Мульт-терапия это одно из направлений арт-терапии. Ее образный, метафорический язык прекрасно подходит для психологической работы с детьми разного возраста.Для дошкольников более подходящим является пассивное направление мульт-терапии – просмотр мультфильмов. С более взрослыми ребятами можно создавать мультфильмы по актуальным проблемам (активное направление).
Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка. Правильный подбор материала позволяет работать с детскими страхами, тревожностью, самовосприятием. В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются:
- представления о добре и зле
- правила и эталоны хорошего и плохого поведения
- умение распознавать чувства и эмоции
Дети идентифицируются с персонажами, чьи переживания им близки и изменяя образ персонажа мы можем повлиять на сознание ребенка. Ребята сравнивают себя с персонажами, учатся оценивать свое поведение, у них расширяется представление о вожможных моделях поведения и последствиях некоторых действий.
В настоящее время существует огромное количество мультфильмов, которые имеют поучительный смысл, в которых заложено решение различных жизненных проблем. В своей работе я предпочитаю использовать советские мультики.
Очень важно правильно подбирать материал для просмотра, для этого необходимо четко представлять проблему с которой мы будем работать, задачи, которые нам предстоит решить.
Схема занятия с использованием мульт-терапии (пассивная форма).
- Настройка детей на работу, активизация внимания
- Постановка проблемы – с чем мы будем работать (подведение к основной теме)
- Просмотр мультфильма
- Обсуждение проблемы через образы, представленные в мультфильме
- Возможно модифицировать отрицательные образы в положительные (например, придумать другой конец к мультику)
- Для наибольшей проработки проблемы можно подобрать игру
- Рефлексия
Терапевтические мультфильмы, которые можно использовать на занятии
- “Подарок для самого слабого” - Разбираем взаимоотношения в коллективе
- “Три поросенка” - снятие мнимых неадекватных страхов.
- “И так сойдет” - ответственность за свои поступки, аккуратность
- “Дудочка и кувшинчик” - о трудолюбии
- “Заяц-хваста” - воспитание нравственных качеств.
- “Сказка про лень” - преодолеваем лень
- “Нехочуха” - преодолеваем негативизм
- “Два жадных медвежонка” - преодолеваем жадность
- “Замок лгунов” - преодоление детской лжи
- “Мой друг зонтик” - учимся заводить друзей
- “Сестрички — привычки” - развитие аккуратности, преодоление лени
- “Однажды утром” , “Обида”- развитие дружелюбия, сотрудничества
- “13 рейс” - преодолеваем трусость, суеверие
- “Зайка зазнайка” - учимся общаться
- “Чуня” - самопознание — какой я?
- “Варежка” - забота о питомцах
- “Жили-были мысли” - самопознание
- “Маша больше не лентяйка” - преодолеваем лень
- “Самый большой друг” - учимся общаться.самопознание
- “Задиристый мишка” - учимся общаться
- “Ворон-обманщик” - преодоление склонности ко лжи
План-конспект развивающего занятия для младших школьников с использованием мульт-терапии
Цель: Формирование сознательного нравственного поведения младших
Задачи:
- Развитие рефлексии учеников
- содействие развитию трудолюбия, самоконтроля, навыков сотрудничества
- содействие атмосфере признания, дружбы и уважения друг к другу
Тема занятия: ответственность
Оборудование:
- Интерактивная доска или проектор и ПК.
- Мультфильм “И так сойдет”
Ход урока
Приветствие.
Психолог: Здравствуйте ребята. Очень рада вас видеть.
Активизация внимания.
Хлопните в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Замечательно, а теперь топните ножкой у кого среднее настроение. А те ребята, у кого плохое настроение улыбнитесь вместе со всеми и мы начнем наше занятие с радостными лицами. И сегодня мы с вами поговорим про наши ежедневные дела.
Основная часть
Список добрых дел.
Ребята, наверняка вы все, время от времени, делаете важные и полезные дела. (Кто-то помогает маме по дому, кто-то сажает на даче цветы, кто-то ухаживает за животными). Давайте вместе их вспомним и составим список.
Смотрите, какой большой список хороших дел у нас получился. (На доске записывается список)
К нему мы вернемся позже, а сейчас давайте посмотрим мультфильм, где герои тоже пытались делать хорошие дела, а как у них это получалось вы, мне ответите позже.
Просмотр мультфильма “И так сойдет”
Обсуждение мультфильма
- Ребята, вам понравился мультик?
- А про что он? Какие дела пытались делать герои?
- А почему у них это не получалось?
Упражнения на развитие дивергентного мышления
Ребята, а вы согласны, что у каждого человека есть и хорошие и не очень хорошие качества?
Мы с вами делимся на 3 команды одни называют хорошие качества зайчика (адвокаты – веселый, отзывчивый...), другие называют плохие качества зайчика(судьи – безответственный, трус...), а третья группа придумывает, как плохие качества превратить в хорошие (эксперты – следить за своим поведением, доделывать дела до конца) .
Ребята, тогда получается что наш зайчик не плохой, у него есть и хорошие качества. А значит он может измениться, и делать свои деда аккуратно, ответственно, трудолюбиво. А друзья и родные могут ему в этом помочь.
Ребята, а давайте сейчас вернемся к нашему списку хороших дел. Представляете, что было бы, если бы мы их делали также, как герои мультфильма!! Что бы тогда было? Почему каждый должен ответственно подходить к своим делам?
А давайте и зайчику поможем исправиться и стать ответственным. Мы разделимся на несколько команд и каждая должна доделать сказку, так, чтобы зайчик справился все-таки со своими делами, и придумать, что ему помогло.
Презентация сказок.
Заключение.
Ребята, мы с вами хорошо сегодня поработали.
Хлопните в ладоши, кому понравился этот урок. Поднимите правую руку, кто будет еще более ответственным, аккуратным, трудолюбивым. И помашите мне рукой, у кого сейчас такое же прекрасное настроение, как у меня.