Тип урока: интегрированный.
Место занимаемое уроком в плане:
Физика: обобщающее повторение,
География: обобщающее повторение.
Тема урока: экспедиция.
На доске эпиграф: “Мировой организм есть неразрывно целое. Все элементы мирозданья органично связаны между собой” Цицерон.
Цель урока: сформировать целостное представление о взаимосвязи физических величин и особенностей природных явлений.
Задачи:
образовательные:
- повторить основные изученные понятия и закономерности;
- углубить знания, полученные при изучении тем “Давление”.
развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы с картой;
- умение планировать свою деятельность;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, навыки логического мышления, делать выводы.
воспитательные:
- формировать интерес к географии и физике;
- развивать навыки общения при работе в группах.
Формы и методы: частично поисковый; работа с атласом и картой; презентация (слайды природы); работа в группах; беседа.
Оборудование: карты настенные; слайды природы; физические приборы.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя географии: (3 мин.)
“Наша планета удивительна, в этом Вы убедились, изучая географию материков и океанов (презентация картин-фото). Чтобы иметь полное представление об этих местах недостаточно знать только координаты места, нам необходимо познакомиться с особенностями природы, в том числе и с особенностями климата”.
Сегодня мы с Вами отправимся в экспедиции по горным и болотистым местностям, побываем в низменностях.
Поэтому цель нашего урока: сформировать целостное представление о взаимосвязи физических величин и особенностей природных явлений.
Но предварительно давайте вспомним элементы климата, которые Вы уже изучили ранее (температуру, влажность, давление атмосферы). Все, что вы перечислили, есть физические величины, а физические величины можно измерить.
Учитель физики: (3 мин.) Из повседневной жизни, мы с Вами знаем, что температуру измеряют с помощью какого прибора? (Термометра).
На сегодняшний день Вы не обязаны знать, но может кто-нибудь из Вас знает, какой прибор используется для измерения влажности?
Этот прибор называется психрометр. Эту тему мы с Вами пройдем позже.
А вот со следующей физической величиной, Вы хорошо знакомы - давление. А теперь повторим данный материал: У каждой группы на столе лежат нарезанные листочки с вопросами и листочки с ответами.
(Ребята выполняют задание у себя за партами, один из них у доски. По окончании осуществляется проверка. Вопросы: Что такое давление? В каких единицах измеряется? От чего зависит давление твердых тел? Чем обусловлено давление в газах? Как рассчитывается гидростатическое давление?”. Опрос в виде выбора).
Учитель географии:
“И так, чтобы отправиться в экспедицию, знаний у Вас достаточно, Вперед! Вы получаете листы, где Вам предложены задания и вопросы, ответив на которые и выполнив задание, Вы можете представить полную картину о местности. На это Вам дается 20 минут. Через 20 минут Вы должны представить полный рассказ, который должен базироваться на экспериментальных данных”.
Задания для экспедиций:
1 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется в Южную Америку в горы Анды.
Найдите на материке самую высокую точку, определите ее координаты.
Используя барометр, измерьте атмосферное давление и объясните принцип его работы.
Какова высота горной вершины и каково давление на ней?
Сравните нормальное атмосферное давление и давление на этой вершине?
Какие последствия возникают из-за этой разницы?
Какая температура будет на вершине горы, если у подножия она равна 25 градусам?
2 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется в Индию, на полуостров Индостан.
Используя лабораторное оборудование, докажите, что атмосферное давление существует?
Чему равно нормальное атмосферное давление? Сравните его значение с давлением данной местности?
Какие климатические особенности связаны со значением давления в данной местности?
Вам необходимо найти самое влажное место на этом полуострове, определить по карте, сколько осадков там выпадает и почему?
В каком климатическом поясе расположена данная территория, и в какой сезон (январь или июль) там выпадает основное количество осадков?
3 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется изучать самое глубокое озеро мира. Как оно называется?
Где оно расположено и какие его координаты?
Определите глубину озера, рассчитайте давление на дне озера.
Используя лабораторное оборудование, докажите, что в толще воды существует давление. От чего оно зависит?
Что происходит с давлением при погружении и как оно влияет на организм человека?
4 экспедиция:
Ваша экспедиция отправляется изучать самое знаменитое болото России, оно расположено в трех областях, площадь его составляет……. ?
Какова роль болот в природе? (Увлажняют воздух, растут ценные растения, обитают многие виды животных, особенно птиц).
Чем опасно болото для человека? (В них встречаются топи - места, где можно завязнуть)
Определите давление, которое производит ваше тело на опору, от чего оно зависит?
Каковы особенности данной местности?
Как сделать передвижение по болотам безопасным и комфортным?
Проверка отчетов 15 минут.
Учитель географии. (4 мин.)
“Итак, мы с Вами хорошо поработали. Опираясь на знания, полученные при изучении физики, Вы смогли самостоятельно поэтапно составить полную картину местности. Мы с Вами выяснили, что окружающая нас природа подчинена строгим физическим законам. Человечество постоянно изучает их со времен Х. Колумба и И. Ньютона, Магеллана и М. Ломоносова и мы сегодня с Вами стали участниками нескольких экспедиций. У нас были разные задачи, но общая цель. И мы подтвердили (экспериментально) географические и физические законы тесно взаимосвязаны.
А сейчас у каждого из Вас есть три полоски разного цвета. Если Вы свою работу на уроке считаете продуктивной и достигшей цели, то прикрепите красную полоску, если результат Вас удовлетворяет не полностью – желтую, а если Вы считаете, что работа, выполненная Вами, не достигла цели – зеленую”.