Пояснительная записка
Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа курса “Анализ текстов разных стилей” предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и методики их комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.
Цели и задачи курса:
- ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;
- сформировать навыки анализа текстов разных стилей;
- сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений;
- научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;
- организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
- создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;
- сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;
- воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;
- развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.
Контроль: тестирование, сочинения-рассуждения, рефераты.
Курс “Анализ текстов разных стилей” направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения.
Курс направлен на образовательное развитие учащихся:
- углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
- умение владеть различными видами речевой деятельности,
- создание творческих текстов различных жанров;
- развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.
Программа “Анализ текстов разных стилей ” направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
- анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
- умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова;
- умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
- умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.
Содержание программы
Понятие о тексте. (2 ч). Знакомство с понятием о тексте , с его основными признаками: цельность и связность . Понятие об основной мысли текста
Тема текста и проблема, поднятая в тексте (2 ч). Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль текста.
Опорные (ключевые) слова. (2 ч.). Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.
Комментарий проблемы (2ч). Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.
Авторская позиция. ( 3 ч.) Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.
Композиция текста (6 ч). Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.
Синтаксис текста. (2 ч). Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Композиция текста. Виды и формы вступлений. Виды заключений.
Способы связи предложений в тексте. (4 ч) Основные средства связи между предложениями в тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте.
Средства связи смысловых частей текста (4 ч). Изобразительно-выразительные средства в тексте. Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте.
Лексические средства связи. (3 ч.) Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.
Уроки развития речи. (4 ч) Составление текстов разных стилей и типов речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | дата | тема |
Понятие о тексте. Признаки текста. Строение текста. | ||
Признаки текста. Основная мысль теста. | ||
Понятие о проблеме. Типы проблем. | ||
Опорные (ключевые) слова. Использование опорных слов при формулировании проблемы , поднятой в тексте. | ||
Способы формулировки проблем, поднятых в тексте. | ||
Комментарий к проблеме, поднятой в тексте. Типы информации в тексте. | ||
Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте. Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте. | ||
Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте. Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте. | ||
Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. | ||
Способы определения авторской позиции в исходном тексте. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме. | ||
Способы определения авторской позиции в исходном тексте. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме. | ||
Аргументация собственного мнения в сочинении – рассуждении. | ||
Виды аргументов. Структуры аргументов. | ||
Виды аргументов. Структуры аргументов. | ||
Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. | ||
Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. | ||
Виды заключения. | ||
Виды заключения. | ||
Основные средства связи между предложениями в тексте. | ||
Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте | ||
Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте | ||
Лексические средства связи предложений в тексте. | ||
Лексические средства связи предложений в тексте. | ||
Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей. | ||
Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей. | ||
Изобразительно-выразительные средства в текстах различных стилей. | ||
Изобразительно-выразительные средства в текстах различных стилей. | ||
Использование различных средств связи при конструировании текстов разных стилей. | ||
Использование различных средств связи при конструировании текстов разных стилей. | ||
Самостоятельное конструирование текстов разных стилей. | ||
Самостоятельное конструирование текстов разных стилей. | ||
Самостоятельное конструирование текстов разных стилей. | ||
Анализ самостоятельно составленных текстов. | ||
Анализ самостоятельно составленных текстов. |
Литература для учителя и учащихся
- Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
- Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
- “Пути анализа литературного произведения” М. Просвещение. 1985.
- Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста” Л. 1990.
- Н.М. Шанский “Художественный текст под лингвинистическим микроскопом” Л. 1986.
- Э.А. Вартаньян “Путешествие в слово” М. Просвещение 1987.