Воспитательное мероприятие на тему "Россия – родина моя"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • прививать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
  • воспитывать уважение к государственной символике;
  • расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы.

Участники: учащиеся 10-11 классов.

Оборудование: изображения герба и флага России, рисунки учащихся, сочинения, презентация, проектор, магнитофон.

План.

1. Наша Родина – Россия.

2. Символы государства.

3. Малая родина.

Ход мероприятия

(Звучит песня “С чего начинается Родина?”, проектор высвечивает на экране слайды, где изображены виды природы и фото городов России)

1 ведущий: Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Родина. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и села.

Родина. Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского.

Вы ходите в школу, ездите в лагеря, занимаетесь в кружках. Но часто ли вы задумываетесь над тем, каким трудом все это создавалось. То, что окружает вас – школы, заводы, космические ракеты?

Наши старшие поколения старались сделать нашу Родину красивой и могучей.

2 ведущий:

Мы – русские.
Работаем по-русски.
По-русски мы восходим в свой зенит.
По-русски переносим перегрузки,
И русской песней слава нам звенит.
Я вспоминаю вербы да ракиты,
Да пахаря с согбенною спиной…
Откуда ж ты взяла сои ракеты,
Моя Россия,
Колокол земной.
Я вижу, как ослепнувший от солнца,
Рисует знаки на стене…
Дорога в космос –
Мирных дней бессонницы,
И первые победы на земле.

1 ведущий:

Я – русский человек
Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний.
Он в пять лучей над миром засверкал
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю сибирских рек задумчивое пенье,
Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я – русский человек, и русская природа
Любовна мне, и я ее пою.
Я – русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.

3 ведущий:

- Ребята, как вы думаете, что, прежде всего, представляет страну, в которой мы живем? (Флаг, герб, гимн)

- Совершенно верно. Именно государственные символы. А для чего они нужны?

4 ведущий:

Прежде всего, государственные символы вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов во время Олимпийских игр, например, чемпионатов, и перед началом состязаний слушаем гимн, то все испытываем большое чувство гордости за свою страну.

5 ведущий:

Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится своей символикой, видит в ней глубокий смысл и верит в ее предназначение.

(Слайд: “Государственный герб России”)

1 ведущий:

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите – серебряный всадник, в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь о попранного конем дракона.

В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

- Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб? (Герб изображается на официальных документах России. Гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц. На знаменах и печатях. А еще он есть в паспорте.)

2 ведущий:

Совершенно верно. А что собой представляет флаг России?

Что означают его цвета?

(Слайд: “Государственный флаг России”)

3 ведущий:

5 ноября 1990 года правительство РСФСР постановило создать новую российскую символику.

Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг России – полотнище из разновеликих горизонтальных полос: верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – красного цвета, - официальным флагом Российской Федерации, а 31 октября 1991 года этот флаг был утвержден Съездом народных депутатов.

Бело-сине-красный флаг стал снова государственным.

Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику.

1 ведущий:

Красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до 19 века. Мы знаем, что до 1991 года флаг России был весь красного цвета.

Голубой цвет считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви, голубые балдахины патриархов во время крестных походов указывали на их причастность к служению ей.

Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный “белый царь”, то есть независимый.

Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, кому принадлежит флаг.

3 ведущий:

Есть у каждого государства и гимн. Это официально принятая торжественная песнь в честь государства.

Мы слышим его множество раз за свою жизнь, всегда, когда есть торжественный повод.

Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией текстом и музыкой.

Давайте споем гимн Российской Федерации. (Все встают и поют гимн. На слайде текст гимна.)

4 ведущий:

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальное произведение, которое исполняется в случаях, предусмотренных законом.

Гимн, который мы исполнили, имеет своих авторов, которых мы должны знать.

- Может, кто-то назовет их имена?

1 ведущий:

Гимн Российской Федерации написали два человека: Сергей Михалков – слова и Александр Александров – музыку.

2 ведущий:

Наша символика дорога каждому русскому человеку. Наша страна гордится своим гербом, гимном и флагом. Но наша страна гордится и своей историей.

3 ведущий:

- А хорошо ли вы, ребята, знаете нашу историю?

4 ведущий:

Проведем “Блиц - турнир” по истории России. (В случае неверного ответа из зала, ведущий исправляет ошибки).

Блиц-турнир

Вопросы:

- Когда была напечатана первая в России книга и как звали первопечатника? (Иван Федоров, 1569)

- Когда было отменено крепостное право в России? (В 1861 году)

- Когда был основан наш родной город? (Первое упоминание в документах в стороже на реке Толучеевке в 1571 году, 1928 – Калач стал районным центром)

- Когда произошла Куликовская битва? (8 сентября 1380 года)

- В каком веке правил Иван Грозный? (Вторая половина 15 века. 1530–1584)

- Когда была крещена Русь? (988 год)

- Когда и кем была основана Москва? (В 1147 году Юрием Долгоруким)

- Летописец Нестор называл этот город матерью городов русских. О каком городе идет речь? (Киев)

(На слайдах высказывания об истории: “Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. (В.М, Васнецов)

“Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю”. (Ф.Абрамов)

1 ведущий:

На Земле, наверное, нет народов с “легкой” историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испытания, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрываются сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлого помогают избежать ошибок в настоящем. К тому же многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувство уважения к славным делам, а к постыдным делам предков – чувство стыда.

2 ведущий:

За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц и поговорок. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам – иноземным захватчикам. Авторы некоторых крылатых выражений известны.

- Кому принадлежат следующие афоризмы?

- “Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет”. (Александр Невский)

- “Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (А.Суворов)

А.В.Суворов часто пользовался пословицами и поговорками, да и сам создал немало афоризмов, которые дошли до нас в его знаменитой “Науке побеждать”. Я начну, а вы продолжите.

- Стреляй редко… (да метко).

- Сам погибай… (а товарища выручай).

- Уши оттирай снегом… (труса лечи опасностью).

- Войско необученное… (что сабля неотточенная).

- Дисциплина - … (мать победы).

- Только того бьют… (кто боится).

- Двум смертям не бывать… (а одной не миновать).

- Опасности лучше идти навстречу… (чем ожидать на месте).

3 ведущий:

У каждого человека есть своя малая родина – край, где он родился и где все кажется ему особенным, родным.

Может быть, чужому человеку покажется все здесь обыкновенным и простым, но твоему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.

(На слайдах виды города Калача и его окрестностей)

4 ведущий:

Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
- О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной,
Привет тебе, мой край родной!

1 ведущий:

Родина не вокруг тебя, она внутри тебя, в твоем сердце, в твоих мыслях, душе и памяти. Она – часть тебя, а ты – часть ее. Это твоя любовь к стране, в которой ты живешь, к месту, в котором ты родился, к подушке, на которой спал в детстве, к твоей первой игрушке, к тропинкам в лесу, по которым ты гулял, в которые играл со своими друзьями, к рассвету, который ты видел ранним утром, к людям, которые тебя окружают; это – ветка, с которой ты упал и набил себе шишек, это – твои обиды, радости, горести, счастье, смех и слезы, это все твои чувства и переживания и это, конечно же, твоя мама, мамочка, мамуля, это – все, что внутри тебя, в твоей душе.

- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово “Родина”?

Ученики: “ С моим домом и двором”. “У меня Родина ассоциируется с моими родителями и близкими”. “Когда я слышу слов “Россия” то представляю русские березки, колодцы и деревеньки”.

(Звучит музыка)

2 ведущий:

Наша малая родина – город Калач. Недавно мы отметили 85-летие Калачеевского района. Посмотрите на рисунки и сочинения. Они посвящены Калачу. (Представление рисунков и их авторов. Читаются 1-2 сочинения).

3 ведущий:

Так много значит слово “Родина”, что другим словом и не назовешь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовешь, а каждый тебе что-то подскажет, так как каждый понимает по-своему.

Большая наша страна. Огромная. Конца-края не видно. Много людей живет в нашей стране, много народов. О Родине много стихов и песен сложено. С тех давних времен, как возникла наша Отчизна, прославляют ее поэты и музыканты.

(Звучит музыка, перелистываются слайды)

4 ведущий:

Есть у России березоньки белые,
Кедры, забывшие, сколько им лет.
Горы, от вечных ветров поседелые,
Реки, которым названия нет.
Есть соловьиные песни бессвязные,
Зори полей и огни городов,
Есть у России сердца безотказные,
Мудрые руки ее мастеров.
Солнышко глянет иль вьюга завьюжится –
Слушай просторы и вольно дыши,
Есть у России солдатское мужество,
Вечный огонь материнской души!

1 ведущий:

На русской земле много совершено подвигов, свершаются они и сейчас. И все во имя Родины, во имя людей, которые на ней живут.

Человеку на все сил хватит, если делается ради своей Родины.

(Звучит негромкая музыка)

2 ведущий:

Когда на меня навалилась беда
И шел я по отчему краю,
“Отдай свою боль мне”, сказала вода,
По горному склону стекая.
Сказала мне высь:
Обернись к небесам,
И в сердце растает тревога”.
“Спокойно иди, я тебя не предам”, -
Тихонько шуршала дорога.
“Взгляни на мои голубые снега”, -
Чуть слышно гора мне шептала.
“Приляг на траву”,- поманили луга.
Прилег я, и легче мне стало.
И стало все просто, и понял я вдруг –
Иного не надо мне края,
А только б дорога да речка, да луг,
Да небо родимого края.

3 ведущий:

Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли.

Ребята, берегите это счастье!

4 ведущий:

Хлеб, которым кормится человек, земля, на которой он живет, мать, давшая тебе жизнь. Без этого человеку жить невозможно.

Среди самого заветного есть у человека Родина.

Родина – это и земля, город или деревня, в которой ты родился и живешь, друзья и соседи твои, Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной Отечеством называют, как дом родной – отчим домом.

1 ведущий:

Когда произносишь слово “родина”, то чаще всего вспоминаешь что-то из детства.

Мы все родом из детства. У каждого есть большая родня – это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия!

2 ведущий:

Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя,
Когда метель – то я снежинка,
В ручье – я капелька ручья.
Из этих капелек – росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
Мы возвратили герб старинный,
Россия, в нем твои черты:
И красный – сколько красоты!
В нем белизна твоих буранов
И синева твоих озер,
Твои надежды, муки, раны
И вечный огневой задор.
Россия – тройка, песня, птица,
Страна с особенной судьбой,
Должна Россия возродиться,
И возродимся мы с тобой.

(Звучит песня о России).

Список использованной литературы

1. В.А.Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2. М., “ Творческий центр”, 2004.

2. Н.И.Еременко. Классные часы в 6 классе. Выпуск 2. Волгоград, “Корифей”. 2007.

3. Журнал “Воспитание школьника”.

4. Журнал “Литература в школе”.

5. Т.В.Шепелева и др. Классные часы в 6-8 классах. Волгоград, “Учитель”, 2006.

6. Учебники истории.

Презентация