Урок математики по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

образовательные - актуализировать понятие “зависимость” между величинами;

развивающие: 

- через решение задач, постановку дополнительных вопросов и заданий развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся;

- самостоятельность;

- навыки самооценки;

воспитательные - воспитывать интерес к математике как к части общечеловеческой культуры.

Оборудование: ТСО необходимые для презентации: компьютер и проектор, листочки для записи ответов, карточки для проведения этапа рефлексии (по три каждому), указка.

Тип урока: урок применения знаний.

Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель читает: (Слайд №2). Презентация

Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Сможешь по морю ты плавать,
Сможешь в космосе летать.
Дом построить людям сможешь:
Будет он сто лет стоять.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук.
Все доказывать пытайся,
Но не покладая рук.

II. Проверка изученного материала.

Закончите фразу: (Слайд 3).

(Дети сначала выполняют задание самостоятельно, записывая на листочках только буквы, соответствующие правильному ответу. Затем поднимают руку. После этого учитель вслух читает вопрос, а уч-ся отвечают).

  1. Прямой пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой…
  2. Обратной пропорциональной зависимостью называется такая зависимость величин, при которой…
  3. Чтобы найти неизвестный крайний член пропорции …
  4. Средний член пропорции равен …
  5. Пропорция верна, если…

С) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая уменьшается во столько же раз.

Х) …произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции.

А) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается на столько же.

П) …нужно произведение средних членов пропорции разделить на известный крайний член.

У) …при увеличении одной величины в несколько раз, другая увеличивается во столько же раз.

Е) …отношению произведения крайних членов к известному среднему.

Ответ: Успех. (Слайд 6)

III. Устный счёт: (Слайды 6-7)

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Задание: Найди неизвестный член пропорции:

Ответы:

1) 39; 24; 3; 24; 21.

2)10; 3; 13.

IV. Сообщение темы урока. Слайд №8

(Обеспечивает мотивацию учения школьников.)

- Тема нашего урока “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”.

- На предыдущих уроках мы рассматривали прямую и обратную пропорциональную зависимость величин. Сегодня на уроке мы будем решать разные задачи с помощью пропорции, устанавливая вид связи между данными. Повторим основное свойство пропорций. А следующий урок, завершающий по данной теме, т.е. урок – контрольная работа.

V. Этап обобщения и систематизации знаний.

1) Задание 1.

Составить пропорции для решения задач: (Работают в тетрадях)

а) Велосипедист за 3 ч проезжает 75 км. За сколько времени проедет велосипедист 125 км с той же скоростью?

б) 8 одинаковых труб заполняют бассейн за 25 минуты. За сколько минут заполнят бассейн 10 таких труб?

в) Бригада из 8 рабочих выполняет задание за 15 дней. Сколько рабочих сможет выполнить это задание за 10 дней, работая с той же производительностью?

г) Из 5,6 кг помидоров получают 2 л томатного соуса. Сколько литров соуса можно получить из 54 кг помидоров?

Проверить ответы. (Слайд №10)

(Самооценка: поставить + или – карандашом в тетради; проанализировать ошибки)

Ответы:

а) 3:х=75:125

б) 8 :10= Х :2 5

в) 8 : х=10 : 15

г) 5,6 :54=2 : Х

Решите задачу:

№788 (стр. 130, учебник Виленкина)

(После разбора самостоятельно)

Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% вех посаженных лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип?

- Прочитайте задачу.

- О каких двух величинах говорится в задаче? (Околичестве лип и их процентах)

- Какая зависимость между этими величинами? (Прямо пропорциональная)

- Составьте краткую запись, пропорцию и решите задачу.

Решение:

Ответ: 60 лип посадили.

Решите задачу: (Cлайд №11-12)

(После разбора решить самостоятельно; взаимопроверка, затем решение отображается на экране Слайд № 23)

Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6 т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5 т?

Решение:

Составим пропорцию:

; ; дней

Ответ: 216 дней.

№ 793 (стр. 131)

(После разбора самостоятельно; самоконтроль)

(Слайд №13)

В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5 т железа?

Решение: (Слайд №14)

; ;

Ответ: 31,5 кг примесей.

Итак, сформулируем алгоритм решения задач с помощью пропорций.

Алгоритм решения задач на прямую
и обратную пропорциональные зависимости

  1. Неизвестное число обозначается буквой х.
  2. Условие записывается в виде таблицы.
  3. Устанавливается вид зависимости между величинами.
  4. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.
  5. Записывается пропорция.
  6. Находится её неизвестный член.

Повторение изученного материала

№763 (и) (стр. 125) (с комментированием у доски)

Ответ: 0,1.

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

(Слайд №17-19)

Самостоятельная работа (10–15 мин.)

(Взаимопроверка: по готовым слайдам учащиеся друг у друга проверяют самостоятельную работу, выставляя при этом + или -. Учитель в конце урока собирает тетради для просмотра).

Решите задачи, составляя пропорции.

№1. На путь от одного поселка до другого со скоростью 12,5 км/ч велосипедист затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч?

Решение:

Составим пропорцию:

; ; км/ч

Ответ: 17,5 км/ч

№2. Из 5 кг свежих слив получается 1,5 кг чернослив. Сколько чернослива получится их 17,5 кг свежих слив?

Решение:

Составим пропорцию:

; ; кг

Ответ: 5,25 кг

№3. Автомобиль проехал 500 км, истратив 35 л бензина. Сколько литров бензина потребуется, чтобы проехать 420 км?

Решение:

Составим пропорцию:

; ; л

Ответ: 29,4 л.

№4. За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 ч?

Ответ: Ответа не существует т.к. эти величины ни прямо пропорциональны, ни обратно пропорциональны.

№5. Шесть маляров могут выполнить некоторую работу за 18 дней. Сколько еще маляров надо пригласить, чтобы работа была выполнена за 12 дней?

Решение:

Составим пропорцию:

; ; маляров выполнят работу за 12 дней.

1) 9-6=3 маляра нужно ещё пригласить.

Ответ: 3 маляра.

Дополнительная. (Слайд №33)

№6. Горнорудному предприятию требуется закупить на определённую сумму денег 5 новых машин по цене 12 тыс. руб. за одну. Сколько таких машин сможет купить предприятие, если цена за одну машину станет 15 тыс. рублей?

Решение:

)

Составим пропорцию:

; ; машины.

Ответ: 4 машины.

VI. Этап подведения итогов урока

- Что мы узнали на уроке? (Понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости двух величин)

- Приведите примеры прямо пропорциональных величин.

- Приведите примеры обратно пропорциональных величин.

- Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.

VII. Задание на дом. (Слайд 21)

№ 812, 816, 818.

Спасибо за урок. Слайд №22