Рабочая программа "Анализ текстов разных стилей". Элективный курс

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Программа ориентирована на специальные уроки, развивающие творческие способности школьников. Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа курса “Анализ текстов разных стилей” предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках русского языка и литературы (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность: в программе представлены понятия и категории теории художественной речи, научных методов филологического анализа текстов разных стилей и методики их комментирования, а также самореализация школьников в деятельностной сфере на практических занятиях.

Цели и задачи курса:

  • ознакомить учащихся с разными подходами к анализу тексов разных стилей;
  • сформировать навыки анализа текстов разных стилей;
  • сформировать интерес к языкознанию, литературе, используя комплексный анализ текстов художественных, научных, публицистических произведений;
  • научить рассматривать художественные произведения в единстве форм и содержания;
  • организовать практическую деятельность учащихся, развивающую их творческие способности;
  • создать психологические речевые ситуации, способствующие овладению учащимися различными видами речевой деятельности;
  • сформировать навыки и умения анализа и комментирования текстов разных стилей;
  • воспитать грамотного читателя, способного по достоинству оценить художественно-эстетические ценности произведения;
  • развить творческое отношение к языку, умение владеть художественным словом.

Контроль: тестирование, сочинения-рассуждения, рефераты.

Курс “Анализ текстов разных стилей” направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности, учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал с учетом как его эстетической ценности, так и значимости для раскрытия темы и идеи художественного произведения.

Курс направлен на образовательное развитие учащихся:

  • углубление знаний об основных литературных направлениях, родах, жанрах;
  • умение владеть различными видами речевой деятельности,
  • создание творческих текстов различных жанров;
  • развитие представления об эстетической ценности языковых средств выразительности.

Программа “Анализ текстов разных стилей ” направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:

  • анализ художественного произведения в контексте сюжетно - композиционного единства;
  • умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
  • умение определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко- культурного развития искусства слова;
  • умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее: интерпретировать в контексте художественной культуры и традиции;
  • умение выполнять исследовательские работы по художественному анализу текста, умение выполнять письменные творческие работы различных жанров.

Содержание программы

Понятие о тексте. (2 ч). Знакомство с понятием о тексте , с его основными признаками: цельность и связность . Понятие об основной мысли текста

Тема текста и проблема, поднятая в тексте (2 ч). Понятие о проблеме. Типы проблем. Тема и идея текста. Основная мысль текста.

Опорные (ключевые) слова. (2 ч.). Понятие об опорных(ключевых) словах. Роль ключевых слов при формулировании проблемы., поднятой в тексте. Использование ключевых слов для формулирования проблемы, поднятой в тексте.

Комментарий проблемы (2ч). Понятие комментария. Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Способы оформления комментария к проблеме. Цитирование при комментарии проблемы, поднятой в тексте.

Авторская позиция. ( 3 ч.) Понятие об авторской позиции в текстах разных типов (художественных, публицистических текстах). Автор и рассказчик. Способы выражения авторской позиции.

Композиция текста (6 ч). Понятие о композиции текста. Композиция текстов разных стилей. Виды вступлений и заключений. Особенности построение рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения.

Синтаксис текста. (2 ч). Предложения в составе текста. Количество предложений в тексте. Абзацное членение текста. Композиция текста. Виды и формы вступлений. Виды заключений.

Способы связи предложений в тексте. (4 ч) Основные средства связи между предложениями в тексте. Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Лексические и грамматические средства связи в тексте.

Средства связи смысловых частей текста (4 ч). Изобразительно-выразительные средства в тексте. Однокоренные слова и их роль в связи предложений в тексте.

Лексические средства связи. (3 ч.) Понятие о синонимах, антонимах, паронимах, многозначных и однозначных словах и их роль в связи предложений в тексте. Эмоционально-экспрессивная лексика.

Уроки развития речи. (4 ч) Составление текстов разных стилей и типов речи.

Календарно-тематическое планирование

дата тема
    Понятие о тексте. Признаки текста. Строение текста.
    Признаки текста. Основная мысль теста.
    Понятие о проблеме. Типы проблем.
    Опорные (ключевые) слова. Использование опорных слов при формулировании проблемы , поднятой в тексте.
    Способы формулировки проблем, поднятых в тексте.
    Комментарий к проблеме, поднятой в тексте. Типы информации в тексте.
    Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте. Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте.
    Способы комментирования проблемы, поднятой в тексте. Введение цитат в комментарий проблемы, поднятой в тексте.
    Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.
    Способы определения авторской позиции в исходном тексте. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме.
    Способы определения авторской позиции в исходном тексте. Способы формулирования авторской позиции по поднятой в тексте проблеме.
    Аргументация собственного мнения в сочинении – рассуждении.
    Виды аргументов. Структуры аргументов.
    Виды аргументов. Структуры аргументов.
    Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы вступления.
    Синтаксис текста. Композиция сочинения. Виды и формы вступления.
    Виды заключения.
    Виды заключения.
    Основные средства связи между предложениями в тексте.
    Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте
    Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь предложений в тексте
    Лексические средства связи предложений в тексте.
    Лексические средства связи предложений в тексте.
    Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей.
    Смысловые средства связи частей в текстах различных стилей.
    Изобразительно-выразительные средства в текстах различных стилей.
    Изобразительно-выразительные средства в текстах различных стилей.
    Использование различных средств связи при конструировании текстов разных стилей.
    Использование различных средств связи при конструировании текстов разных стилей.
    Самостоятельное конструирование текстов разных стилей.
    Самостоятельное конструирование текстов разных стилей.
    Самостоятельное конструирование текстов разных стилей.
    Анализ самостоятельно составленных текстов.
    Анализ самостоятельно составленных текстов.

Литература для учителя и учащихся

  1. Н.А.Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А.Гурдаева. Русский язык. “Заговори, чтобы я тебя увидел”. Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
  2. Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону.Легион. 2013.
  3. “Пути анализа литературного произведения” М. Просвещение. 1985.
  4. Н.М. Шанский “Лингвистический анализ художественного текста” Л. 1990.
  5. Н.М. Шанский “Художественный текст под лингвинистическим микроскопом” Л. 1986.
  6. Э.А. Вартаньян “Путешествие в слово” М. Просвещение 1987.