Предмет - Материаловедение швейного производства (профессиональный труд).
Тема урока: «Опытное определение показателей качества хлопчатобумажных тканей», продолжительность (1урок 45 минут).
Технологии: на уроке используется авторская мультимедийная презентация.
Цели и задачи урока:
- Дидактическая - изучить основные показатели качества ткани, определить их и познакомиться с ними через простейшие практические опыты.
- Коррекционная – научить анализировать, выделять существенные признаки, обобщать и устанавливать логическую связь
- Воспитательная – побудить к познанию нового необычным способом (путем опытного определения).
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма занятия: лабораторно-практическая работа.
- Оборудование: компьютер, экран, проектор, лупы, иглы для ручной работы, нитки х/б №40-50, утюг, ножницы, белые проутюжильники, емкость с горячей водой;
- листы для отчета, письменные принадлежности, линейки, угольник, калькулятор – по количеству учащихся.
Наглядные пособия и материалы:
- презентация, схемы - плакаты с изображением некоторых переплетений (для сравнения);
- дидактические карточки - задания на выделение существенных признаков, установление логической связи.
Раздаточный материал:
- методические указания для выполнения ЛПР по материаловедению №4 «Опытное определение показателей качества хлопчатобумажных тканей»;
- образцы хлопчатобумажной ткани разных переплетений с разной усадкой, разной прочностью окраски.
Межпредметные связи:
- черчение – вычерчивание прямых углов, построение квадрата;
- математика – вычисление процентов;
- конструирование и моделирование – учет технологических припусков при раскрое.
Литература и методические пособия:
- В.И.Стельмашенко, Т.В.Розаренова «Материаловедение швейного производства»- М.:Легпромбытиздат, 1987.
- Т.С.Гусейнова «Товароведение швейных и трикотажных товаров», М.: Экономика,1991
- Г.П.Кулишова Коррекционная педагогика. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта.Методическое пособие. «Аркти»,2006.
- Камышенец С.А., Молчанова Т.Ю. Электронное пособие «Натуральный шелк», 2011.
- Инструкции по работе с электроутюгом.
План занятия
- Организационный момент
- Введение в тему
- Мотивация опорных знаний
- Прерывный вводный объяснительный инструктаж.
- Проверка домашней работы
- Инструктаж и самостоятельное выполнение опытной работы (первый показатель)
- Контроль за ходом выполнения работы.
- Итоги работы, обсуждение полученных результатов.
- Инструктаж и самостоятельное выполнение опытной работы (второй показатель)
- Контроль за ходом выполнения работы.
- Итоги работы, обсуждение полученных результатов.
- Закрепление материала
- Оценка работы учащихся в ходе ЛПР.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог приветствует детей
— Добрый день, девушки! Я рада, что мы снова встретились.
Психологический настрой на занятие. Организация рабочих мест.
2. Вводный инструктаж по теме урока.
Ткани окружают нас со всех сторон. Порой мы не отдаем себе отчета в том, как правильно ими воспользоваться, чтобы получить желаемое изделие. Случается, что неправильно подберем ткань, и нужная модель не получится, или после первой же стирки изделие становится совсем не того размера, что было до стирки, или того хуже – потеряет свой цвет или рисунок…, или припусков почему-то на обработку срезов не хватит…все это можно просто объяснить, только в этом надо серьезно разобраться.
3. Мотивация опорных знаний –
повторение пройденных ранее тем по составу волокон, структуре и отделке хлопчатобумажных тканей: используются тестовые вопросы и задания на коррекцию по данной тематике.
1. Посмотрите на экран и назовите одним словом: «Ситец, лен, фланель, бархат - …» правильно, это ткань (упражнение на сличение и обобщение).
- А теперь ответьте на вопрос «Что такое ткань?»
Ответы детей. Педагог - «Молодцы!»
2. Продолжаем, на следующем слайде незаконченное предложение, кто сумеет это сделать? «Ткань состоит из …» (нитей, волокон, льна, ситца) - выделение существенных признаков.
- Назовите из каких нитей состоит сотканное полотно, как называется каждая из них? (Нить основы или долевая и нить утка)
Ответы детей. Педагог - «Хорошо!»
3. (следующий слайд) Найдите смысловую связь
Волокно шов, детали, нить |
Ответы детей. Педагог - «Молодцы!»
4. (следующий слайд)
Найдите смысловую связь
-установление логических связей и отношений между понятиями
Ответы детей. Педагог - «Правильно!»
5. Найдите смысловую связь:
Стежок - раппорт |
Строчка рисунок, деталь, нить |
- установление логических связей и отношений между понятиями.
Ответы детей. Педагог - «Молодцы!»
4. Прерывный вводный объяснительный инструктаж.
Показ и объяснение действий, которые придется выполнять в ходе ЛПР (инструкция по работе с Методичкой).
5. Проверка домашней работы – «Готовы ли ваши заготовки для отчета?».
6. Чередование инструктажа и самостоятельного выполнения опытной работы
по каждому пункту ЛПР.
Проблемный вопрос: «А как вы думаете, в каких тканях у нитей больше возможности изменить свои размеры, т.е. стянуться, сократиться от высокой температуры, например?» Предлагается слайд, на котором фото и схемы полотняного и саржевого переплетения. Учащиеся пытаются высказать свои предположения.
Педагог - Я думаю, это можно проверить.
Прежде, чем мы начнем работать, вспомним правила работы с утюгом.
Учащиеся проводят опыты на усадку по пунктам, предложенным в Методических Указаниях к работе, а именно - выстраивают на образце прямой угол, вычерчивают квадрат 10х10 см., прокладывают прямые стежки по сторонам квадрата, отмечают долевую нить. Эту работу выполняют на двух образцах для проведения опытов разными способами.
- Образец №1 замачивают в горячей воде, оставляют для просушки.
- Образец №2 утюжат с увлажнением.
После того, как образцы высохнут, производят измерения. Результаты записывают в отчете (кратко) поэтапно заполняя таблицу.
Педагог – «Давайте посмотрим, что у кого получилось. Как изменились размеры ваших квадратов? ».
Учащиеся говорят, что именно у них получилось при замачивании, при ВТО (влажно-тепловой обработке). Результаты у всех разные, так как были предложены образцы разных переплетений.
Педагог – перед вами на слайде изображен ваш образец «до» и «после» проведения опыта. Здесь же показано, как рассчитать усадку в миллиметрах и в процентах. Берем калькуляторы и высчитываем.
7. Контроль за ходом выполнения работы,
текущий инструктаж по приемам и методам выполнения работы.
Педагог – я хочу вернуться к своему вопросу: «в каких тканях у нитей больше возможности изменить свои размеры, т.е. стянуться, сократиться от высокой температуры?»
8. Итоги работы, обсуждение полученных результатов по первому опыту.
В ходе обсуждения и сравнения дети совместно с педагогом приходят к выводу, что нити, расположенные в тканях неплотно, дают большую усадку, чем те, которые переплетены более плотно. Просмотр презентации, во время которого педагог обращает внимание на ключевые моменты. (См. Презентацию на диске)
9. Инструктаж и самостоятельное выполнение опытной работы (второй показатель)
Педагог - « Как часто вы сталкиваетесь с тем, что во время стирки вода становится цветной, или закрашивается светлое изделие в совсем ненужный нам цвет?». Проводятся опыты на прочность окраски (двумя способами – сухим трением и замачиванием).
- При определении прочности окраски сухим трением необходимо многократно потереть белым лоскутом по образцу. Прочность окраски определяется интенсивностью окраски белого лоскута.
- При выполнении оценки прочности окраски ткани замачиванием, высушивание образца выполняется утюгом через проутюжильник из белой х/б ткани.
10. Контроль за ходом выполнения работы
11. Итоги работы,
обсуждение полученных результатов. В результате проведенных исследований и сравнения полученных данных дети совместно с педагогом приходят к выводу, что прочная окраска – немаловажный показатель качества ткани и изделий из них.(см. Презентацию). Педагог - Образцы надо подшить в альбом.
12. Закрепление материала. Вопросы к учащимся:
- Назовите основные показатели качества материалов, а именно х/б тканей.
- Как можно определить усадку по утку?
- С какой целью определяем усадку?
- А прочность окраски?
Ответы учащихся. Оценки за урок.
13. Оценка работы учащихся в ходе ЛПР.
Фамилия Имя |
усадка ВТО |
усадка замачиванием |
прочность окраски сухим трением |
прочность окраски при ВТО |
итог
|
|||||||||
понятие задания |
самостоятельность |
умозаключение |
понятие задания |
самостоятельность |
умозаключение |
понятие задания |
самостоятельность |
умозаключение |
понятие задания |
самостоятельность |
умозаключение |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог – я думаю, вы помните начало нашего урока и цель, которую мы поставили перед собой. Скажите мне, пожалуйста, как вы можете использовать свои новые знания в жизни?
Задание на дом: Попробуйте дома определить некоторые образцы одежды
- с сильной усадкой,
- со слабой прочностью окраски.
А на следующем уроке мы разберемся с другими показателями тканей, такими как осыпаемость ткани и драпируемость.
— Благодарю всех за работу!