Охотники за ошибками

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  • Обучение орфоэпии путём сравнения диалектного произношения с нормированным;
  • Развитие орфографической зоркости, памяти и языкового чутья; формирование и развитие речевого слуха учащихся, способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, также анализировать её с точки зрения соблюдения норм литературного языка; отработка навыка правописания словарных слов;
  • Воспитание интереса к урокам русского языка и неравнодушного отношения к небрежному, ненормированному произношению и употреблению слов.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод проекта.

Оборудование: мобильные телефоны, опорные таблицы, изготовленные учащимися, карточки с индивидуальным заданием.

ПЛАН УРОКА СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организационный момент.

Цель: практическая подготовка учащихся к уроку.

Приветствие. Запись числа.

- Сегодня к нам на урок пришли гости, а когда к нам приходят гости , мы стараемся их чем-то порадовать. Сегодня мы попытаемся порадовать наших гостей умными ответами и высокими оценками.

2. Мотивация учебной деятельности. Формулирование целей и задач урока.

Цель: подготовить учащихся к осознанной работе, создать благоприятную психологическую обстановку.

- Сегодня на уроке мы подведём итог нашей работы, которую мы проводили в течение трёх недель и назвали “Охотники за ошибками”. Мы с вами большие молодцы! Вы с честью справились с этой трудной задачей. Охота была удачной, с богатой добычей пришли вы на урок. Эту работу мы проводили в 3 этапа.

1 этап - в течение недели вы искали ошибки в торговых точках (ценники в магазинах, рекламные вывески, щиты и так далее).

2 этап - в течение следующей недели вы искали ошибки на страницах интернета, в телевизионных передачах “ Новости” (“бегущая строка”) и т.д.

3 этап - вы искали речевые ошибки, которые допускаете сами, ваши друзья, знакомые и близкие. Цель нашего урока - отработать правописание, произношение и правильное употребление в речи слов, в которых вы нашли ошибки.

3. Актуализация опорных знаний и их закрепление.

Цель: осмысление, систематизирование и закрепление изученного материала.

- На доске записаны слова. Спишите их, выделяя нужную букву зелёной пастой и пользуясь опорной таблицей и памяткой, которую подготовил Бородин Никита.

Запомни!

Слова на – ция пишутся с буквой и !
Нация, полиция, лекция.
Запомни словарные слова!
Йогурт, мандарин, апельсин, колбаса, вермишель.

Знай!

Существительные мужского рода с шипящей на конце пишутся без ь знака !

Орфографический тренинг.

Цель:развитие орфографической зоркости и памяти.

 

 

 

 

Объяснение правописания слов спасибо, здравствуйте с точки зрения этимологии.

Акц...я, фарш(?), ДК “Светоч...”, к...тайские, (ё,йо)гурт, м...нд...рины, (о,а)пельсины, к...лбаса, верм...шель, бразильск... кофе.

- К слову кофе подберите прилагательные, чтобы был понятен род существительного. (Чёрный, вкусный, сладкий кофе).

- Какой общей темой объединены эти слова?

-Теперь возьмите мобильные телефоны и, используя данные слова, напишите SMS маме, бабушке, брату с просьбой купить что-либо. Прежде чем вы будете писать, вспомните, когда мы обращаемся к кому-то с просьбой, мы используем “вежливые слова”. Вспомните написание этих слов. При написании SMS воспользуйтесь табличкой-памяткой, которую подготовил Агафонов Андрей. Запомни!

Спасибо, пожалуйста, благодарю, будьте добры, привет, здравствуйте.

Рассказ учителя.

Проверка SMS. - Пока я проверяю ваши работы, вы тоже проверьте SMS одного мальчика. (Исправление ошибок ручкой с зелёной пастой, анализ ошибок, запись сообщения в исправленном виде).

“Саня превет. Ты низнаиш чё задано по рускаму языку”.

Промежуточное оценивание выполненных работ. Краткое комментирование оценок.
4. Физпауза. Двигательное упражнение на расслабление.

Ребята встают, под музыку и рассказ учителя выполняют соответствующие движения.

“Мы с вами птицы, вспорхнувшие со своих мест, мы парим над лугом с сочной травой и красивыми цветами, мы, то поднимаемся, то опускаемся, мы бодры и полны сил. А теперь мы приземляемся, складываем крылья, мы снова ученики, мы продолжаем работать”.

5. Орфоэпическая разминка.

Цель: отработка правильного произношения и употребления глаголов.

- Записанные на доске глаголы распределите в 2 столбика, расставьте ударение, прочитайте.

Муж.род.

...

Жен.род.

...

Начал, понял, заняла, забрала, занял, забрал, взяла, поняла, начала.

(учащиеся выполняют задание, пользуясь табличкой- памяткой, изготовленной Андреевой Юлей.)

Вывод: В глаголах м.р. Пр. вр. ударение обычно падает на приставку или гласную в корне, а в глаголах ж.р. Пр. вр. ударение падает на последний слог.
6. Проверка домашней работы, промежуточное оценивание.

Цель: выявление типичных ошибок и пробелов в знаниях.

- Дома я просила вас перечитать письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова “Ванька” и найти в нём речевые ошибки.

- Запишите предложения, раскрыв скобки.

(Он) отец работает на заводе.

Это (они) машина.

(Она) брат ушёл в армию.

- В русском языке есть два глагола, близкие по значению: одеть и надеть.

Немая подсказка (инсценирование). - Когда мы употребляем в речи глагол одеть, а когда надеть? Запишите, что делает Таня? (Таня надевает шапку, куртку, перчатки. Таня одевает ребёнка).

Запомни!

Нельзя говорить – надевайся, правильно говорить - одевайся!

Надеть можно что-то,

А одеть кого-то !

- А как правильно — ложи, ложь или клади ?

- А теперь попробуйте услышать, какие речевые ошибки допущены телеведущими новостей ?

(Сценка “Выпуск новостей”).

- Для того, чтобы лучше запомнить правильное употребление слов, с которыми мы работали, мы сочинили стихотворение - шутку, которое мы сейчас и прочитаем.

7. Чтение стихотворения по ролям. Мы, ребята, просто класс.
Каждый грамотный у нас.
Мы звони'м, никак не зво'ним,
Ты звони'шь, а мне звоня'т.
Учёные люди так говорят.
Мы и вам сказать хотим,
если будешь ты учиться,
в жизни доброе случи'тся!
И куда б ты не поехал,
то повсюду и везде,
будут рады все тебе.
- Мы с Андрюхою друзья:
его дом — моя семья
Его брат и мне он брат,
Их родителям я рад.
Его младшая сестра,
ну, свела меня с ума.
- Друг, Андрюха, помоги,
как сказать: ты ложь, лажи?
Взяла Андрюхин телефон,
“Положи”, - ответил он.
- А урок уже нача'лся?
Извините, заигрался,
- Ну, конечно, начался',
А опаздывать нельзя.
- Ну, а чтоб не заболеть,
надо куртку вам надеть
и братишку своего
ты одень тепло — тепло.
- С речью трудности, друзья?
Всё спроси у словаря!
Ведь не знают лишь ленивые,
грамотная речь делает людей краси'вее!

Свою орфоэпическую памятку представляет Карева Анжела.

8. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Цель: проанализировать работу на уроке.

- Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А вам понравился урок ? Что узнали нового, что для себя вынесли практически значимое? Выставление оценок.
9. Домашнее задание.

Цель: определить уровень усвоения проработанного материала, закрепление знаний, умений и навыков.

1 уровень - Составьте с указанными словами диалог, запишите его на диктофон и в тетради.

(положи, взяла, брала его, её, их, клади, случится, начался, собрались).

2 уровень - Списать текст, вставить пропущенные буквы ручкой с зелёной пастой.