Разработка листов рабочей тетради

Разделы: Технология


Разработка листов рабочей тетради обеспечивает пооперационное формирование мыслительной деятельности. После объяснения нового материала, идет закрепление нового материала - работа с рабочей тетрадью, где учащиеся поэтапно воспроизводят изложенный материал, то есть преподаватель управляет течением и формированием мыслительной деятельности учащихся, и имеет полученный результат.

В рабочей тетради разработаны специальные типы заданий-упражнений. Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена.

В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся при формировании понятий, применяются:

• основные определения;

• построение схем, дополнение определенных элементов;

• заполнение таблиц;

• определение параметров и т.д.

Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки листов рабочей тетради. В определениях основных документов пропущены ключевые слова в виде многоточия (......), т.е. названия изучаемых понятий.

Для вычерчивания схем в листе рабочей тетради задается основа построения, т.е. вычерчены в готовом виде элементы. Учащиеся должны достроить схему и изобразить связь между определенными элементами, так же по определенному алгоритму заполняют "окошечки" в схемах. В готовом виде даются таблицы, где есть необходимость последовательного заполнения, внесение информации поясняющего характера.

В рабочей тетради есть такие задания, где необходимо расставить соответствующие параметры. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание заданий или проблемные вопросы.

Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, задают ориентировочную основу деятельности, построение схем, определение связей между элементами, формируют исполнительские действия. И, наконец, решение заданий, формулировка выводного знания определяет уровень сформированное знаний и умений учащихся.

В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи.

Образовательные задачи рабочей тетради:

  • усвоение технических понятий;
  • приобретение практических умений и навыков;
  • формирование у учащихся умений и навыков;
  • самоконтроля;
  • развитие мышления у учащихся;
  • контроль хода обучения.

Функции рабочей тетради в учебном процессе

Обучающая предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.

Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивому вниманию на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.

Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.

Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля. При систематическом заполнении листов рабочей тетради.

Рациональнальная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. Работая с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.

Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использования для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.

Система листов рабочей тетради

1. Обучающие листы рабочей тетради по “Технологии отделочных работ”

Тема: “Виды и последовательность выполнения строительных работ”. (Приложение 1)

Тема: “Назначение и виды штукатурных работ”. (Приложение 2)

Тема: “Работа на высоте”. (Приложение 3)

Тема: “Отделка оконных проемов”. (Приложение 4)

2. Контролирующие листы рабочей тетради пор “Технологии отделочных работ”

Тема: “Классификация зданий, их основные части”. (Приложение 5)

Тема: “Инструменты для отделочных работ”. (Приложение 6)

Тема: “Работа на высоте”. (Приложение 7)

Тема: “Классификация строительных растворов”. (Приложение 8)

Тема: “Отделка оконных проемов”. (Приложение 9)

Библиографический список

  1. Журавлев И.П., Лапшин П.А. Штукатур. Р-н-Д Феникс, 2003. 367 с.
  2. Завражин Н.Н. Отделочные работы. М: Академия, 2006. 317 с.
  3. Куликов О.Н., Ролин Е.И. Охрана труда в строительстве. М: Академия, 2006. 279 с.
  4. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. 523 с.
  5. Лебедева Л.М. Справочник штукатура. М: Академия, 1998. 203 с.
  6. Мороз Л.Н., Лапшин П.А. Штукатур. Р-н-Д Феникс, 2006. 278 с.
  7. Петрова И.В. Общая технология отделочных работ. М: Академия, 2006. 184 с.
  8. Сериков Л.В. Штукатур-маляр. Р-н-Д, Феникс, 2008. 248 с.
  9. Шепелев А. М. Штукатурные работы. М.: Высш. шк., 1987. 316 с.
  10. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. М: Академия, 2007. 156 с.