ЦЕЛИ:
- Обучение орфоэпии путём сравнения диалектного произношения с нормированным;
- Развитие орфографической зоркости, памяти и языкового чутья; формирование и развитие речевого слуха учащихся, способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, также анализировать её с точки зрения соблюдения норм литературного языка; отработка навыка правописания словарных слов;
- Воспитание интереса к урокам русского языка и неравнодушного отношения к небрежному, ненормированному произношению и употреблению слов.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Метод проекта.
Оборудование: мобильные телефоны, опорные таблицы, изготовленные учащимися, карточки с индивидуальным заданием.
ПЛАН УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
1. Организационный момент. Цель: практическая подготовка учащихся к уроку. |
Приветствие. Запись числа. - Сегодня к нам на урок пришли гости, а когда к нам приходят гости , мы стараемся их чем-то порадовать. Сегодня мы попытаемся порадовать наших гостей умными ответами и высокими оценками. |
2. Мотивация учебной деятельности.
Формулирование целей и задач урока. Цель: подготовить учащихся к осознанной работе, создать благоприятную психологическую обстановку. |
- Сегодня на уроке мы подведём итог
нашей работы, которую мы проводили в течение трёх
недель и назвали “Охотники за ошибками”. Мы с
вами большие молодцы! Вы с честью справились с
этой трудной задачей. Охота была удачной, с
богатой добычей пришли вы на урок. Эту работу мы
проводили в 3 этапа. 1 этап - в течение недели вы искали ошибки в торговых точках (ценники в магазинах, рекламные вывески, щиты и так далее). 2 этап - в течение следующей недели вы искали ошибки на страницах интернета, в телевизионных передачах “ Новости” (“бегущая строка”) и т.д. 3 этап - вы искали речевые ошибки, которые допускаете сами, ваши друзья, знакомые и близкие. Цель нашего урока - отработать правописание, произношение и правильное употребление в речи слов, в которых вы нашли ошибки. |
3. Актуализация опорных знаний и их
закрепление. Цель: осмысление, систематизирование и закрепление изученного материала. |
- На доске записаны слова. Спишите их,
выделяя нужную букву зелёной пастой и пользуясь
опорной таблицей и памяткой, которую подготовил
Бородин Никита. Запомни!
Знай! Существительные мужского рода с шипящей на конце пишутся без ь знака ! |
Орфографический тренинг. Цель:развитие орфографической зоркости и памяти.
Объяснение правописания слов спасибо, здравствуйте с точки зрения этимологии. |
Акц...я, фарш(?), ДК “Светоч...”,
к...тайские, (ё,йо)гурт, м...нд...рины, (о,а)пельсины,
к...лбаса, верм...шель, бразильск... кофе. - К слову кофе подберите прилагательные, чтобы был понятен род существительного. (Чёрный, вкусный, сладкий кофе). - Какой общей темой объединены эти слова? -Теперь возьмите мобильные телефоны и, используя данные слова, напишите SMS маме, бабушке, брату с просьбой купить что-либо. Прежде чем вы будете писать, вспомните, когда мы обращаемся к кому-то с просьбой, мы используем “вежливые слова”. Вспомните написание этих слов. При написании SMS воспользуйтесь табличкой-памяткой, которую подготовил Агафонов Андрей. Запомни! Спасибо, пожалуйста, благодарю, будьте добры, привет, здравствуйте. Рассказ учителя. |
Проверка SMS. | - Пока я проверяю ваши работы, вы тоже
проверьте SMS одного мальчика. (Исправление ошибок
ручкой с зелёной пастой, анализ ошибок, запись
сообщения в исправленном виде). “Саня превет. Ты низнаиш чё задано по рускаму языку”. |
Промежуточное оценивание выполненных работ. | Краткое комментирование оценок. |
4. Физпауза. | Двигательное упражнение на
расслабление. Ребята встают, под музыку и рассказ учителя выполняют соответствующие движения. “Мы с вами птицы, вспорхнувшие со своих мест, мы парим над лугом с сочной травой и красивыми цветами, мы, то поднимаемся, то опускаемся, мы бодры и полны сил. А теперь мы приземляемся, складываем крылья, мы снова ученики, мы продолжаем работать”. |
5. Орфоэпическая разминка. Цель: отработка правильного произношения и употребления глаголов. |
- Записанные на доске глаголы
распределите в 2 столбика, расставьте ударение,
прочитайте. Муж.род.
Жен.род.
Начал, понял, заняла, забрала, занял, забрал, взяла, поняла, начала. (учащиеся выполняют задание, пользуясь табличкой- памяткой, изготовленной Андреевой Юлей.) |
Вывод: | В глаголах м.р. Пр. вр. ударение обычно падает на приставку или гласную в корне, а в глаголах ж.р. Пр. вр. ударение падает на последний слог. |
6. Проверка домашней работы,
промежуточное оценивание. Цель: выявление типичных ошибок и пробелов в знаниях. |
- Дома я просила вас перечитать письмо
Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова “Ванька” и
найти в нём речевые ошибки. - Запишите предложения, раскрыв скобки. (Он) отец работает на заводе. Это (они) машина. (Она) брат ушёл в армию. - В русском языке есть два глагола, близкие по значению: одеть и надеть. |
Немая подсказка (инсценирование). | - Когда мы употребляем в речи глагол
одеть, а когда надеть? Запишите, что делает Таня?
(Таня надевает шапку, куртку, перчатки. Таня
одевает ребёнка). Запомни! Нельзя говорить – надевайся, правильно говорить - одевайся! Надеть можно что-то, А одеть кого-то ! - А как правильно — ложи, ложь или клади ? - А теперь попробуйте услышать, какие речевые ошибки допущены телеведущими новостей ? (Сценка “Выпуск новостей”). - Для того, чтобы лучше запомнить правильное употребление слов, с которыми мы работали, мы сочинили стихотворение - шутку, которое мы сейчас и прочитаем. |
7. Чтение стихотворения по ролям. | Мы, ребята, просто класс. Каждый грамотный у нас. Мы звони'м, никак не зво'ним, Ты звони'шь, а мне звоня'т. Учёные люди так говорят. Мы и вам сказать хотим, если будешь ты учиться, в жизни доброе случи'тся! И куда б ты не поехал, то повсюду и везде, будут рады все тебе. - Мы с Андрюхою друзья: его дом — моя семья Его брат и мне он брат, Их родителям я рад. Его младшая сестра, ну, свела меня с ума. - Друг, Андрюха, помоги, как сказать: ты ложь, лажи? Взяла Андрюхин телефон, “Положи”, - ответил он. - А урок уже нача'лся? Извините, заигрался, - Ну, конечно, начался', А опаздывать нельзя. - Ну, а чтоб не заболеть, надо куртку вам надеть и братишку своего ты одень тепло — тепло. - С речью трудности, друзья? Всё спроси у словаря! Ведь не знают лишь ленивые, грамотная речь делает людей краси'вее! Свою орфоэпическую памятку представляет Карева Анжела. |
8. Рефлексия. Подведение итогов
урока. Цель: проанализировать работу на уроке. |
- Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А вам понравился урок ? Что узнали нового, что для себя вынесли практически значимое? Выставление оценок. |
9. Домашнее задание. Цель: определить уровень усвоения проработанного материала, закрепление знаний, умений и навыков. |
1 уровень - Составьте с указанными
словами диалог, запишите его на диктофон и в
тетради. (положи, взяла, брала его, её, их, клади, случится, начался, собрались). 2 уровень - Списать текст, вставить пропущенные буквы ручкой с зелёной пастой. |