Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока. Сегодня мы раскроем тайну одного самого распространенного вещества на земле, отгадайте какого? (В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять).
Дети: Вода.
Учитель: Абсолютно верно. Тема нашего урока “вода-источник жизни: три состояния воды”.
Эпиграф нашего урока: Вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого жидкого минерала. В. Чивилихин
Ребята, как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем вспоминать о воде?
Дети: Свойства воды, применение воды, три состояния воды, вода – растворитель.
Учитель: Таким образом, цель нашего урока: познакомиться с физико-химическим составом воды и выявить её роль в жизни организмов и в окружающей среде и соответственно задачи, которые мы ставим перед собой следующие:
1) Познакомиться с содержанием воды на Земле, её физическими и химическими свойствами.
2) Изучить состав воды.
3) Выявить роль воды в живых организмах и в окружающей среде.
4) Рассмотреть экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.
Стук в дверь.
Учитель: Интересно, кто это? Заходите, не стесняйтесь.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это я, Незнайка. Слышал, что в этом кабинете изучают какую-то воду. Фу, что удивительного в этой воде? Я вот полечу на другую планету, где нет воды и буду преспокойненько там жить. Зачем она нужна?
Учитель: Хорошо, Незнайка. Дело твое. Но мы хотим пригласить тебя на урок, ты с ребятами поработаешь и сам решишь, уникальна вода или нет, можно ли прожить без нее или нет?
Незнайка: Ладно, уговорили, посижу, послушаю, может быть, что-нибудь интересненькое придумаю для вас.
Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами совершим сегодня путешествие по пройденным страницам темы “вода”. Будем играть по командам, каждая из которых несет определенное название, в соответствии со страницами учебника: 1) страничка географическая; 2) физическая; 3) химическая; 4) биологическая; 5) экологическая. У страничек по ходу урока будут задания, соответствующие их названиям, но все они касаются одной темы: “Вода”.
В каждой книге есть предисловие, так и у нашей книги оно есть. Попробуйте, обсудив в группах, его составить, ответив на вопрос: почему вода называется водой (1 мин. и заслушиваем доводы).
Учитель: Послушайте ребята, мою притчу о воде.
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал “Во!” (что означало “отлично”). Другой попробовал и согласился: “Да – а – а!”. Так и стали они жидкость в ручье называть словом “Вода”.
Учитель: Открываем первую страницу нашей книги о воде “Географическую”. Здесь мы вспомним о нахождении воды на земле. Для этого пригласим Незнайку с выступлением по презентации. А другие слушают внимательно, потому что Незнайка приготовил вопросы по презентации.
Дети: Выступление по презентации (слайд 4-13). Презентация
Учитель: Незнайка подготовил для вас вопросы (6 вопросов). Самые активные за правильные ответы получат жетоны, которые обмениваются на оценку.
Вопросы Незнайки:
- В каких трех состояниях может находиться вода? (Жидкое - вода, твердое – лед, газообразное – водяной пар)
- Что такое гидросфера? (Водная оболочка Земли).
- Что такое гейзеры? (Гейзеры – горячие источники, температура воды которых достигает 90 градусов С)
- Что такое минеральные источники? (Минеральные источники – запасы воды, которые содержат различные минеральные соли).
- Какая часть земного шара содержит воду? ? земного шара
- Назовите свойства воды. (Без цвета, запаха, растворитель, без вкуса, текуча).
Переходим на вторую страничку “Физическая”. На этой страничке будет работать весь класс по заданиям-карточкам, а выводы сформулирует любой участник группы странички “Физическая”. Задания группам: Географическая - “Исследование свойства твердого тела”, экологическая – “Исследование свойства жидкостей”, биологическая – “Исследование свойства газов”, физическая – “Исследование текучести жидкостей”, химическая – “Исследование парообразования и конденсации воды” (примерно 2 минуты).
Выводы.
Дети:
1. Твердые тела сохраняют свои форму и объем.
2. Жидкость свою форму меняет, а объем остается прежним.
3. Газообразные тела принимают форму того сосуда, в который их поместили, и занимают весь предоставленный им объем.
Общие выводы: Свойства твердых, жидких и газообразных тел зависят от расположения, движения и взаимодействия молекул.
Учитель: Переходим к следующей страничке “Химическая”.
Учитель: Курс природоведения основан на знакомстве с ведущими естественными науками: география, астрономия, физика и химия. Ребята, знаете ли вы формулу воды?
Дети: Н2О.
Учитель: А кто объяснит состав молекулы воды?
Дети: Вода образована одним атомом кислорода и двумя водорода.
Учитель: Молодцы! Значит, из опыта, который продемонстрирую я, вы сможете проанализировать и понять это.
Учитель демонстрирует опыт и пишет уравнение разложения воды на доске, а объясняют учащиеся 5-го класса.
Учитель: Ребята, что вы наблюдаете?
Дети: Образование пузырьков на грифелях карандашей.
Учитель: На каком карандаше больше пузырьков?
Дети: На правом грифеле.
Учитель: Как вы думаете, какой из 2-х газов дает большее количество пузырьков (обратите внимание на доску)?
Дети: Грифель, на котором больше пузырьков – это водород.
Учитель: Анализируя результат эксперимента, сформулируем вывод о химическом строении воды.
Физкультминутка. Приложение 1
Учитель: Переходим на страничку “биологическая”. Как называется тема нашего урока?
Дети: Вода - источник жизни: три состояния воды.
Учитель: Попробуем доказать, что вода-источник жизни. Приведите примеры из жизни. Начинает команда “биологическая”.
Дети: Вода необходима для растений, они корнями её всасывают, тело морских животных на 90% состоит из воды, в телах живых организмов много воды, у человека 70%.
Учитель: Действительно, нет ни одного живого организма, в состав клеток которого не входила бы вода. Несомненно, это связано с уникальными свойствами воды, которые мы с вами вспомнили. По данным литературы человек на 70% состоит из воды и не может прожить без нее более 3 дней. А сколько в каждом из вас? Это легко просчитать. Массу своего тела разделите на 3 и умножьте на 2.
Дети: 29%, 30%, 28%, 24% и т.д.
Учитель: Ребята, перейдем к практической части. Вы отметили то, что вода не только входит в состав тела живых организмов, но является средой обитания для многих животных и растений. Попробуем это доказать на опыте.
У вас на столе для каждой команды стоят 2 стакана: в 1-м вода из аквариума, во 2-м талая вода. Ваша задача, с помощью микроскопа, предметного стекла и покровного сравнить воду из 2-х стаканов.
Учитель: Помогает проведению опыта и формулирует вместе выводы. Вода – это среда обитания многих животных и растений, но для нормальной жизнедеятельности температура воды должна быть оптимальна для разнообразных животных. В талой воде нет простейших, так как она имеет низкую температуру.
Учитель: Переходим на заключительную страничку “экологическая”. Здесь вам предстоит поработать с пословицами и поговорками и по истечении времени объяснить смысл пословицы. (5 мин.)
Пословицы и поговорки о воде
1. Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
2. Вода сама путь сыщет.
3. Воду варить, вода и будет.
4. Тихая вода берега подмывает.
5. Вода камень точит.
Учитель: познакомившись на страничке “экологическая” с применением воды, сформулируем выводы (вместе с учителем).
1. Вода испаряется с поверхности озер, рек, морей, океанов.
Пары воды переносятся воздушными потоками, охлаждаясь, конденсируются в облака и выпадают в виде дождя и снега. Вновь попадает в водоемы. Вода в природе постоянно обновляется.
Учитель: Ребята со странички экологическая приготовили загадки для других учащихся. Слушаем внимательно и отвечаем, за правильные ответы получаем жетоны.
Загадки.
1. Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит. (Воздух)
2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)
3. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
4. На всех садится, никого не боится. (Снег)
5. Что в гору не выкатишь? (Жидкая вода)
6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
7. Книзу летит капельками, а кверху - невидимкою. (Вода)
8. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
9. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
10. Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)
Учитель: Сегодня на уроке мы ещё раз доказали как уникальна по своему строению и необходима вода на земле, она источник жизни. Незнайка, теперь ты понял, что лететь бесполезно на другие планеты, т.к. там нет самого главного-источника жизни воды?
Незнайка: Да. Что-то я поторопился с решением. Вы меня переубедили. Я остаюсь здесь. Пока я с вами работал на уроке, сочинил для вас стихотворение о воде.
Рассказывает стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Учитель: Молодец Незнайка. Мы тоже с ребятками для тебя хотим составить четверостишие, используя слова “вода”, “облако”, “капля”, “дождь”, “лед”.
Например:
1. Облако, как облако
Ничего особенного,
Но поймешь наоборот,
Когда увидишь круговорот!
2. Капля с каплей полетели,
Друг на друга налетели.
Капля с капелькой слились
Вот, и лужа тут у нас!
Учитель: Сегодня мы на уроке повторили физико-химические и биологические свойства воды, вывели роль воды на планете Земля.
Учитель: А теперь, мы предлагаем вам попробовать её на вкус.
(Детям предлагают воду попробовать на вкус, например, “Сестрица”).
Спасибо за урок. До свидания!