Урок разработан в соответствии с программой и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Рассчитан для учащихся 5 класса, обучающихся по программе и учебнику Т.С. Сухова, В.И. Строганов, Природоведение, 5 класс, – М.: Вентана-Граф, 2009 г. В учебном плане он стоит в четвертой четверти №57, в теме «Движение в сферах планеты и в космосе».
Тип урока: комбинированный с элементами ИКТ.
Задача урока: ознакомить учащихся с горными породами биогенного происхождения.
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать представление о горных породах биогенного происхождения,
- показать особенности их формирования, изучить их внешние характеристики, геологическое время происхождения.
Развивающие:
- развитие практических навыков работы с образцами горных пород и описание их внешних признаков;
- развивать речь, умение работать в группе.
Воспитывающие:
- вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитание дружбы, поддержки и взаимопонимания при групповой работе.
Форма урока: урок-исследование.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, цветопись.
Тип урока: комбинированный с элементами ИКТ
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, коллекция (полезные ископаемые), дидактические карточки, разноцветные камни.
Время урока использовалось рационально на всех его этапах. Структура урока не нарушена. Присутствовали все составляющие учебного процесса:
- Организационный момент
- Повторение пройденного материала
- Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
- Усвоение новых знаний и способов деятельности.
- Физминутка
- Закрепление изученного материала
- Домашнее задание.
- Итог урока (рефлексия деятельности)
Класс в основном со средними способностями. При планировании учтены возможности класса. Задания подбирались и распределялись с учётом их возможностей.
В работе использовался компьютер. В процессе урока происходило переключение учащихся с одного вида деятельности на другой, что способствует их мотивации, переноса знаний в новую ситуацию. Созданию мотивационной среды способствовало начало урока – выбор смайликов настроения, что побуждало их к действию, созданию доброжелательной атмосферы и ситуации успеха.
На этапе повторения пройденного материала использовались элементы игры. С помощью заданий в карточках, учащиеся повторили пройденный материал и самостоятельно определили тему урока. Правильные ответы ребят стимулировались разноцветными камешками. Использовался прием цветописи (цветные карточки на стенах кабинета и цветные камешки). В поисках ответа на предложенные вопросы в карточках, учащиеся ходили по кабинету и выбирали нужную карточку. Данный этап урока оказался интересным, познавательным, что помогло ребятам справиться с предложенными заданиями.
Для исключения перегрузок учащихся в ходе урока проводилась физкультминутка– для расслабления глазных мышц. Валеологические аспекты урока были направлены на снятие утомляемости и перенапряжения учащихся на уроке.
Основным был этап усвоения новых знаний и способов деятельности. На данном этапе обучающиеся самостоятельно, работая в группах, выполняли лабораторную работу. Они работали с рабочим листом успеха, находили ответы на вопросы, используя свои знания и учебник. Прослеживалась активная деятельность учащихся. Работая в группах, они обменивались полученными знаниями, новой информацией, заполняли лист успеха.
Итогом работы стала заполненная таблица. Во время закрепления и проверки полученных знаний, оказалось, что ребята справились с работой. Считаю, что принятый на данном этапе самостоятельный деятельностный подход оказался продуктивным. Удалось создать деятельностную среду.
Заключительный этап урока – рефлексия деятельности. Ребятам удалось сохранить хорошее настроение до конца урока. Они собрали только цветные камешки, что означало успешность их деятельности во время урока. Все учащиеся согласились собрать единую картину из смайликов и камней, а это символ единения, сплочения всех учащихся и их знаний, которые оказались положительными.
Вывод: в процессе урока учащиеся получили знания о горных породах биогенного происхождения, изучили их внешние характеристики, геологическое время происхождения некоторых осадочных горных пород. Приобрели практических навыки работы с образцами горных пород и описание их внешних признаков; умение работать в группе. У них сформировалось умение осознанно трудиться над поставленной целью, доброжелательно относиться друг к другу.
Таким образом, в целом, в ходе урока была реализована цель и выполнены поставленные задачи, что является главным в учебном процессе.
Ход урока представлен в Таблице.