Цель: формирование представлений о жанрах искусства в религиозных традициях мира.
Задачи:
- формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- воспитывать толерантное отношение обучающихся к ценностям культурных традиций религий мира.
Средства обучения: учебник, презентация, рисунки детей, заготовки для практической работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к изучению темы.
Мы продолжаем тему, начатую на прошлом уроке, “Искусство в религиях мира”.
На прошлом уроке мы с вами построили храм по имени Искусство. Давайте вспомним, что в этом храме является фундаментом (священные книги), стенами (украшения), крышей (нравственные ценности).
Вы познакомились с высказыванием философа Эррио о культуре. Прочитайте его высказывание. (“Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто”.)
А теперь прочитайте второе высказывание (“В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу”).
Как вы понимаете это высказывание. (Страна многонациональная и в ней соседствуют разные религии) какие (христианство, иудаизм, ислам, буддизм).
Верно. Мы убедились, что храмы разных религий не машают друг другу, побывав на экскурсии, мы посмотрели православный храм, католический костёл, мусульманскую мечеть.
К предыдущему уроку вы рисовали различные храмы. Здесь мы видим и православные храмы, мечеть, буддийский храм.
На этом уроке мы подробнее познакомимся с искусством в религиях мира.
III. Продолжение темы.
При входе в храм или в молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. В большинстве случаев предметы искусства, находящиеся здесь, связаны с учением той религии, в храме которой мы находимся. Искусству часто придается особый религиозный смысл.
Презентация. Слайд 2.
Христиан встречает собор, в который они ходят помолиться.
Успенский собор во Владимире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храм Владимирской епархии; также государственный музей. В нем венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. В 1992 г. Успенский собор был включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 3.
В Новокузнецке находится Спасо-Преображенский собор. Построен в XIX веке.
Приход святого Архистратига Михаила образован в 1942 г.
Слайд 4.
Не последнюю роль играла и внутренняя роспись храмов. Она символизировала “земной” и “небесный” миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужение и обряды – в честь христианских праздников и “святых”, по случаю крестин, бракосочетания и похорон. Торжественная обстановка в храме резко отличалось от повседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верующих.
Слайд 5. Внутреннее убранство храма.
Мы помним, что в основе христианства лежит уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Коль скоро Христос жил среди людей, о нем можно не только написать в книге, но и его можно и изобразить. Очень скоро среди христиан получили распространение изображения Христа, его матери Марии и святых. Эти изображения стали называть иконами (от греческого слова “образ”, “изображение”). Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей православного искусства. Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной. В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.
Икона “Троица” стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. Икону “Троица” А.Рублева называют “светом иного мира”. Тайна ее считается нераскрытой до конца.
Слайд 6.
Эта икона “Рождество Христово” передана Троице-Петровским собором Русскому музею в Петербурге.
Слайд 7.
Мечеть – священное сооружение исламской культуры.
Мечеть Кул Шариф – главная соборная мечеть республики Татарстан и Казани.
Голубая мечеть или мечеть султана Ахмета, была построена с одной целью-превзойти прославленный памятник христианской архитектуры собор Святой Софии.
Слайд 8.
Ислам запрещает изображение людей и животных из опасения идолопоклонства. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану. Поэтому среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии. Оно берет свои истоки в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатленные на бумаге или ином носителе, конечно же, должны были быть и внешне прекрасны. Впрочем, несмотря на запрет изображения, иногда каллиграфы так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божье Слово.
Слайд 9.
В условиях ограничения изображений особенно востребованным оказалось декоративное и орнаментальное искусство. А именно искусство арабески, орнамента, для которого характерна стилизация животных и растительных форм, бесконечный повтор перекликающихся друг с другом геометрических фигур. Как правило, очень богато декорированы многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.
Слайд 10.
Центр иудейской религиозной жизни – это синагога.
Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и имеет огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат – “малое святилище”. Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.
Старонова синагога в Праге, “Новая синагога” в Берлине 1270 г. Старейшая действующая синагога в мире.
Слайд 11.
Большая Хоральная синагога Московская Хоральная синагога в Санкт-Петербурге.
Слайд 12.
Здесь вы видите внутреннее убранство синагоги. Здесь обязательно стоят шкафы, где хранятся священные книги и свиток Торы, возвышение для чтения Торы, каменная или бронзовая доска с десятью заповедями, которые Бог когда-то передал Моисею.
Слайд 13.
Главная святыня, хранящаяся в любой синагоге – это свиток Торы. На стержни, которые держат свиток одевается корона Торы в знак того, что именно Писание – владыка народа. Вместе или вместо короны на стержни иногда одеваются роскошные навершия, символизирующие плоды райского дерева. Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом. В качестве закладки, помогающий сразу найти необходимое для чтения место, служит торашилд – щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используются специальные указки – яды.
Слайд 14.
Синагогу украшают светильниками. В синагоге стоит семисвечник, напоминающй о семисвечнике Иерусалимского Храма.
Слайд 15.
Дома изделия ритуального серебра сопровождают важнейшие праздники. Для встречи субботы необходимы субботние подсвечники и кидушный бокал.
Еврейский дом можно сразу отличить по мезузе, прикрепленной к дверному косяку.
Мезуза содержит два отрывка из Пятикнижия. Первый из них включает молитву "Шема", исповедание веры.
Слайд 16.
Просветление – единственный способ избавиться от страданий. (Будда Гаутама.)
Это буддийский храм Змей – таинственный буддийский храм, под сводами которого уже в течение полутора столетий обитают священные кобры.
Пагода Шведагон – 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма. Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырех Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Гаутамы.
Слайд 17.
Тион-ин – главный храм японской буддийской школы Дзёдо-сю (Школы Чистой Земли).
Слайд 18.
Священное сооружение в буддизме, состоит из пяти частей: основания, лестницы, купола, шпиля и навершия. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Когда ступа рассматривается как символ Вселенной, то соответствие с пятью первоэлементами: основание с землёй; лестница – с водой; купол – с огнём; шпиль – с ветром (воздухом); навершие – с пространством.
Когда ступа символизирует просветленный ум Будды, тогда соответствие: основание – омрачения ума; лестница и купол – начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль – состояние бодхисаттвы; навершие – состояние Будды.
В ступы помещают мощи буддийских святых, предметы, которыми они пользовались, священные тексты.
Слайд 19.
В буддийском изобразительном искусстве занимают скульптуры изображающие Будду. Он изображается тремя способами:
– в образе Учителя сидящим с приподнятой правой рукой,
– торжествующим – сидящим с опущенными руками,
– “спящим” – лежащая фигура Будды, уходящего в нирвану.
Слайд 20.
Слайд 21.
Скульптура стоящего Будды находится в национальном музее в Токио.
Будда в греко-буддийском стиле I–II вв.
Слайд 22.
Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство. В Японии до сих пор существуют “сады камней”, которые делались для того, чтобы создать благоприятные условия для духовных упражнений буддийских монахов.
Слайд 23.
Кроме того, в японском буддизме появилась особая чайная церемония. Поскольку для буддийских монахов чай был особым напитком, то его пили во время медитаций и подносили Будде.
Современная чайная церемония насчитывает в своей истории более 3000 лет. Если для европейцев это скорее красивый экзотический обычай, то для японцев и китайцев она представляет собой канонизированный философско-религиозный ритуал, имеющий глубокий смысл и требующий специальных знаний и подготовки.
IV. Закрепление.
Викторина.
V. Практическая работа.
Сейчас мы с вами попробуем себя в искусстве религий мира, но прежде давайте повторим, что характерно каждой религии.
В исламе – иерогрифы, арабеска.
В христианстве – иконы, изображение звезды, возвестившей о рождении Христа, чаша для причастия, голубь – дух святой.
В буддизме – изображение мандалы в переводе “круг”. Символический вид буддийской вселенной.
В иудаизме – подсвечники, бокал.
В любой религии упоминается ангелы, но не каждая религия изображает их. Давайте мы с вами сделаем ангелов.
Домашнее задание. С. 34–37.
Литература
- http://i024.radikal.ru/1106/b8/69fc62526d73.jpg
- http://s07.radikal.ru/i180/1106/2b/eb69e12d9035.png
- http://s07.radikal.ru/i180/1106/2b/eb69e12d9035.png
- http://s51.radikal.ru/i133/1106/86/e80c182e4576.jpg
- Прокул И. Принципы культуросообразности в преподавании религиоведческих дисциплин //Духовно-нравственное воспитание. № 6. – 2009. – С.40–47.
- Учебник по курсу ОРКСЭ “Основы мировых религиозных культур”. 4–5 кл. – М.: Просвещение, 2010 г.
- Электронное приложение к учебному пособию “Основы религиозных культур и светской этики”. Модуль “Основы мировых религиозных культур”. 4–5 кл. – М.: Просвещение, 2010 г.