Искусство предвосхищает будущее

Разделы: МХК и ИЗО


Преподавая предмет Искусство в 8–9-х классах, в своей педагогической деятельности опираюсь на программу следующих авторов: Г.П. Сергеевой,

И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской. В учебнике, который соответствует названой программе, множество замечательных тем. Но наибольший интерес у учащихся вызывают те, которые связаны с различными предсказаниями в искусстве.

В истории искусства можно найти множество примеров предвосхищения будущего в произведениях художников, композиторов, литераторов, представителей киноиндустрии.

Это объясняется тем, что художественное мышление, свойственное представителям творческих профессий, позволят делать удивительные прогнозы, которые со временем материализуются.

В этой статье мне хочется уделить внимание предсказаниям будущего в произведениях литературного жанра. Вспомним такие родные каждому из нас русские народные сказки, которыми зачитывались мы в детстве. Русский народ, как и многие другие народы, всегда верил в чудеса. Поэтому во всех наших сказках имеются волшебные предметы: сапоги-скороходы, чудо-зеркальце, летучий корабль и т.д.

Серебряное блюдце с наливным яблочком из сказки “Аленький цветочек”, например, могло показывать “города, поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь-матушку”. Прогресс заменил серебряное блюдце на телевизор, который может показать человеку все, что он пожелает.

Большую популярность сейчас имеет продукция компании “Apple”, название которой переводится как “яблоко”. Все выпускаемые ею гаджеты можно считать также полноценной заменой сказочному серебряному блюдцу.

Скрытое предсказание будущего присутствует в творчестве писателей с мировым именем: Р. Брэдбери, Э. По, А. Беляева, А. Толстого, М. Робертсона, А. Конан Дойла, Жюль Верна.

Рэй Брэдбери – известнейший американский писатель-фантаст. Он писал рассказы-притчи, романтические истории и волшебные “сказки о будущем”. Друзья называли его правнуком колдуньи. Давным-давно, на салемском процессе, была сожжена колдунья, прабабушка будущего писателя. Способность околдовывать мир своим талантом Брэдбери, очевидно, унаследовал от нее.

Многочисленные произведения принесли писателю славу не только рассказчика удивительных историй, но и предсказателя будущего.

Его читателей привлекали необычные картины будущего, и поклонники его таланта часто обращались с просьбой как можно больше писать об этом.

В конце 20 начале 21 века появились тысячи изобретений, изменивших жизнь современного человека. Эти фантастические изобретения намного вперед предвидел Рэй Брэдбери.

У писателя имеется рассказ, который называется “Убийца”. Сюжет его таков: в психиатрическую больницу полиция привозит на освидетельствование преступника, который стал уничтожать телефоны, селекторы, радио и прочие средства связи. В произведении говорится о необычном радиобраслете, позволяющем разговаривать на ходу. Это не что иное, как прототип современного мобильного телефона. Рассказ написан в 1953 году, но гениальному фантасту удалось предсказать будущее с невероятной точностью.

Или, например, рассказ “Вельд”, написанный чуть раньше. В нем описывается телекомната с полным эффектом присутствия. Мы читаем: “ гладкие двумерные стены… стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд – трехмерный, в красках, как настоящий, вплоть до мельчайшего камешка и травинки”. А эти изображения: мобильные телефоны, трехмерные изображения, стереозвук, банкоматы, появившиеся сравнительно недавно, уже не являются для нас чем-то фантастическим.

Сам Брэдбери считал, что у него есть только одна книга в жанре научной фантастики. Это известнейшее произведение “451 градус по Фаренгейту”. В книге описывается попытка построить идеальное, управляемое общество. Все инакомыслящие уничтожаются, все книги форматом крупнее брошюры сжигаются. Написанный несколько десятков лет назад, в уже далекие от нас годы, роман и ныне не потерял своей актуальности. В этом произведении описывается и “умный дом”, в котором возможно управлять кондиционером, стиральной машиной, другой бытовой техникой. С потрясающим предвидением описаны плейеры – миниатюрные “ракушки”, радиоприемники-втулки, вставляемые в уши, и телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу, и засилие отупляющей рекламы. А робот в виде животного, описанный Брэдбери, напоминает роботов в виде собачек, которые впервые были разработаны фирмой SONI в 1999 году.

Часто приходится слышать, что фантасты предсказывают будущее, но чтобы так метко и ужасающе точно как Брэдбери – никто.

В настоящее время неподдельные интерес вызывает творчество самого популярного русского писателя-фантаста 20 века Александра Беляева. Вспоминается известнейшее его произведение “Голова профессора Доуэля”. В нем рассказывается о пересадке и поддержании жизни в отдельных от тела органах.

В то время, когда было написано данное произведение, трансплантология была только вымыслом, идеей, фантастикой. Некоторые сцены из книги выглядят мрачно и даже несколько устрашающе, словом, крайне отличаются от реальности.

В настоящее время трансплантология как отрасль медицины активно развивается. Современные хирурги-трансплантологи совершенствуют методы по пересадке отдельных органов – сердца, легких, почек, печени, мягких тканей.

Со временем, очевидно, станет возможным и пересадка целых систем органов – в том числе и головы.

Таким образом, можно считать, что произведение писателя-фантаста А. Беляева опередило ход времени и является пророческим.

Но, к сожалению, порой пророчества в произведениях писателей носят трагический характер. Классический пример – рассказ Эдгара По “Повесть о приключениях Артура Гордона Пима”, который был опубликован в 1838 году. В нем говорится о четверых спасшихся в результате кораблекрушения. Они много дней бедствовали в открытом море. Доведенные до отчаяния жаждой и голодом, трое убивают и съедают четвертого – Ричарда Паркера.

Прошло почти пятьдесят лет. В 1884 году потерпел крушение и затонул корабль “Магнонетт”. Четверо спасшихся, как и герои Эдгара По, оказались в одной шлюпке. После многих дней безнадежных скитаний по пустынному морю, обезумев от голода, трое из них убивают и съедают четвертого. Имя этого четвертого оказалось Ричард Паркер. Подобные совпадения откровенно шокируют.

Но одним из самых знаменитых и трагических случаев предвидения реальной катастрофы является роман американского писателя Моргана Робертсона, который назывался “Тщетность, или гибель “ Титана”. Роман был опубликован в 1898 году, за четырнадцать лет до крушения трансатлантического лайнера “Титаника”. Эта книга далеко не лучшая с художественной точки зрения, однако она обеспечивает своему автору определенную посмертную славу.

В романе создается некий вымышленный образ огромного потрясающего своими размерами трансатлантического лайнера под названием “Титан”, основными пассажирами которого являлись миллионеры – “сливки общества”. Корабль представлял из себя настоящий плавучий город, за железными стенами которого имелось все, что сводило к минимуму все опасности и неудобства вояжа через Атлантику и позволяло наслаждаться жизнью. После публикации довольно ограниченным тиражом книга слабо раскупалась и вскоре была забыта.

Но в роковой день 14 апреля 1912 года корабль “Титаник”, построенный английской компанией “Уайт Стар Лайн”, в водах Атлантики столкнулся с айсбергом и затонул. В тот роковой день о книге и ее авторе узнали все. Список совпадений между реальным образом и вымышленным был поистине чудовищен.

Оба лайнера носили похожие имена. Схожие размеры, типы и мощность двигателей, количество пассажиров, недостаточное число спасательных шлюпок, заявленная непотопляемость судна, наличие двух духовых оркестров – вот далеко не полный перечень верных догадок Робертсона.

В настоящее время многие интересующиеся данным феноменом задают вопрос: что это было? Случайное совпадение или пример высочайшего предвидения? Ответ очевиден. Ведь неслучайно Морган Робертсон был прозван Нострадамусом 20 века.

Подобные предсказания заслуживают внимания. Бесспорно, с одной стороны захватывающе интересно читать о подобных пророчествах, спорить о том, правда это или нет. И невольно задумываешься, а нет ли пророчеств в современных произведениях искусства?