Цели:
- Учить детей передавать в рисунке картину зимней природы.
- Познакомить с новым художественным приемом - “набрызгом”.
- Закрепить умение рисовать разные деревья, располагать на листе в ряд несколько деревьев.
- Закреплять навыки рисования гуашью.
- Развивать эстетическое восприятие, творческую активность; отзывчивость на поэтический образ.
- Вызвать у детей интерес к такому зимнему явлению, как снежная метель (вьюга).
Оборудование:
- Иллюстрации из детских книг с изображением снежной метели (вьюги, пурги).
- Детские рисунки с изображением разных деревьев.
- Стихи русских поэтов.
- Гуашь (зеленая, черная, коричневая, белая, желтая), кисти, салфетки.
- Листы бумаги синего, фиолетового, сиреневого цвета.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Беседа о красоте зимней природы.
Какое время года у нас в гостях? Отгадайте:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом
Шьет пуховые перины
Разукрасила ветрины. (Зима)
- Какие месяцы считаются зимними?
- Какой месяц год кончает - зиму начинает, (декабрь)
- Году начало, зиме середина? (январь)
- Какой месяц зиму замыкает, весне дорогу показывает?
Любит народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинным зимним вечером под завывание метели в старину сказки слушали, стихи читали и песни пели. А сколько о зиме придумано загадок? И их у зимы множество. Загадает их нам кто? Снегурочка.
Загадки.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту... (снег).
Жил я посреди двора,
Где играет детвора
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей, (снеговик)
Что вверх корнем растет? (сосулька)
За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет, (холодильник)Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают, (снежинки).
Много песен, зимних пейзажей написано о зиме.
б) Видеоклип “Снежные просторы”.
в) Лирические картины русской зимы.
Многие поэты запечатлили лирические картины зимней природы в своих стихах.
С.Есенин “Пороша”.
Мороз, как хозяин по лесу шагает,
Он вьюги и холод принес.
Не зря воеводой его называет
Некрасов в поэме “Мороз - Красный нос”.
Вечер. Вьюга злится, воет,
Няня приумолкла у окна.
Спой, старушка что-нибудь родное,
Пушкину сегодня не до сна.
Выставка книг о зиме. Рекомендация читать.
3. Сообщение темы урока.
Ребята, а какая сегодня погода за окном? (Ответы детей.)
Зимой она бывает самой разной - солнечной, морозной, пасмурной. Иногда, особенно феврале (в народе его называют вьюжным), задует сильный ветер, подымет земли снег и закружит вихрем снежные крупинки - это метель, буря разгулялась.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. Пушкин
Зашумела, разгулялась
В поле непогода.
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога;
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялася пыль да вьюга –
Не видать и следу.
И. Никитин
Приметы февраля.
Посмотрите, как художники нарисовали это природное явление. (Педагог демонстрирует иллюстрации художников-графиков.) В такую погоду лучше не выходить на улицу.
4. Объяснение учебного задания. Выбор сюжета, пейзажной композиции.
Мы нарисуем сегодня с вами снежную метель в лесу. Начнем рисовать лес. Из каких деталей состоит дерево? (Ответы детей). Правильно, из ствола и веток. У лиственных деревьев ветви тянутся вверх, а у елочки - вниз. Покажите движением рук в воздухе эти направления.
В лесу растут разные деревья. Посмотрите на ваши более ранние рисунки. Вот мощный и старый дуб, маленькая елочка, а вот тонкая осина. Какие из них вы нарисуете? Начните работу с прорисовки ствола, затем линий ветвей, которые от сильного ветра будут наклонены вниз. Белой краской нарисуйте снег на земле и на ветвях. Может у вас над лесом будет месяц светить или луна?
5. Самостоятельная работа детей. Педагог оказывает индивидуальную помощь советом.
А теперь наша задача - изобразить поднявщуюся снежную метель. Посмотрите, как можно нарисовать ее, используя прием “набрызга”. Возьмем белую краску на щетинную кисть, слегка опустим ее в воду, чтобы краска стала жидкой. Правой рукой держим кисть над работой, а левой ладошкой бьем по кисточке. Таким образом, на лист падает множество мелких капелек, которые и будут напоминать снежную метель.
Самостоятельная работа детей. Педагог оказывает индивидуальную помощь. В конце занятия работы выкладываются для просмотра и анализа. Отмечаются самые выразительные работы.
6. Коллективный анализ работ. Выставка.
7. Итог урока. Оценивание детей.
И в классе от ваших работ тоже закружилась метелица
Как пошла, пошла метелица мести!
Заметает все дороги, все пути!
Сыплет снегом на озябшие поля,
Согревается замерзшая земля.
Ты пляши, пляши, метелица пляши,
Урожаи нынче будут хороши.