Цель: Научить согласовывать существительные с прилагательными в творительном падеже.
Задачи:
- Развивать умения устанавливать связь слов в предложениях. Практическое освоение формы творительного падежа с предлогами и без них. Обогащение словаря.
- Развивать фонематический слух. Развивать чувство ритма, темп речи, силу голоса, развивать внимание, слуховое сосредоточение.
- Развивать и уточнять пространственные представления, ориентируясь в телесной схеме соседа.
- Воспитывать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.
Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные перфокарты, тетради, мяч.
Ход занятия
1. Орг. момент. слушаем /чем?/ ушами, /слайд № 1/
- смотрим /чем?/ глазами,
- думаем /чем?/ головой,
- работаем/чем?/ руками.
- Какое сегодня число? месяц? день недели? год? Какой год был предыдущий? Какой будет последующий?
2. Сегодня мы отправляемся в весёлое путешествие из населённого пункта А в пункт Б. Будем учиться изменять окончания существительных и прилагательных и отвечать на вопросы чем? кем?
- На чём мы отправимся, вы сейчас узнаете, составив слово из первых слогов следующих слов: сахар, море, лётчик / самолёт /.
- На экране появляется картинка САМОЛЁТ /слайд №2/
- Как по-другому можно назвать самолёт? ЛАЙНЕР
- Одинаковы или разные по значению эти слова?
/это слова – синонимы /.
С целью обогащения лексики логопед сообщает детям следующие сведения: лайнером может быть и корабль.
Дети выполняют звуковой анализ слова САМОЛЁТ.
- Обратите внимание на состав слова, какое это слово?
/сложное, состоит из 2-х корней и соединительной гласной о/
3. Все ли готовы выдержать испытание, чтобы стать тем, кто управляет самолётом? А кто управляет самолётом? – лётчик. Как по-другому можно назвать человека, который управляет самолётом? - пилот / дети доказывают, что это тоже слова синонимы /.
/ на доске карточки с этими словами /.
- Чтобы быть хорошим пилотом, надо хорошо ориентироваться в пространстве.
- Устроим экзамен для пилотов - ориентировка в телесной схеме соседа /например: правой рукой дотронуться до левого уха соседа; левую руку положить на левое плечо соседа; и т.д./
МОЛОДЦЫ! Все прошли первый тур посвящения в пилоты.
4. Пилот находится постоянно на связи с землёй.
Чтобы чётко и правильно передавать сведения о полёте, нужно иметь хорошую дикцию / громко, чётко и ясно произносить каждое слово /.
Давайте потренируемся. На экране интерактивной доски появляется стихотворение: / слайд № 3/
“В небо мчится самолёт,
Мы отправимся в полёт”.
- Дети читают тихо, в полголоса, громко, ритмично- на ударный слог выполняют хлопок. Тут же на доске ударная гласная буква выделяется красным цветом / хоровые и индивидуальные ответы/.
- ИТАК, ПИЛОТЫ К ПОЛЁТУ ГОТОВЫ.
А готов ли самолёт? Чем оборудован самолёт?
На столе логопеда разложены карточки со словами.
Дети, отвечая на вопрос, отбирают карточки со словами:
/ штурвалом, пультом управления, баком с топливом, картой, наушниками, микрофоном, мотором, рычагами, парашютами, рацией, питанием, чёрным ящиком /.
/Логопед объясняет детям для чего нужен чёрный ящик/.
Затем отбирают следующие карточки.
- Кто обслуживает полёт? Кем обслуживается самолёт?
/ пилотом, штурманом, радистом, стюардессой, бортинженером, механиком. / Как можно назвать их одним словом? ЭКИПАЖ.
Все эти слова размещаются на доске в 2 столбика.
- Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика?
- В первом столбике неодушевлённые предметы, отвечающие на вопрос “что”?
- Во втором столбике одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос “кто”?
САМОЛЁТ ГОТОВ К ПОЛЁТУ.
5. С земли, с пульта управления звучат зашифрованные позывные: / Стрела, я земля, полёт разрешаю/.
- это была общая шифровка, а теперь для каждого:
- поменять местами согласные звуки и назвать ответную шифровку / шка-кша, вла-лва, зна-нза, тла-лта, тра-рта/.
- все признаны первоклассными пилотами.
С самолёта спускается трап и по нему поднимаются пассажиры, а пассажиры необычные, они летят на карнавал, давайте их распознаем.
- кто кем нарядился? / Дети читают стихотворение и чётко выделяют окончания существительных/.
Дети дописывают окончания существительных на доске.
/ слайд № 4/
- Бык нарядился - утёнком,
- Медвежонок – жеребёнком ,
- Белка – волком,
- Лань – орлом,
- Жук – собачкой,
- Гусь – слоном,
- Грач –свиньёй,
- Червяк - мартышкой,
- А индюк решил быть сразу львом, бегемотом, дикобразом.
На весёлый карнавал только суслик не попал.
7. Самолёт набрал высоту. В салон самолёта входит стюардесса и предлагает пассажирам продукты питания.
Проводится работа в группах. У детей на столах карточки со словами
- Что с чем можно есть или пить? Дети находят словосочетания и размещают их на магнитной доске, строя предложения /например: Чай можно пить с лимоном. И т.д./
Чай с шоколад Сок с молоко Кофе с лимон Бутерброд с колбаса Мороженое с сыр масло печенье
- Логопед предлагает детям записать в тетрадь 3 любых словосочетания.
- Чем ещё могут заняться пассажиры в салоне самолёта?
Чтением газет, журналов; разгадыванием кроссвордов; решением ребусов, а могут размять руки, ноги, встать и выполнить гимнастику.
Давайте и мы с вами разомнёмся.
8. Физминутка.
Летит самолёт высоко,
Летит самолёт низко.
Летит самолёт далеко,
Летит самолёт близко.
/физминутка выполняется с показом движений/.
9. Полёт продолжается. С высоты полёта пассажиры любуются нашей землёй, чем они любуются?
- Работа в тетрадях с перфокартами, вписать окончания существительных . Перед письменной работой коллективное чтение текста. /слайд № 5/
Текст:
Любуюсь я озером, лесом, туманом.
Морозом и снегом, и зимним бураном,
Любуюсь я тополем, морем, тюленем,
Соболем, зайцем, медведем, оленем .
- взаимопроверка.
10. Чем ещё могли любоваться пассажиры?
- подбор слов – антонимов /с мячом/.
Любовались рекой широкой и ... /узкой/
Небом ясным и .../пасмурным /
Путём длинным - .../коротким/
Океаном глубоким и озером -.../мелким/
Полётом высоким и .../низким/
Страной большой и .../маленькой/
Ветром холодным и.../тёплым/
Солнцем ярким и .../тусклым/.
11. Итак наш полёт подошёл к концу. Самолёт приземлился в пункте Б, где должен проходить весёлый карнавал.
Спустили трап и по нему вышли пассажиры.
С чем встречали гостей жители города? С цветами, с песнями, с подарками, хлебом-солью, рукопожатием.
С какими цветами встречали гостей жители города?
/ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Гостей встречали с красными маками.
Пассажиров встречали с белыми ромашками. И т.д.
Все остались довольны чем? - полётом.
12. Сегодня вы научились правильно изменять окончания существительных и прилагательных.
- На какие вопросы вы учились отвечать? Что запомнилось вам на занятии?
Попробовали поработать с интерактивной доской, и это у вас получилось, вы поиграли, поработали в группах, успешно выполнили работу с помощью перфокарт.
- Что нового вы узнали на занятии?
Спасибо всем за работу! / слайд № 6/