Урок литературного чтения в 3-м классе "Лев и собачка" А.Н. Толстой

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого
  • Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания; овладевать умением анализировать и синтезировать:
  • Учить выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы.
  • Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения; формировать навык выразительного чтения:
  • Развивать внимание, мышление, речь учащихся:
  • Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль:

Оборудование:

Портрет Л.Н. Толстого, карточки с отрывками из произведений Л.Н. Толстого, картинки с изображением льва, собачки, выставка книг Л.Н. Толстого, В. Чаплиной, картинки с изображением животных, рисунки детей, маски животных.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “Братья наши меньшие” под девизом “Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись они же тебе сродни...”

Дети читают девиз хором.

- Посмотрите на выставку книг.

Произведение какого автора мы будем читать?

- Произведение Л.Н. Толстого.

II. Постановка темы урока.

1. - Сегодня продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Лев Николаевич родился в 1828 году - почти сто лет назад, прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Л. Н. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных людей не могли учиться. Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.

2. Сообщение о писателе учащихся.

III. Литературная викторина.

Давайте вспомним, как называются произведения Л.Н Толстого, которого вы читали по отрывкам.

1. “На корабле с нами было два мальчика. Мальчики впервые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море...”. (“Акула”).

2. “Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех”. (“Прыжок”)

3. Мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка “Я бедовый, сразу все понял. Я страсть какой ловкий!”

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор он стал ходить с ребятами в школу”. (“Филиппок”)

4. “Отец и говорит:

“Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь - вас всякий легко погубит”. (“Отец и сыновья”)

5. “ Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: “Помогите, волк! волк!” Мужики прибежали и видят: неправда”. (“Лгун”)

IV. Изучение нового материала

1. Сообщение о животных.

Отгадайте загадки:

А)

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша
(львица)

Ученик 1

– Сообщение о льве.

Я - лучший сторож дома,
И с детства всем знакома.
(собака)

Ученик 2

– Краткое сообщение о собаке.

2. Вступительная беседа.

- Это лев и собачка. Так называется рассказ, быль, которой мы сейчас прочтем.

Что такое быль? Это то, что было в действительности, действительное происшествие.

История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что “Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал и его за это звали “Лева-рева” Эта черта-сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранились в нем до конца жизни. Тему сострадания мы увидим в одном из произведений Толстого.”

3. Чтение были “Лев и собачка”.

4. Беседа по вопросам после чтения

- Понравился рассказ?

- Какой он, грустный или веселый?

- Какие чувства он у вас вызвал? Было ли вам кого-нибудь жалко?

- Как собачка оказалась в клетке у льва?

- Можно ли было так поступать человеку с собачкой?

- Как лев относился к собачке?

- Как жилось ей со львом?

- Что случилось с собачкой?

- Как повел себя лев?

- Почему лев разорвал другую собачку?

- Как вы думаете, почему лев умер?

5. Повторное чтение рассказа.

6. Выборочное чтение по вопросам учебника с.53

7. Опрелеление темы и цели рассказа

- Назовите тему рассказа.

Это рассказ о дружбе животных, об отношениях между животными.

- Какова главная мысль рассказа?

1) Невозможно жить без любимого существа

2) нельзя жить без дружбы

V. Физкультминутка.

VI. Работа с текстом.

- Текст этого рассказа можно разделить на 3 части. Давайте прочитаем по частям, озаглавим каждую, составим план.

Чтение текста учащихся вслух по частям, озаглавливание каждой части, план записывается на доске:

1. Встреча в клетке.

2. Дружба животных

3. Смерть друзей

2. Работа по иллюстрации в учебнике (стр.52)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- К какой части рассказа она подходит?

- К какому моменту она относится?

- Что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

Ответы детей.

3. Творческое задание.

- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Работа в парах.

VII. Сообщения детей о дружбе животных по прочитанным произведениям.

Это рассказ-быль, значит говорится о действительном событии. Какие вы читали произведения писателей, где говорится о дружбе животных между собой.

- Краткие сообщения детей о прочитанных произведениях, о дружбе животных.

Расскажите случаи из жизни, которые вы наблюдали или произошли в вашей семье, где родные животные подружились.

- Рассказы детей о случаях из жизни.

VIII. Чтение стихотворения С. Михалкова “Два барана” в лицах.

- Конечно, в жизни бывают разные случаи. Когда один ни за что не хочет уступать другому. Давайте посмотрим сценку на стихотворение С. Михалкова “Два барана”.

Двое учеников инсценирует стихотворение.

- Что случилось с баранами? Почему?

- Как можно было поступить по другому, чтобы никто не пострадал?

- В какой сказке прошла дружба между двумя животными: лесным зверем и птицей?

(Лиса и Журавль)

- Почему они поссорились?

- Как можно было поступить, чтобы остаться друзьями?

- Чему учат эти сказки? (Ценить дружбу)

IX. Итог урока.

- С каким произведением мы познакомились

- Чтобы вы хотели сказать автору этого рассказа?

- Зачем писатель написал этот рассказ?

В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки. Бездомные собаки – брошенный друг.

Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. А знаете ли вы, что собака 6 тысячелетий живет рядом с человеком. Это первое прирученное им животное.

- А у нас есть в классе ребята, которые умеют жалеть наших младших братьев-животных?

-Значит, у вас ребята, большое и доброе сердце. Заполните, ребята! “Все доброе на земле - от солнца, все хорошее - от человека” (на доске)

X. Оценивание учащихся

XI. Задание на дом с. 52-53 пересказ. Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.