Лабораторно-практическая работа по теме "Опытное определение показателей качества хлопчатобумажных тканей". 10-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (333 кБ)


Предмет - Материаловедение швейного производства (профессиональный труд).

Тема урока: «Опытное определение показателей качества хлопчатобумажных тканей», продолжительность (1урок 45 минут).

Технологии: на уроке используется авторская мультимедийная презентация.

Цели и задачи урока:

  • Дидактическая - изучить основные показатели качества ткани, определить их и познакомиться с ними через простейшие практические опыты.
  • Коррекционная – научить анализировать, выделять существенные признаки, обобщать и устанавливать логическую связь
  • Воспитательная – побудить к познанию нового необычным способом (путем опытного определения).

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: лабораторно-практическая работа.

  • Оборудование: компьютер, экран, проектор, лупы, иглы для ручной работы, нитки х/б №40-50, утюг, ножницы, белые проутюжильники, емкость с горячей водой;
  • листы для отчета, письменные принадлежности, линейки, угольник, калькулятор – по количеству учащихся.

Наглядные пособия и материалы:

  • презентация, схемы - плакаты с изображением некоторых переплетений (для сравнения);
  • дидактические карточки - задания на выделение существенных признаков, установление логической связи.

Раздаточный материал:

  • методические указания для выполнения ЛПР по материаловедению №4 «Опытное определение показателей качества хлопчатобумажных тканей»;
  • образцы хлопчатобумажной ткани разных переплетений с разной усадкой, разной прочностью окраски.

Межпредметные связи:

  • черчение – вычерчивание прямых углов, построение квадрата;
  • математика – вычисление процентов;
  • конструирование и моделирование – учет технологических припусков при раскрое.

Литература и методические пособия:

  1. В.И.Стельмашенко, Т.В.Розаренова «Материаловедение швейного производства»- М.:Легпромбытиздат, 1987.
  2. Т.С.Гусейнова «Товароведение швейных и трикотажных товаров», М.: Экономика,1991
  3. Г.П.Кулишова Коррекционная педагогика. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта.Методическое пособие. «Аркти»,2006.
  4. Камышенец С.А., Молчанова Т.Ю. Электронное пособие «Натуральный шелк», 2011.
  5. Инструкции по работе с электроутюгом.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Введение в тему
  3. Мотивация опорных знаний
  4. Прерывный вводный объяснительный инструктаж.
  5. Проверка домашней работы
  6. Инструктаж и самостоятельное выполнение опытной работы (первый показатель)
  7. Контроль за ходом выполнения работы.
  8. Итоги работы, обсуждение полученных результатов.
  9. Инструктаж и самостоятельное выполнение опытной работы (второй показатель)
  10. Контроль за ходом выполнения работы.
  11. Итоги работы, обсуждение полученных результатов.
  12. Закрепление материала
  13. Оценка работы учащихся в ходе ЛПР.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог приветствует детей

— Добрый день, девушки! Я рада, что мы снова встретились.

Психологический настрой на занятие. Организация рабочих мест.

2. Вводный инструктаж по теме урока.

Ткани окружают нас со всех сторон. Порой мы не отдаем себе отчета в том, как правильно ими воспользоваться, чтобы получить желаемое изделие. Случается, что неправильно подберем ткань, и нужная модель не получится, или после первой же стирки изделие становится совсем не того размера, что было до стирки, или того хуже – потеряет свой цвет или рисунок…, или припусков почему-то на обработку срезов не хватит…все это можно просто объяснить, только в этом надо серьезно разобраться.

3. Мотивация опорных знаний

повторение пройденных ранее тем по составу волокон, структуре и отделке хлопчатобумажных тканей: используются тестовые вопросы и задания на коррекцию по данной тематике.

1. Посмотрите на экран и назовите одним словом: «Ситец, лен, фланель, бархат - …» правильно, это ткань (упражнение на сличение и обобщение).

  • А теперь ответьте на вопрос «Что такое ткань?»

Ответы детей. Педагог - «Молодцы!»

2. Продолжаем, на следующем слайде незаконченное предложение, кто сумеет это сделать? «Ткань состоит из …» (нитей, волокон, льна, ситца) - выделение существенных признаков.

  • Назовите из каких нитей состоит сотканное полотно, как называется каждая из них? (Нить основы или долевая и нить утка)

Ответы детей. Педагог - «Хорошо!»

3. (следующий слайд) Найдите смысловую связь

Ткань - изделие
Волокно шов, детали, нить
- установление логических связей и отношений между понятиями

 

Ответы детей. Педагог - «Молодцы!»

4. (следующий слайд)

Найдите смысловую связь

Ситец - ткань
Платье шов, вырез, изделие

-установление логических связей и отношений между понятиями

 

Ответы детей. Педагог - «Правильно!»

5. Найдите смысловую связь:

Стежок - раппорт
Строчка рисунок, деталь, нить

- установление логических связей и отношений между понятиями.

 

Ответы детей. Педагог - «Молодцы!»

4. Прерывный вводный объяснительный инструктаж.

Показ и объяснение действий, которые придется выполнять в ходе ЛПР (инструкция по работе с Методичкой).

5. Проверка домашней работы – «Готовы ли ваши заготовки для отчета?».

6. Чередование инструктажа и самостоятельного выполнения опытной работы

по каждому пункту ЛПР.

Проблемный вопрос: «А как вы думаете, в каких тканях у нитей больше возможности изменить свои размеры, т.е. стянуться, сократиться от высокой температуры, например?» Предлагается слайд, на котором фото и схемы полотняного и саржевого переплетения. Учащиеся пытаются высказать свои предположения.

Педагог - Я думаю, это можно проверить.

Прежде, чем мы начнем работать, вспомним правила работы с утюгом.

Учащиеся проводят опыты на усадку по пунктам, предложенным в Методических Указаниях к работе, а именно - выстраивают на образце прямой угол, вычерчивают квадрат 10х10 см., прокладывают прямые стежки по сторонам квадрата, отмечают долевую нить. Эту работу выполняют на двух образцах для проведения опытов разными способами.

  1. Образец №1 замачивают в горячей воде, оставляют для просушки.
  2. Образец №2 утюжат с увлажнением.

После того, как образцы высохнут, производят измерения. Результаты записывают в отчете (кратко) поэтапно заполняя таблицу.

Педагог – «Давайте посмотрим, что у кого получилось. Как изменились размеры ваших квадратов? ».

Учащиеся говорят, что именно у них получилось при замачивании, при ВТО (влажно-тепловой обработке). Результаты у всех разные, так как были предложены образцы разных переплетений.

Педагог – перед вами на слайде изображен ваш образец «до» и «после» проведения опыта. Здесь же показано, как рассчитать усадку в миллиметрах и в процентах. Берем калькуляторы и высчитываем.

7. Контроль за ходом выполнения работы,

текущий инструктаж по приемам и методам выполнения работы.

Педагог – я хочу вернуться к своему вопросу: «в каких тканях у нитей больше возможности изменить свои размеры, т.е. стянуться, сократиться от высокой температуры?»

8. Итоги работы, обсуждение полученных результатов по первому опыту.

В ходе обсуждения и сравнения дети совместно с педагогом приходят к выводу, что нити, расположенные в тканях неплотно, дают большую усадку, чем те, которые переплетены более плотно. Просмотр презентации, во время которого педагог обращает внимание на ключевые моменты. (См. Презентацию на диске)

9. Инструктаж и самостоятельное выполнение опытной работы (второй показатель)

Педагог - « Как часто вы сталкиваетесь с тем, что во время стирки вода становится цветной, или закрашивается светлое изделие в совсем ненужный нам цвет?». Проводятся опыты на прочность окраски (двумя способами – сухим трением и замачиванием).

      • При определении прочности окраски сухим трением необходимо многократно потереть белым лоскутом по образцу. Прочность окраски определяется интенсивностью окраски белого лоскута.
      • При выполнении оценки прочности окраски ткани замачиванием, высушивание образца выполняется утюгом через проутюжильник из белой х/б ткани.

10. Контроль за ходом выполнения работы

11. Итоги работы,

обсуждение полученных результатов. В результате проведенных исследований и сравнения полученных данных дети совместно с педагогом приходят к выводу, что прочная окраска – немаловажный показатель качества ткани и изделий из них.(см. Презентацию). Педагог - Образцы надо подшить в альбом.

12. Закрепление материала. Вопросы к учащимся:

  • Назовите основные показатели качества материалов, а именно х/б тканей.
  • Как можно определить усадку по утку?
  • С какой целью определяем усадку?
  • А прочность окраски?

Ответы учащихся. Оценки за урок.

13. Оценка работы учащихся в ходе ЛПР.

Фамилия Имя

усадка ВТО

усадка замачиванием

прочность окраски сухим трением

прочность окраски при ВТО

итог

 

понятие задания

самостоятельность

умозаключение

понятие задания

самостоятельность

умозаключение

понятие задания

самостоятельность

умозаключение

понятие задания

самостоятельность

умозаключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог – я думаю, вы помните начало нашего урока и цель, которую мы поставили перед собой. Скажите мне, пожалуйста, как вы можете использовать свои новые знания в жизни?

Задание на дом: Попробуйте дома определить некоторые образцы одежды

    • с сильной усадкой,
    • со слабой прочностью окраски.

А на следующем уроке мы разберемся с другими показателями тканей, такими как осыпаемость ткани и драпируемость.

— Благодарю всех за работу!

Приложение 1

Приложение 2