Методическая разработка урока музыки "Пейзаж в музыке". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: Сформировать у учащихся понимание своеобразие изобразительных свойств музыкальной ткани.

Проблема: Может ли музыка писать пейзажи?

Задачи:

  • Показать взаимосвязь музыки с другими видами искусства, расширить кругозор.
  • Развивать певческие способности
  • Воспитывать чувства любви к природе, к искусству

Задачи направыленына

  • формирование различных способов мышления;
  • освоение способа ценностно-смыслового анализа музыкального произведения;
  • освоение способа творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Результат: формирование таких личностных универсальных учебных действий, как:

- умение вырабатывать своё собственное мнение;

- способность анализировать чувственное восприятие музыкального произведения;

- способность прийти к определённым умозаключениям;

- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Тип урока: Отработка умений и навыков

Методы: Организации осуществления учебных действий (имитационное моделирование), беседа

Пед технологии: икт, элементы технологии критического мышления, здоровье сберегающие

  • метод перспективы и ретроспективы;
  • проблемно-поисковый метод.
  • метод сравнительного анализа;
  • синквейн

Приёмы: “Музыкальная палитра”

Оборудование. Инструмент, мультимедийная установка, ПК, записи музыкальных произведений, карточки СМВ.

Приложение 1

Приложение 2

Технологическая карта урока музыки в 5 классе по программе Науменко, Алеева “Пейзаж в музыке” с применением системно-деятельностного подхода в организации учебного процесса

Этапы урока Содержание этапов Формирование УУД Задача
Увертюра 1. Музыкальное приветствие.

2. Эмоциональный настрой на встречу с искусством.

Личностные УУД: формирование нравственно-эстетических ценностей. Настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой.
Экспозиция

Стадия вызова

1. Я загадала понятие, которое вы должны узнать. Для этого вы можете задавать мне развёрнутые вопросы Познавательные УУД:

формирование логических умений детей в опоре на их субъективный опыт.

Вывести детей на проблему урока, используя межпредметные связи
Разработка

1. Стадия осмысления.

1. Составление кластера ключевое слово Пейзаж

Слова природа(вода, солнце, лес), человек (поэт-слово художник-краски музыкант-звуки) пейзаж в произведениях искусства (изо, литература, музыка)

Коммуникативные УУД: обучение правилам коллективной

деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.

Познавательные УУД:

формирование логических умений детей в опоре на их субъективный опыт.

Личностные УУД:

Формирование ценностного отношения к родной природе

 
2. Отработка умений и навыков 2. Приведи примеры авторов изображающих пейзаж

Я привожу пример:

На фоне картин

Словно голубой челнок
Меж снегов расцвёл цветок
Цветок очень нежный
Ведь это - ... (подснежник)

Показываю картины подснежника

Образ ранней весны, первого весеннего цветка, связан с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг — к новым чувствам, свету, солнцу. Маленький цветок, растущий изпод снега становится символом свежих чувств, символом стремления к жизни.

   
Вопросы беседа - А какие чувства вызывает у вас этот цветок, когда вы смотрите на него?

- Делают описание словесные

   
Я композитор

Карточки

Слушание: Чайковский “Подснежник”

Сравнение

Проблема

- безмолвны картины или в них слышатся звуки природы?

- Какие звуки вы слышите?

- сочините свою музыку весны? (используйте музыкальные краски) – устно

Мастер изображать пейзаж в музыке был Чайковский.

Его природа загадочна и необычна как Подснежник весной.

- Близка его музыка вашей сейчас услышим?

- Какими музыкальными красками пользуется автор?

А вы любите рисовать? Что любите рисовать? Сейчас

   
Пение. Разминка Вашу любовь к рисованию выразим в песне

“Дети любят рисовать”

1 повторение – продолжи муз фразу

2 пение по д фонограмму

1 куплет начинают мальчики при повторе девочки припев вместе.

(посадка, дыхание, чёткость произношения, свободная артикуляция)

   
Реприза

Возвращение к кластеру ( дополняем материал муз-ые краски и художественные

Муз краски – средства выразительности перечислить? Общеучебные и познавательные УУД:

обучение осознанному и произвольному построению высказывания в устной форме.

Сделать обобщение, выводы, высказать свои оценочные суждения в процессе закрепления материала урока.
Кода

Рефлексия

синквейн

1 - Очём мы сегодня говорили выразите 1 существительным

2 – два прилагательных, характеризующих данное слово

3 – три глагола, показывающие действие понятия.

4 – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение к данной теме

5 – выразите суть темы 1 словом

Личностные УУД: формирование интереса к учению.

Коммуникативные УУД: обучение правилам коллективной деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.

1. Предложить осознанный выбор домашнего задания.

2. Провести рефлексию “приращения” образовательного ресурса, полученного на уроке; рефлексию области применения знаний и умений; рефлексию психологической комфортности.

Послезвучие Нарисовать свою музыку. Личностные УУД: мотивировать устойчивый интерес к дальнейшим занятиям. Продлить эстетическое позитивное воздействие урока музыки на детей.