Тип урока: объяснение нового материала, урок-открытие.
Цели урока:
- Познакомить детей со словами – междометиями, к которым нельзя задать вопрос, определить их роль в речи.
- Актуализировать у детей представление об эмоциях.
- Способствовать открытому проявлению эмоций социально – приемлемыми способами.
- Способствовать закреплению у детей навыков использования междометий в своей речи для выражения чувств.
Методы: наглядный и словесный.
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: пиктограммы “Радость”, “Грусть”, “Страх”, “Удивление”, “Гнев”; карточки с изображениями облаков с разным настроением; ИКТ, аудиокассета с записью песни “Облака”; видеокассета с записью отрывка мультфильма “Ах! и Ох!”; шаблоны облачков; плакат к упражнению составь предложение; большие и маленькие снежинки, магнитная доска, орфографические словарики, алгоритм, карточки для индивидуальной работы учащихся.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
Учитель:
– Сегодня у нас необычный урок, мы проведём его вместе с психологом. На этом уроке нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие, мы познакомимся с новыми словами, поговорим о наших чувствах.
Вспомните, какое сегодня число? А какое сейчас время года? (Конец зимы).
Я приготовила для вас загадку:
– Белые пушистые
На ладошку детскую ложатся
И куда-то сразу исчезают,
Потому что тают.. тают.. тают..
Вот и сегодня на уроке появятся снежинки. Они упадут в ладошки тому, кто активно будет работать на уроке.
И у кого будет много маленьких снежинок, тот в конце урока получит большую снежинку и подарит её зиме.
Если у нас будет много больших снежинок, то и зима будет снежная.
II. Психолог:
– Чувства являются особой частью нас, частью, которая помогает понять себя и других людей. Некоторые чувства, такие как любовь, радость вызывают в нас ощущение тепла и защищённости. Другие чувства, такие как гнев, страх, горе заставляют нас испытывать холод и беззащитность.
Для нас очень важно научиться распознавать в себе эти чувства, признать их и понять, о чём они говорят нам. Важно также научиться понимать, что чувствуют другие и уметь поделиться своими чувствами.
Я предлагаю вам посмотреть на картинки (демонстрируются пиктограммы “Радость”, “Грусть”, “Страх”, “Удивление”, “Гнев”).
Вам нужно внимательно рассмотреть пиктограммы и определить, какое настроение на них изображено.
А сейчас мы отправимся в удивительное путешествие и покатаемся на облаках. Седлайте облака – лошадки и полетели (имитация езды на лошадке).
(Психолог раздаёт детям шаблоны облачков).
Звучит аудиозапись:
Мимо белого облака луны,
Мимо красного облака заката
Облака из неведомой страны
Всё плывут и опять бегут куда-то.
Облака, белокрылые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки,
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака.
Внимание! Приземляйтесь! Понравилось вам, ребята, кататься на облаках? Что вы чувствовали при этом? (Радость!)
Мы приземлились в изумительной стране Трямляндии. Жители этой страны любят общаться без слов, с помощью мимики, жестов. Попробуем? Я буду читать стихотворения, а вы будете изображать.
III. Физминутка.
Трям! Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись
Побежали быстро в ванну,
Зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой.
Вымыли свою посуду.
Чисто вытерли повсюду.
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее всё узнать
(Е. Алябьева)
IV. Знакомство со словами междометиями.
Учитель:
– А сейчас мы с вами понаблюдаем за новыми словами. Посмотрите фрагмент сказки: “Ах! и Ох!” и отметьте, какими словами герои выражают свои чувства. (Демонстрация отрывка из мультфильма “Ах! и Ох!”).
– Назовите слова, которые помогли героям выразить свои чувства.
Какие чувства выразили эти слова?
V. Работа с текстом на экране.
Послушайте текст (дети слушают текст и видят его на экране).
Найдите слова, которые выражают, какие либо чувства.
Какие это чувства? Как надо прочитать эти предложения?
Обратите внимание на знаки. (Демонстрация текста на экране).
– Ах, как хорошо!
– Ох, и устал я сегодня!
– Ух, как страшно! Слайд 1.
VI. Закрепление материала.
Составьте предложения по схемам. (На доске плакат со схемами).
Ой, ________!
Ах, ________ ________ ________!
Ха – ха! /_______ ________ ________.
Ох, ________ ________ ________ ________...
Эх, ________ ________ ________!
Ух! /_______ ________! Слайд 2.
(Запись предложений в тетрадь).
– Какие чувства вы выразили в этих предложениях?
– Как вы думаете, для чего нужны в нашей речи слова: Ой, Ах, Эх, Ух?
– Вывод: с помощью этих слов можно выразить чувства, эти слова делают речь эмоциональней и богаче.
– Запомните, что можно выразить этими словами:
Ой – страх
Ох – усталость
Ах – восторг
Эх – радость
Ха – ха – насмешка
Ух – радость, удивление.
– Прочитайте слова: по, ясному, эх, неслись, облака, ух, небу, ох, редкие.. Слайд 3.
– Какие из этих слов отвечают на вопросы: Кто? Что? Какой? Что делали?.
– Запишите эти слова в три группы.
– Прочитайте эти группы и задайте им вопрос.
– Какие слова вы не выписали?
– Попробуйте к этим словам задать вопрос.
– Правильно, к этим словам нельзя задать вопрос.
– Эти слова называют междометиями. Слайд 4.
– Вы можете не запомнить это название, но должны знать, что такие слова есть в русском языки, что они выражают разные чувства и использовать их в своей речи. Слайд 5.
VII. Психолог:
– Для того чтобы запомнить, когда можно использовать эти слова в своей речи и какие чувства можем выразить с помощью этих слов, я предлагаю вам прослушать следующее стихотворение. (Во время чтения демонстрируются карточки с изображением облаков с разными настроениями).
(Чтение детьми стихотворения.)
1-й ученик:
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго в всматривался в высь,
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
2-й ученик:
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
– Ах! Какой же ты смешной!
(Демонстрируется весёлое облачко).
3-й ученик:
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями дождинками
Расплакалось оно
Эх! Стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
(Демонстрируется грустное облако).
4-й ученик:
И вдруг по небу грозному
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я друзья.
(Демонстрируется сердитое облачко).
5-й ученик:
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.
(Демонстрируется удивлённое облачко).
6-й ученик:
– Ой, кто там, в гладе озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький
Летит, летит со мной?
Так очень много я играл,
И вот хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
(Н. Екимова).
– А теперь пусть каждый из вас нарисует на облачке своё настроение.
VIII. Подведение итогов.
Учитель:
– Что нового и интересного вы узнали на уроке.
– А теперь подсчитайте, сколько снежинок вы получили. И приклейте свои снежинки на доску. (Музыкальное сопровождение).
– Молодцы дети. Сегодня у нас просто снегопад.
– Ах, как весело!
– Ой, как красиво!
– Эх, как здорово!
Презентация №2. Релаксация. На экране появляются фото животных с различными эмоциями под музыку Поля Мориа «В мире животных».
Список использованной литературы.
- Я.Ш. Гараева – Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Т.Г. Рамзаевой и А.В. Поляковой, г. Москва, «ВАКО», 2009.
- Т.Г. Рамзаева – Русский язык, 4 класс в 4 частях, «Дрофа», ОАО «Московские учебники», г. Москва, 2009.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 4 класс, МИОО, издательство «Интеллект центр», г. Москва, 2010.
- О.Д. Ушакова, Орфографический словарик школьника «Пиши без ошибок», «Литера», г. Санкт-Петербург, 2010.
- Рабочая тетрадь 2 части к учебнику Т.Г. Рамзаевой. Автор Е.В. Курникова «Русский язык», издательство «Экзамен», 2012.