Данный проект направлен на развитие социальных экологических инициатив родителей педагогов и учащихся младших классов в сохранении маленьких уголков нашей природы.
На этой основе предполагается:
развитие общественной активности учащихся.
формирование современной экологически ориентированной картины мира;
воспитание любви и уважения к своему природному окружению и его истории;
дается представление о Родине, как месте, где человек родился, познал счастье жизни.
Данный проект в доступной форме.
1. Объясняет суть экологических проблем, причины их появления.
2. Помогает осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания.
3. Создаёт условия для убежденности учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной.
4. Развивает художественные способности и актёрские данные учащихся.
Предполагаемый результат деятельности.
- Возникает убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной.
- Появится маленькая ответственность за свою малую Родину и желание оберегать и приумножать природу родного края.
- Продолжит формироваться уважение и любовь к родному краю и его истории.
Конкретный результат деятельности.
В результате проектной деятельности перед детьми раскроется красота и неповторимость родной природы.
Ребенок научится видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять на возникшие проблемы.
Появится желание участвовать в творческой полезной деятельности. Раскроется потенциал художественных способностей, как учащихся, так и родителей.
В дальнейшем данная деятельность позволит детям успешно реализовать свои творческие возможности в научно-практических конференциях и различных конкурсах.
Стратегии и механизмы. В основе проекта “В краю берёзовом родном…” лежит:
- Просвещение учащихся.
- Совместная деятельность с семьёй по нравственному, трудовому, эстетическому и экологическому воспитанию.
- Защита ребёнка от неблагоприятных условий путём вовлечения его в интересную, полезную, творческую деятельность.
Цель проекта: создать условия для практической экологической деятельности педагогов, родителей, младших школьников, направленную на воспитание экологической культуры и формирование бережного отношения к природе родного края.
Задачи.
- Дать учащимся представление о Родине, как месте, где человек родился и познал счастье жизни.
- Привлечь внимание детей к одному из символов нашей Родины - берёзе, показать её красоту и значимость в жизни человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе, дать почувствовать себя её частицей.
- Формировать бережное отношение детей к окружающей среде, ответственность за её состояние.
- Разработать систему деятельности детского коллектива, способного решать посильные экологические проблемы.
Актуальность проекта: Берёза - символ России. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Берёза приносит людям радость и свет, она является и лечебным средством.
Этапы проведения
1. Подготовительный
- Беседа “Природа нашего края”, “Россия - родина моя”, “Котово - моя малая родина”
- Экскурсия по городу с целью выявления объектов наблюдения.
- Викторина “Что мы знаем о берёзе?” с целью выяснения представлений детей об этом дереве, их отношения к нему, заинтересовать проблемой.
- Организационная дружеская встреча с детьми, педагогами, родителями, участвующими в проекте.
2. Исследовательский.
- Чтение художественной и справочной литературы о берёзе. (Стихи, песни, рассказы)
- Сбор материала для исследовательской папки, с целью развития представлений о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы.
- Проведение циклов наблюдений за берёзой. (Весна, лето, осень, зима.)
- Организация полезной и творческой деятельности.
- Фотографирование объектов в разное время года, суток, в разных расположениях.
- Сбор материала для конкурсных программ.
3. Обобщающий
- Выпуск фотостенда о берёзе “Свет родных берёз”.
- Организация выставки совместных работ учащихся и родителей “Дадим вторую жизнь берёзке!”.
- Обобщающая игра – викторина “Что я знаю о берёзе?”.
- Выступления учащихся “Ай, да берёзка!”. (Сочинения, стихи, песни, рисунки)
- Создание книжек-малышек “Моя берёзка!”.
- Операция “Вырастим дерево!”.
- Защита проекта.
Рисунок 1. “В краю берёзовом родном”. Презентация
Проект
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз.
Где небо то хмуро, то сине,
В стране белоствольных берёз.
Рядом с нашим домом растёт много берёз. Я их помню с самого раннего детства. Они высокие и очень красивые. Во дворе, где живу я и многие ребята из нашего класса почти у каждого подъезда растут берёзы. И вот мы задумались – кто их посадил? Зачем? И как давно они растут? Где ещё растут берёзы?
Проект берёзке русской посвящаем.
О ней теперь мы очень много знаем.
И знанием готовы поделиться
Нам всем пришлось немало потрудиться.
Мы много книг перечитали,
И материалы отбирали.
Мы рисовали, сочиняли.
Стихи берёзке посвящали.
Писали мы ученые конспекты-
И вот пред вами наши первые проекты!
Рисунок 2. “В библиотеке”
Начали работу мы с посещения библиотеки. И первым нашим помощником стала, конечно же, книга. Много интересного мы нашли в справочниках, энциклопедиях, художественной литературе.
Оказывается, символом России берёза считается с давних лет. Вряд ли можно представить русское поле без белой берёзки, русский лес без берёзовой рощи, а баньку русскую без берёзового веника.
Но при этом, правоверы берёзу считали вместилищем местных русалок и злых духов. А вот древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. Белая берёза всегда была связана с весенним церковным праздником - Троица. Девушки украшали берёзу лентами, водили хороводы, плели венки. В праздник украшали берёзовыми ветками дома и церкви.
Поговорив с соседями, мы узнали, кто посадил берёзки около подъезда. В посадке деревьев принимали участие и дети.
Для того, чтобы знать возраст человека, нужно знать дату его рождения. Возраст берёз тоже можно определить, но несколько иначе.
Рисунок 3. Старая берёзка
1. Подобно тому, как у стареющего человека на лице появляются морщины, у дерева с возрастом изменяется кора. У молодой берёзки кора белая, тонкая, гладкая, а у старой берёзы она темного, почти черного цвета, особенно у основания ствола. Изменяется не только цвет. Кора старого дерева толстая, грубая, вся потрескавшаяся. Мы рассмотрели кору наших берёз и сделали вывод, что наши деревья старые.
Рисунок 4. Дерево в разрезе
2. Определение возраста берёзы по годичным кольцам.
Возраст дерева можно определить по количеству годичных колец на спиле. Сколько колец столько и лет дереву. Я научилась определять возраст дерева на уже спиленном дереве, а наши красавицы-берёзки - пусть растут!!!
3. Определение возраста берёзы по толщине ствола.
Рисунки 5-7: Один из способов определения возраста дерева.
Довольно точно определить возраст дерева можно, измерив его обхват на высоте 1 м над землей. В среднем, дерево растёт в толщину на 2,5 см в год. Если оно растет в густом лесу- то 1-1.5 см в год.
С помощью рулетки мы измерили толщину ствола на высоте 1 м. Она равна 72 см. Мы рассчитали возраст берёзы.
72: 2,5= 28, 8 (около 29 лет)
4. Из интернета мы узнали, что определить возраст дерева, не повреждая его, можно прибором, который называется возрастной бур. С его помощью из ствола извлекают небольшой кусочек толщиной с карандаш и по нему считают годичные кольца. Дерево от этого не страдает. Но найти такой прибор в Котово нам не удалось.
Рисунок 8. Фото детей с книжками-малышками
Красота русских берёз вдохновила нас. Мы создали свои книжки- малышки, куда поместили все свои находки.
Рисунки 9-10. Пословицы и поговорки.
В народе есть много пословиц и поговорок о берёзе.
1. Есть дерево об четыре дела:
Первое дело - мир освещает,
Второе дело - больных исцеляет,
Третье дело - крик утешает,
Четвёртое дело - чистоту соблюдает.
2. Береза не угроза, где стоит, там и шумит.
3. Бела береста, да деготь черен.
4. Берёза ума даёт. (О розгах)
5. Какова берёзка, такова и отростка.
Народные приметы о берёзе.
Когда берёзка распустится - сей овёс.
Из березы течет много сока - к дождливому лету.
Если береза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, если ольха вперёд- мокрое.
Фотовыставка Рисунок 11. Берёзы в разное время года.
Мы фотографировали берёзки в разное время года, в разных уголках нашего родного города. Но.. в наш объктив попали и такие деревья. Их поломал ветер. Сжалось сердце, и хоть говорят, что с природой не поспоришь, но мы рискнули поспорить. Продолжили работу над нашим проектом и решили: “Дадим вторую жизнь берёзке!”.
Рисунок 12. Работы учащихся Вот, что мы смогли сделать из сухих веток и пеньков берёз, сломанных ветром.
(Выставка работ)
Выставка картин.
Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один
Весь 4а проект готовил:
Одни писали реферат,
Трудились много дней подряд,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес..
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады!
Выставка картин.
Операция “Вырастим дерево”.
Рисунок 13. “Посадили дерево”
Во дворе нашей школы мы решили посадить березку. Ребята из нашего класса с дедушкой Ульченко Артёма нашли саженец берёзки, и мы все вместе посадили берёзку в школьном дворе. Пока мы учимся в школе, будем ухаживать за нашей берёзонькой.
Песня о березке. Исполняют ученики нашего класса.
О берёзе сложено очень много песен и написано много стихов. Нам предстоит узнать об этом в следующих наших проектах.