировщике У-2 (ПО-2).

Темы исследования:

1. Настоящее “боевое чудо” знаменитого советского конструктора Поликарпова Н.Н.

2. “Ночные ласточки” ВОВ.

3. Женщины-летчицы – герои Советского Союза из 24 авиаполка.

4. Духовная нравственная сила и вера советских бойцов в победу над фашизмом.

Предмет: Мир вокруг нас (“Зеленый дом”).

Метапредметные связи.

  • Технология.
  • Литературное чтение.
  • ИЗО.
  • Музыка.

Класс: 3-4 класс.

Срок: долгосрочный.

Время проведения презентации: 1 час.

Дидактические цели.

  1. Научить детей исследовательской деятельности, работая в информационных сайтах интернета, с дополнительной справочной, научной литературой.
  2. Предоставлять результаты исследований, как в виде публичных выступлений, так и в виде рефератов.
  3. Воспитать чуткое отношение к миру, к человеческой жизни.

Методические задачи.

  1. Формирование умений в постановке целей и задач в работе над проектом, планирование поэтапной деятельности по данной теме.
  2. Систематизировать научный, справочный материал и обобщать полученные знания.
  3. Познакомиться с историческими артефактами, относящимися к ВВС Советского Союза времен ВОВ; создать макет-диораму “Небесный тихоход ВОВ”.
  4. Применять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку, участвующему в данном проекте (через проектное обучение).
  5. Стимулировать творчество каждого ребенка, создавать ситуацию успеха, потребность детей в самореализации и самовыражении, помогать и всячески приветствовать работу в группах.

Методы исследования.

  1. Анализ различных источников информации о знаменитом “небесном тихоходе” времен ВОВ и о людях, создавших и прославивших эту боевую машину.
  2. Сравнение.

По количеству участников: групповой.

Гипотеза (предположение):

Возможно, одномоторный легкий ночной бомбардировщик У-2 (ПО-2) не стал бы так знаменит и популярен во времена ВОВ, если бы не прекрасные, сильные духом и несгибаемой воли летчицы-пилоты этой боевой машины.

Состав участников проекта

I группа (информативный блок)

1. Бичарева Ксения

2. Пустохайлова Александра.

3. Булгаков Тимур.

4. Густов Василий.

II группа (создание макета)

1. Иванова Наталья

2. Иванов Иван

3. Просяник Данил

4. Сарсенбаев Даниил

III группа (иллюстративные работы)

1. Казаченко Лидия

2. Калмыков Павел

3. Марьенко Иван

Обобщение.

Тем для исследования великое множество, необходимо стремиться узнать новое из истории своей Родины и иметь желание дойти до истины, узнать в частности сколько узнала и вреда принесла одномоторная легкая боевая машина У-2(ПО-2) немецкой армии и командованию Вермахта в ВОВ. И сколько бы не прошло десятилетий с окончания ВОВ, нам не забыть подвига “наших славных У-2”.

Итог. Результатом совместной работы над проектом-исследованием является открытая презентация макета-диорамы “Боевые машины У-2”, защита докладов.

Презентация проходила в виде открытого мероприятия в форме защиты макета диорамы “Боевые машины У-2”, состоящего из:

1) научно-справочной литературы,

2) песен,

3) прозы,

4) загадок, пословиц, поговорок,

5) стихотворений.

Презентация в виде открытого мероприятия, состоящего из:

1) стихотворений

2) научно-справочной литературы (из докладов)

3) прозы

4) песен

5) загадок, пословиц, поговорок

Оборудование:

- стенгазета с тематикой самолеты ВОВ; доклады учащихся:

  • “Авиаконструктор Поликарпов Н.Н.-создатель У-2”,
  • “Небесный тихоход ВОВ”,
  • “Прекрасные “ночные ведьмы”,
  • “Первый герой СССР на У-2”;

- рисунки детей, фотографии У-2, летчиц-героев Советского Союза из Таманского гвардейского авиаполка №46; конструктора Поликарпова Н.Н., первого летчика-испытателя У-2 Громова М.М., Чкалова В.П.;

- все участники пректа в военных пилотках, рубашках защитного цвета

- макет-диорама “Знаменитая боевая машина времен ВОВ У-2” выполнен с использованием пластилина, соленого теста, акриловых красок, лески, картона, тонкой фанеры, природного материала (S=0,7x0,5 мм);

- фонограммы песен о самолетах;

- книги, журналы в подборке о ВВС СССР, боевые самолеты на вооружении Красной Армии времен ВОВ, журналы “Красная Звезда”, книги “Ради жизни на земле”, “Нерв”, “Детская энциклопедия”, том V; “Знаменитые авиаконструкторы СССР”, сборник “Небо одно на двоих”, “Советская песня”, книга “Мое небо” (воспоминания о летчиках-испытателях);

- учебники “Мир вокруг нас” (4 класс), “История” (5 класс);

- подборка сайтов с фотографиями самолетов, на вооружении Красной Армии СССР до 1946 года;

- подборка слайдов из интернета по тематике проекта.

Ход мероприятия

(все дети стоят на авансцене)

1 ведущий:

Сколько песен сложено, сочинено прекрасных стихов, рассказов о ВОВ. Много информации нам дает интернет, телевидение о тех годах, но все равно есть темы, которые хочется раскрыть самим.

Мы, дети из разных классов, но нас объединяет один проект.

(Все хором). “Знаменитая боевая машина времен ВОВ У-2”.

2 ведущий:

Наш проект посвящен столетию ВВС Советского Союза и 85летию создания уникальной по своей исторической значимости машины У-2 (с 1944 года ПО-2).

Творческое название проекта. (Все хором)

“У войны не женское лицо, но лицо девчонки юной той до сих пор, друзья, я вспоминаю…”.

Мы создали макет военного аэродрома времен 1941-1945 годов, относящегося к гвардейскому Таманскому авиаполку №46.

В этом воздушном подразделении служили исключительно женщины- летчицы. И именно об их каждодневной работе, ночных вылетах, бомбардировках, разведке мы и расскажем в своем проекте.

Стихотворение “Лирические записи”

Война велика, бесконечные поля,
И ходит беда, и тоскует земля,
И воет волчицею ветер войны.
Быть может, по этим дорогам глухим
К тебе суждено мне вернуться.

А если не мне, так хоть песням моим
Я верю, придется дойти до тебя.

Стихотворение “Война”

Война, любовь – несовместимы.
Любовь войну переживет,
Зарубцевались наши раны.
От них остался только след
Но, до сих пор мы четко помним.

Всех тех, кого давно уж нет
Мы помним всех, кто пал в сраженьях,
Друзей, погибших фронтовых.
Они все это время с нами.

Стихотворение “Моя Родина”

Родина! Ты поднимаешь над нами знамя в вечном огне.
Тысячи песен мы спели о нем, тысячи песен мы спели о нем,
Тысячи раз мы вставали под знамя.

Люди сплотились - их воля тверда,
Воли такой не сломить ни-ког-да,
Красное знамя борьбы и труда
Спаяны волей и цепью одной.

Встанем мы рядом стальною стеной,
К новым победам веди, заревое
Вечное пламя Отчизны родной!!!

3 ведущий:

Герой нашего проекта, боевая машина У-2, звучит довольно грозно.

(Подходит к макету)

Вот что узнали штабисты из Люфтваффе (из советских справочников 30-х годов 20 века) о боевых качествах У-2.

У-2 (учебный) советский самолет, разработанный и построенный под руководством Н.Н. Поликарпова. С 1928 года применялся как учебный, санитарный, связной.

С низкой высотой полета до 100 метров со скоростью 110 км/ час, с открытой кабиной, обшивкой из дерева (для облегчения)

Конечно, для мессершмидтов он был легкой добычей, даже не препятствием.

Но с 1941 г. ВОВ наш “кукурузник”, как его ласково называли в народе, использовался как легкий ночной бомбардировщик. И уже в этом качестве он стал грозным оружием для немецкого командования …

2 ведущий: невозможно не вспомнить песню о “небесном тихоходе” из одноименного фильма.

Мы друзья перелетные птицы
Только быт наш одним нехорош
На земле не успели жениться
А на небе жены не найдешь.

Потому, потому что мы пилоты
Небо наш небо наш родимый дом
Первым делом первым делом самолеты
Ну а девушки, а девушки потом.

Первым делом первым делом самолеты
Ну а девушки, а девушки потом.

Нежный образ в мечтах приголубишь
Хочешь сердце навеки отдать
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь
А назавтра опять улетать.

Потому, потому что мы пилоты
Небо наш небо наш родимый дом
Первым делом первым делом самолеты
Ну а девушки, а девушки потом.

Первым делом первым делом самолеты
Ну а девушки, а девушки потом.

Чтоб с тоскою в пути не встречаться
Вспоминая про ласковый взгляд
Мы решили друзья не влюбляться
Даже в самых красивых девчат.

Потому, потому что мы пилоты
Небо наш небо наш родимый дом
Первым делом первым делом самолеты
Ну а девушки, а девушки потом.

Первым делом первым делом самолеты
Ну а девушки, а девушки потом.

Стихотворение “Пилот”

А где-то в небесном молчаньи,
Стараясь держаться прямой,
С далекого бомбометанья
Пошли самолеты домой.

Несли они много пробоин,
Скрываясь в ночных облаках,
Сидел за приборами воин
В своих марсианских очках.

Узнав позывной России -
Над крышами горестных сел
Пилот утомленный машину
По песне, как лебедя вел.

Пришли самолеты на базу,
Родные найдя берега,
И песня, пожалуй, ни разу
Им так не была дорога.

1 ведущий: (из доклада “Авиаконструктор Н.Н. Полирпов-создатель У-2”).

(Подходит к стенду с фотографиями Н.Н. Поликарпова, затем к макету)

Необходимо поближе познакомиться с создателем боевой машины У-2 Николаем Николаевичем Поликарповым. Даты жизни (1892-1944). Это крупный талантливый авиаконструктор, герой Социалистического Труда. Под руководством это человека в его КБ были созданы истребители И-1, И-15, И-16, И-153 (“Чайка”), самолет-разведчик Р-5. И, конечно же, герой нашего проекта скромный У-2(с 1944 г. после смерти автора По-2)

Всем известно, что этот самолет сыграл большую роль в истории отечественной, да и мировой авиации. На этой машине учились летному делу десятки тысяч летчиков. Дешевый в производстве и неприхотливый в эксплуатации У-2 долгие годы строился серийно. В летных школах Осоавиахима в 30-х годах инструктора по летному делу объясняли своим курсантам основные особенности этого саолета: “Самолет У-2 состоит из палочек и дырочек. Палочки для усиления, дырочки - для облегчения. И в этом было рациональное зерно. Пилотажные качества У-2 тоже были уникальными…

2 ведущий (подходит к стенду с фотографиями Громова Н.,Чкалова В.П.):

Нельзя не вспомнить о первых летчиках – испытателях этого самолета. Из мемуаров летчика Громова Н., который испытывал с января 1928 года У-2. “…Все фигуры, за исключением штопора, самолет делает отлично; что же касается штопора, то ввод самолета трудный, выход же из штопора очень легкий…”.

Однажды В.П. Чкалов, великий летчик, пролетевший из СССР в США через Северный полюс без посадки, развернул У-2 по крепу почти на 90 градусов, чтобы пролететь между двумя березами, расстояние между которыми было меньше, чем размах крыльев.

Управление Военно-Воздушных Сил в 1927 году поставило перед авиаконстукторами задачу - создать для летных школ простой в производстве и обслуживании, надежный самолет первоначального обучения. И Н.Н. Поликарпов с поставленной перед его КБ задачей справился. И справился достойно…”.

Стихотворение “Другу военных лет”

Нет, мы окопов не копали,
И, по-пластунски не ползли.
А мы в войну с тобой летали,
Ведь мы – рабочие войны.

Нелегкий путь на долю выпал
Нам на дороге фронтовой.
В смертельный бой с врагом вступали
Мы между небом и землей.

И слышны в небе позывные:
“Дружок-20”, Я – второй
Я атакую “Мессершмидта”,
Меня от “Фоккера” прикрой.

Меня прикрыли, и что я слышу -
Я снова слышу позывной,
“Второй, второй, из боя вышел.
Горю!! Прощай, мой дорогой!”.

Мне завтра было б 20 лет.
И мстили мы, жестоко мстили за 18, 20 лет
И, в землю с Богом вколотили
И “Фонте-вульф”, и “Мессершмидт”.

4 ведущий:

А какие пословицы и поговорки сложил наш народ в лихую годину ВОВ.

(Выходят 2 человека)

1. Всякому мила своя сторона.

2. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

3. Кому мир не дорог, тот нам ворог.

1. Кто хочет воевать, тому к войне причин не занимать.

2. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

3. Вчерашней славой на войне не живут.

4 ведущий:

Дорогие друзья, отгадайте наши загадки (выходят 3 человека).

1. Он в воздушном океане туч касается крылом,
Развернется - под лучами отливает серебром. (Са-мо-лет)

2. Точь-в-точь как самолет
В кабине есть пилот
Но в голубых просторах летает без мотора. (Пла-нер)

3. Зонтик есть, весь белый-белый
Он большой и очень смелый
Он по воздуху летает
С облаков людей спускает. (Па-ра-шют)

4. Не машет крылом, а летает
Не птица, а всех обгоняет. (Са-мо-лет)

5. Заворчу, зажурчу
Лопастями заверчу
И в небеса улечу. (Вер-то-лет)

6. Что это за птица: песен не поет
Гнезда не вьет, людей и груз везет. (Са-мо-лет)

4 ведущий:

В процессе поэтапной работы над проектом нам стало очевидно, что даже обладая первоклассными летными качествами, такой самолет, как У-2, не стал бы легендой, воспетой в советских песнях и фильмах, героем ночных бомбардировок немецких позиций. Легендой и героем ВОВ и даже знаменитой боевой машиной У-2 стал благодаря инициативе Марины Расковой, летчицы, удостоенной звания Героя Советского Союза. Осенью 1941 г. была сформирована авиагруппа из 3-х исключительно женских авиаполков: 586 (из истребителей), 587(бомбардировочный) и 46 (ночной бомбардировочный).

Больше всего противнику внушали страх и ужас девушки-пилоты из 46-го полка, которых они прозвали “ночными ведьмами”.

Девушки летали на У-2.

Из дневника полковника Крюгера (зенитная батарея Вермахта),

“Мы просто не могли понять, что советские летчики, причиняющие нам огромные проблемы – ЖЕНЩИНЫ. Эти женщины не боялись ничего. Они являлись ночь за ночью на своих очень медленных тихих бипланах (У-2) и не позволяли нам спать…

Каждую ночь с завидным упорством на маленьких самолетах У-2 девушки бомбили вражеские укрепления, куда каждые 10 минут сбрасывали бомбы. У них часто было по 300 целей за ночь и права на ошибку не было…”.

Стихотворение “Воздушный бой”

Воздушный бой, он очень жуткий.
В бою натянут, как струна,
От перегрузок трудно вспомнить,
А где же небо, где земля.

То виражи, то пилотажи,
То бочки крутишь, как шальной
Прицельно бьешь, в тебя стреляют,
Нет, не попали, ты живой.

Живой!! И сам себе не веришь
Что пережил ты град стальной.
И даже губы покусаешь,
Чтоб убедиться, что живой.

Живой и ты из боя вышел,
Все перенес, все пережил
Что ранен был и не услышал
Лишь при посадке ощутил.

Песня “О славном У-2”

Дождливым вечером-вечером-вечером,
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего,
Мы приземлимся за столом,
Поговорим о том, о сём,
И нашу песенку любимую споём…

Припев:

Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем.
Над милым порогом взмахну серебряным тебе крылом
Пускай судьба забросит нас далеко.

Пускай!
Ты к сердцу только никого не допускай -
Следить буду строго:
Мне сверху видно всё — ты так и знай!!!

1 ведущий:

Мы даже сочинили частушки о летчицах 46-го авиаполка.

(Выходят 4 человека)

1. Полюбила летчика, думала - летает.
Прихожу на аэродром, а он подметает.

2. Не волнуйтесь вы, девчонки,
Можно спать спокойно.
Охраняем мы границу
Четко и достойно.

3. Мы девчонки боевые
А мы летчицы лихие
Бомбим немцев мы с У-2
За тебя, наша страна!

4. Мы девчата бравые,
В нашем деле правые
На У-2 летаем мы
Для защиты страны!

5. Мы пилоты боевые
И не просто летчицы
Мы с У-2 девчата,
Ой, держись, ребята!

6. Гитлер, Гитлер, берегись!
Наш У-2 взлетает ввысь
Разбомбим мы всех врагов
На защиту всяк готов!!!

7. Наши летчики-герои
Небо зорко стерегут
Наши летчики-герои охраняют мирный труд!

8. Все частушки перепели
Мы старались от души
Вы похлопайте дружнее
Мы старались от души.

1 ведущий: (из доклада “Первый герой СССР на У-2”)

Мы в частушках недаром пропели о героях-летчиках. Речь пойдет о героях советского Союза, летчицах 46-го гвардейского Таманского авиаполка (бомбардировочного).

Вторая мировая война стала трагедией для миллионов мирных жителей. Женщины добровольно шли на фронт. Из-за острой нехватки боевых пилотов девушек призывали и в авиацию.8 октября 1941 года советское правительство объявило о мобилизации женщин без детей. СССР был первой страной в мире, где женщинам- пилотам было позволено участвовать в боевых действиях.

На осень 1941 года в нашей стране было больше женщин-пилотов, чем в остальном мире. Итак, о героях Советского Союза 46-го полка ;они летали настолько эффективно - до 1000 боевых вылетов, когда на других самолетах до 300. У немцев практически никто не летал по ночам, поэтому за всю войну погибло 32 девушки. У-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись на передовой и на малых высотах бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь. Но бывали и такие ночи, где был приказ бомбить “по максимуму”. Это означало, что вылетов должно быть 16-18 за одну ночь. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках - они не могли ходить. Все девушки не брали с собой парашютов, предпочитая лишние 30-40 кг бомбовой нагрузки. И каждый вылет для них был в 1 конец.

Подвиг их бессмертен, а отвага и героизм потрясаетдаже через 70 лет после событий.

Вечная слава героям!!! (Все хором)

(Каждый ребенок по цепочке произносит)

- Полина Гельман

- Раиса Аронова

- Мария Долина

- Лидия Литвяк

- Тамара Константинова

- Клавдия Блинова

- Ольга Шахова

- Антонина Лебедева

- Клавдия Нечаева

- Анна Егорова

- Елена Малютина

- Екатерина Буданова

- Ксения Добромысова

- Екатерина Зеленко

- Марина Раскова

- Евдокия Бериганская

- Нина Попова

3 ведущий:

Вот поэтому творческое название нашего проекта (все хором) “У войны не женское лицо”

Стихотворение “У войны не женское лицо”

У войны не женское лицо,
Хоть она себя и украшает:
Сдергивая с мертвого кольцо,
И из гильз сережки надевает.

Не зовешь, приходит, как чума
Вместе с черной стаею ворон
Но боится одного война, -
Русского щита святых икон!

Заставляет гостью отступать
Гонит прочь ее отсюда: Вон! Вон!

(В центр выходят ведущие)

3 ведущий:

Да, у войны не женское лицо,
Но вы скажите это тем девчонкам,
Которые мужей теряли, братьев и отцов
В том 41-ом страшном и далеком.

Вы скажете, война – мужское дело
Но – нет! Война объединяет всех!
Она воюет, не щадя, не плача
За будущих детей своей страны.

Надеется и верит, что удача
Покажется ей с лучшей стороны.
Кто-то, а она уж точно знает,
Зачем с мужчинами на фронт пошла.

2 ведущий:

Да, у войны не женское лицо
Вновь и вновь себе я повторяю
Ни-ког-да за-быть нам не дано
Девушек, что с нами воевали!

1 ведущий:

У войны не женское лицо, -
Сотни раз себе я повторяю
Но, в Победу веря горячо,
С женщинами рядом к ней шагали.

2 ведущий.

Подводя итоги работы над проектом, можно сделать обобщение. Тем для исследования очень много, только надо стремиться, не лениться узнать новое и иметь желание дойти до истины, узнать как можно больше.

Например: о скромном, низко летающем биплане “небесном тихоходе” времен ВОВ, настоящей боевой машине У-2 (ПО-2), легендарном самолете, разработанным авиаконструктором, гением мысли Поликарповым Н.Н. и о летчицах-пилотах из 46-го гвардейского авиаполка, создавших боевую славу и всенародную любовь к этой машине, сыгравшей большую роль в истории мировой авиации

(Звучит фонограмма песни “Марш авиаторов”)

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.

Припев:

Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.

Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полет,
Мы сознаем, как крепнет флот воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот!

Литература

1. Журнал “Красная звезда”, М., 1980 г.

2. Детская энциклопедия, том V, М “Просвещение”, 1969 г.

3. Журнал “Наше наследие”, М., 1991 г.

4. “Ради жизни на земле”, том 1,  сборник стихов о войне М., “Современник”, 1975 г.

“Лирические записи” Найсык Кумеев

“Война” Владислав Занадворов

“Родина” Вадим Земной

“Налет” Николай Рыленков

“Завет” Дмитрий Кедрин

“Воздушный бой” Алексей Алесандров

“После боя” Владимир Чугунов

“Телеги” Евгений Долматовский

“Война” Юрий Севрук

5. Советская песня, Ленинград, Музыка, 1985 г. “Марш авиаторов”.

6. Советский энциклопедический словарь/ гл. ред. А.М. Прохоров, -изд. -М: Советская энциклопедия, 1988 г.-1600 с., иллюстр.

7. “У войны не женское лицо”. Елена Костарева. Материалы выложены в интернет-сайтах.

8. “Мир вокруг нас” (4 класс), А.А. Плешаков, М., 2009 г.

9. “История России”, 5 класс, М., 2010 г.

10. “Механизированные машины II Мировой войны”, сборник статей. М.: Просвещение”, 1987 г.

11. “Мое небо” М. Раскова, сборник мемуаров о летчицах ,их самолетах, работе, М. “Детская литература”, 1973 г.

12. Небо одно на двоих”, дневники О.Бергольц, Ленинград, изд-во “Нева”, 1980 г.

Приложение 1 (Публикация)

Приложение 2 (Презентация)