Интегрированный урок (география + физика) по теме "Экспедиция"

Разделы: Физика, География


Тип урока: интегрированный.

Место занимаемое уроком в плане:

Физика: обобщающее повторение,

География: обобщающее повторение.

Тема урока: экспедиция.

На доске эпиграф: “Мировой организм есть неразрывно целое. Все элементы мирозданья органично связаны между собой” Цицерон.

Цель урока: сформировать целостное представление о взаимосвязи физических величин и особенностей природных явлений.

Задачи:

образовательные:

  • повторить основные изученные понятия и закономерности;
  • углубить знания, полученные при изучении тем “Давление”.

развивающие:

  • развивать навыки самостоятельной работы с картой;
  • умение планировать свою деятельность;
  • формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, навыки логического мышления, делать выводы.

воспитательные:

  • формировать интерес к географии и физике;
  • развивать навыки общения при работе в группах.

Формы и методы: частично поисковый; работа с атласом и картой; презентация (слайды природы); работа в группах; беседа.

Оборудование: карты настенные; слайды природы; физические приборы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя географии: (3 мин.)

“Наша планета удивительна, в этом Вы убедились, изучая географию материков и океанов (презентация картин-фото). Чтобы иметь полное представление об этих местах недостаточно знать только координаты места, нам необходимо познакомиться с особенностями природы, в том числе и с особенностями климата”.

Сегодня мы с Вами отправимся в экспедиции по горным и болотистым местностям, побываем в низменностях.

Поэтому цель нашего урока: сформировать целостное представление о взаимосвязи физических величин и особенностей природных явлений.

Но предварительно давайте вспомним элементы климата, которые Вы уже изучили ранее (температуру, влажность, давление атмосферы). Все, что вы перечислили, есть физические величины, а физические величины можно измерить.

Учитель физики: (3 мин.) Из повседневной жизни, мы с Вами знаем, что температуру измеряют с помощью какого прибора? (Термометра).

На сегодняшний день Вы не обязаны знать, но может кто-нибудь из Вас знает, какой прибор используется для измерения влажности?

Этот прибор называется психрометр. Эту тему мы с Вами пройдем позже.

А вот со следующей физической величиной, Вы хорошо знакомы - давление. А теперь повторим данный материал: У каждой группы на столе лежат нарезанные листочки с вопросами и листочки с ответами.

(Ребята выполняют задание у себя за партами, один из них у доски. По окончании осуществляется проверка. Вопросы: Что такое давление? В каких единицах измеряется? От чего зависит давление твердых тел? Чем обусловлено давление в газах? Как рассчитывается гидростатическое давление?”. Опрос в виде выбора).

Учитель географии:

“И так, чтобы отправиться в экспедицию, знаний у Вас достаточно, Вперед! Вы получаете листы, где Вам предложены задания и вопросы, ответив на которые и выполнив задание, Вы можете представить полную картину о местности. На это Вам дается 20 минут. Через 20 минут Вы должны представить полный рассказ, который должен базироваться на экспериментальных данных”.

Задания для экспедиций:

1 экспедиция:

Ваша экспедиция отправляется в Южную Америку в горы Анды.

Найдите на материке самую высокую точку, определите ее координаты.

Используя барометр, измерьте атмосферное давление и объясните принцип его работы.

Какова высота горной вершины и каково давление на ней?

Сравните нормальное атмосферное давление и давление на этой вершине?

Какие последствия возникают из-за этой разницы?

Какая температура будет на вершине горы, если у подножия она равна 25 градусам?

2 экспедиция:

Ваша экспедиция отправляется в Индию, на полуостров Индостан.

Используя лабораторное оборудование, докажите, что атмосферное давление существует?

Чему равно нормальное атмосферное давление? Сравните его значение с давлением данной местности?

Какие климатические особенности связаны со значением давления в данной местности?

Вам необходимо найти самое влажное место на этом полуострове, определить по карте, сколько осадков там выпадает и почему?

В каком климатическом поясе расположена данная территория, и в какой сезон (январь или июль) там выпадает основное количество осадков?

3 экспедиция:

Ваша экспедиция отправляется изучать самое глубокое озеро мира. Как оно называется?

Где оно расположено и какие его координаты?

Определите глубину озера, рассчитайте давление на дне озера.

Используя лабораторное оборудование, докажите, что в толще воды существует давление. От чего оно зависит?

Что происходит с давлением при погружении и как оно влияет на организм человека?

4 экспедиция:

Ваша экспедиция отправляется изучать самое знаменитое болото России, оно расположено в трех областях, площадь его составляет……. ?

Какова роль болот в природе? (Увлажняют воздух, растут ценные растения, обитают многие виды животных, особенно птиц).

Чем опасно болото для человека? (В них встречаются топи - места, где можно завязнуть)

Определите давление, которое производит ваше тело на опору, от чего оно зависит?

Каковы особенности данной местности?

Как сделать передвижение по болотам безопасным и комфортным?

Проверка отчетов 15 минут.

Учитель географии. (4 мин.)

“Итак, мы с Вами хорошо поработали. Опираясь на знания, полученные при изучении физики, Вы смогли самостоятельно поэтапно составить полную картину местности. Мы с Вами выяснили, что окружающая нас природа подчинена строгим физическим законам. Человечество постоянно изучает их со времен Х. Колумба и И. Ньютона, Магеллана и М. Ломоносова и мы сегодня с Вами стали участниками нескольких экспедиций. У нас были разные задачи, но общая цель. И мы подтвердили (экспериментально) географические и физические законы тесно взаимосвязаны.

А сейчас у каждого из Вас есть три полоски разного цвета. Если Вы свою работу на уроке считаете продуктивной и достигшей цели, то прикрепите красную полоску, если результат Вас удовлетворяет не полностью – желтую, а если Вы считаете, что работа, выполненная Вами, не достигла цели – зеленую”.