Употребление существительных с прилагательными в творительном падеже, во 2-м классе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Разделы: Логопедия


Цель: Научить согласовывать существительные с прилагательными в творительном падеже.

Задачи:

  • Развивать умения устанавливать связь слов в предложениях. Практическое освоение формы творительного падежа с предлогами и без них. Обогащение словаря.
  • Развивать фонематический слух. Развивать чувство ритма, темп речи, силу голоса, развивать внимание, слуховое сосредоточение.
  • Развивать и уточнять пространственные представления, ориентируясь в телесной схеме соседа.
  • Воспитывать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.

Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные перфокарты, тетради, мяч.

Ход занятия

Презентация.

1. Орг. момент. слушаем /чем?/ ушами, /слайд № 1/

  • смотрим /чем?/ глазами,
  • думаем /чем?/ головой,
  • работаем/чем?/ руками.

- Какое сегодня число? месяц? день недели? год? Какой год был предыдущий? Какой будет последующий?

2. Сегодня мы отправляемся в весёлое путешествие из населённого пункта А в пункт Б. Будем учиться изменять окончания существительных и прилагательных и отвечать на вопросы чем? кем?

- На чём мы отправимся, вы сейчас узнаете, составив слово из первых слогов следующих слов: сахар, море, лётчик / самолёт /.

- На экране появляется картинка САМОЛЁТ /слайд №2/

- Как по-другому можно назвать самолёт? ЛАЙНЕР

- Одинаковы или разные по значению эти слова?

/это слова – синонимы /.

С целью обогащения лексики логопед сообщает детям следующие сведения: лайнером может быть и корабль.

Дети выполняют звуковой анализ слова САМОЛЁТ.

- Обратите внимание на состав слова, какое это слово?

/сложное, состоит из 2-х корней и соединительной гласной о/

3. Все ли готовы выдержать испытание, чтобы стать тем, кто управляет самолётом? А кто управляет самолётом? – лётчик. Как по-другому можно назвать человека, который управляет самолётом? - пилот / дети доказывают, что это тоже слова синонимы /.

/ на доске карточки с этими словами /.

- Чтобы быть хорошим пилотом, надо хорошо ориентироваться в пространстве.

- Устроим экзамен для пилотов - ориентировка в телесной схеме соседа /например: правой рукой дотронуться до левого уха соседа; левую руку положить на левое плечо соседа; и т.д./

МОЛОДЦЫ! Все прошли первый тур посвящения в пилоты.

4. Пилот находится постоянно на связи с землёй.

Чтобы чётко и правильно передавать сведения о полёте, нужно иметь хорошую дикцию / громко, чётко и ясно произносить каждое слово /.

Давайте потренируемся. На экране интерактивной доски появляется стихотворение: / слайд № 3/

“В небо мчится самолёт,
Мы отправимся в полёт”.

- Дети читают тихо, в полголоса, громко, ритмично- на ударный слог выполняют хлопок. Тут же на доске ударная гласная буква выделяется красным цветом / хоровые и индивидуальные ответы/.

- ИТАК, ПИЛОТЫ К ПОЛЁТУ ГОТОВЫ.

А готов ли самолёт? Чем оборудован самолёт?

На столе логопеда разложены карточки со словами.

Дети, отвечая на вопрос, отбирают карточки со словами:

/ штурвалом, пультом управления, баком с топливом, картой, наушниками, микрофоном, мотором, рычагами, парашютами, рацией, питанием, чёрным ящиком /.

/Логопед объясняет детям для чего нужен чёрный ящик/.

Затем отбирают следующие карточки.

- Кто обслуживает полёт? Кем обслуживается самолёт?

/ пилотом, штурманом, радистом, стюардессой, бортинженером, механиком. / Как можно назвать их одним словом? ЭКИПАЖ.

Все эти слова размещаются на доске в 2 столбика.

- Чем отличаются слова первого столбика от слов второго столбика?

- В первом столбике неодушевлённые предметы, отвечающие на вопрос “что”?

- Во втором столбике одушевлённые предметы, отвечающие на вопрос “кто”?

САМОЛЁТ ГОТОВ К ПОЛЁТУ.

5. С земли, с пульта управления звучат зашифрованные позывные: / Стрела, я земля, полёт разрешаю/.

- это была общая шифровка, а теперь для каждого:

- поменять местами согласные звуки и назвать ответную шифровку / шка-кша, вла-лва, зна-нза, тла-лта, тра-рта/.

- все признаны первоклассными пилотами.

С самолёта спускается трап и по нему поднимаются пассажиры, а пассажиры необычные, они летят на карнавал, давайте их распознаем.

- кто кем нарядился? / Дети читают стихотворение и чётко выделяют окончания существительных/.

Дети дописывают окончания существительных на доске.

/ слайд № 4/

  • Бык нарядился - утёнком,
  • Медвежонок – жеребёнком ,
  • Белка – волком,
  • Лань – орлом,
  • Жук – собачкой,
  • Гусь – слоном,
  • Грач –свиньёй,
  • Червяк - мартышкой,
  • А индюк решил быть сразу львом, бегемотом, дикобразом.

На весёлый карнавал только суслик не попал.

7. Самолёт набрал высоту. В салон самолёта входит стюардесса и предлагает пассажирам продукты питания.

Проводится работа в группах. У детей на столах карточки со словами

- Что с чем можно есть или пить? Дети находят словосочетания и размещают их на магнитной доске, строя предложения /например: Чай можно пить с лимоном. И т.д./

Чай с шоколад
Сок с молоко
Кофе с лимон
Бутерброд с колбаса
Мороженое с сыр
масло
печенье

- Логопед предлагает детям записать в тетрадь 3 любых словосочетания.

- Чем ещё могут заняться пассажиры в салоне самолёта?

Чтением газет, журналов; разгадыванием кроссвордов; решением ребусов, а могут размять руки, ноги, встать и выполнить гимнастику.

Давайте и мы с вами разомнёмся.

8. Физминутка.

Летит самолёт высоко,
Летит самолёт низко.
Летит самолёт далеко,
Летит самолёт близко.

/физминутка выполняется с показом движений/.

9. Полёт продолжается. С высоты полёта пассажиры любуются нашей землёй, чем они любуются?

- Работа в тетрадях с перфокартами, вписать окончания существительных . Перед письменной работой коллективное чтение текста. /слайд № 5/

Текст:

Любуюсь я озером, лесом, туманом.
Морозом и снегом, и зимним бураном,
Любуюсь я тополем, морем, тюленем,
Соболем, зайцем, медведем, оленем .

- взаимопроверка.

10. Чем ещё могли любоваться пассажиры?

- подбор слов – антонимов /с мячом/.

Любовались рекой широкой и ... /узкой/
Небом ясным и .../пасмурным /
Путём длинным - .../коротким/
Океаном глубоким и озером -.../мелким/
Полётом высоким и .../низким/
Страной большой и .../маленькой/
Ветром холодным и.../тёплым/
Солнцем ярким и .../тусклым/.

11. Итак наш полёт подошёл к концу. Самолёт приземлился в пункте Б, где должен проходить весёлый карнавал.

Спустили трап и по нему вышли пассажиры.

С чем встречали гостей жители города? С цветами, с песнями, с подарками, хлебом-солью, рукопожатием.

С какими цветами встречали гостей жители города?

/ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Гостей встречали с красными маками.

Пассажиров встречали с белыми ромашками. И т.д.

Все остались довольны чем? - полётом.

12. Сегодня вы научились правильно изменять окончания существительных и прилагательных.

  • На какие вопросы вы учились отвечать? Что запомнилось вам на занятии?

Попробовали поработать с интерактивной доской, и это у вас получилось, вы поиграли, поработали в группах, успешно выполнили работу с помощью перфокарт.

  • Что нового вы узнали на занятии?

Спасибо всем за работу! / слайд № 6/