Задачи.
1. Пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных.
2. Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание её охранять и оказывать ей посильную помощь.
3. Развивать логическое мышление, творчество и практическое применение детьми имеющегося познавательного опыта в различных игровых ситуациях жизненного характера.
4. Продолжать формировать оптико-пространственные представления, учить детей ориентироваться и разбираться в графических схемах.
5. Образование и правильное употребление притяжательных прилагательных и пространственных предлогов.
6. Продолжать обучать навыкам сотрудничества и партнерского общения.
Развивающая среда: карточки с изображением разнообразных хвостов и следов, иллюстрации, отображающие соответствующих животных; схемы-символы: хвост-рука; хвост-опора; хвост-руль; хвост-защитник; хвост-украшение.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Хвосты”, д/и “Чей хвост?”, “Чьи следы?”.
Содержание
1. Оргмомент.
Приветствие (повторяйте слова и движения за мной).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
2. Ребята, к нам пришло два письма, а почтовый адресат не указан. Помогите узнать кому эти письма.
1 письмо.
Куда: лесная страна, темный лес, логово в чаще.
Профессия: хищник, уничтожает больных и слабых животных является “Лесным доктором”.
Особые приметы: острые зубы, сильные челюсти, хорошее чутье, очень выносливый, сильный.
Одежда: шерсть - серый густой мех, защищает от холода.
Меню: мясо диких и домашних животных.
Враги: люди. (Письмо волку)
2 письмо.
Куда: лесная страна, темный лес, нора между корнями деревьев.
Профессия: хищник, ловит мышей и кур.
Особые приметы: пушистый хвост, мягкие лапы, острые когти, острые зубы, хороший нюх.
Одежда: рыжий мех.
Меню: мыши, мелкие животные, дикие и домашние птицы.
Враги: человек, собаки, медведи. (Письмо лисе)
Появляются картинки лисы и волка.
- Лиса и волк спорят кто из них быстрее бегает.
3. На экране появляются рыжие модели - серые и рыжие лапы.
- Чьи это лапы? (Ответы детей - лисьи лапы, волчьи лапы).
- Какие лапы длиннее (выше)? (Ответы детей)
- Какие лапы могут бегать быстрее? Почему? (Ответы детей)
На экране показывается, как лапы делают по 5 шагов. Воспитатель рассуждает с детьми.
- Сколько шагов сделали серые лапы? (Рыжие лапы)
- Одинаково по 5, а посмотрите на дорожку, какие лапы ушли дальше? (Серые). Почему?
- Какие лапы могут бежать быстрее?
Вывод: волк бегает быстрее, чем лиса.
4. На экране появляются следы животных: лисы, волка, зайца, белки, лося.
- Ребята, чьи это следы? (Животных)
Что - то произошло в лесу с животными, может их кто-то напугал, а может они поменялись своими следами. Надо навести в лесу порядок, давайте попробуем определить кому из животных они принадлежат. Детям предлагается рассмотреть карточки с изображением следов и определить их принадлежность тому или иному животному. (Карточки соединены ленточками и перепутаны, если дети правильно определяют следы, то ленточки распутываются).
5. Послушайте описание и скажите, чей это след:
“Трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад по своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаху прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь - опять повернется назад и опять поскачет в сторону… Наутро охотники начинают разбирать след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитростям этого животного. А он и не думал хитрить. Он всего “боится”. (Заячьи следы).
- Ребята, давайте попрыгаем так же, как зайцы и поиграем в игру “ Догони зайца”.
П/и “Догони зайца”. (Дети делятся по парам: один ребенок - заяц, другой – охотник. “Заяц” прыгает по определенной траектории, “охотник” пытается повторить.
6. - В лесу у животных много врагов, давайте поможем им спрятаться так, чтобы их не было видно.
На листе бумаги нарисован зимний лес (ориентировка в пространстве): лиса – справа от сугроба, белочка - на макушке самого высокого дерева, зайчиха - под кустом, волк – под елью, медведь - в берлоге.
7. Проблемная ситуация:
“Надо перевезти с одного берега на другой волка, козу и траву так, чтобы они остались все целыми и невредимыми” (надо определить, в какой последовательности перевозить животных через реку в лодке, уточнить понятия “Хищники” и “Травоядные”).
Дети решают проблему по подгруппам. Педагог, наблюдая за действиями детей, беседует с ними, задавая наводящие вопросы:
- Кого перевезти первым? Можно волка оставить на берегу с козой (травой)? Кого можно перевезти в лодке вместе?
Правильное решение: сначала перевезти козу, затем вернуться за травой и перевезти на другой берег к козе, а козу забрать с собой в лодку и плыть за волком. Забрать волка, а козу оставить на берегу. К траве отвезти волка, ведь он не ест её. Вернуться за козой. Таким образом переправить всех через реку.
8. Проблемный вопрос: “ Какой части тела нет у человека, но есть у животного”? (Ответы детей)
На экране появляются хвосты животных: кенгуру, обезьяны, птицы, коровы, лисы.
- Чьи это хвосты? (Ответы детей).
Поисковая задача: зачем животным нужны хвосты? (Ответы детей)
На экране появляются схемы: хвост – опора, хвост – рука, хвост – руль, хвост – защитник, хвост – украшение (на схемах нарисованы знаки, которые подсказывают, для чего нужны хвосты животным). Дети подбирают животных на картинах к схемам.
- Так зачем же нужны животным хвосты? (Выводы детей)
9. Подведение итогов.
-Что нового вы сегодня узнали о животных? (Ответы детей)
- Все животные отличаются друг от друга внешним видом, повадками. А все ли люди одинаковые? (Ответы детей).
Игра на развитие коммуникативных навыков.
- У людей есть общие черты, которые нас объединяют. Я буду вам говорить, а вы выполняйте движения: поднимите руки, кто любит делать зарядку; возьмитесь за руки, у кого длинные волосы; поставьте руки на пояс, кто любит гулять на улице.
- Вот видите, как много нас объединяет.