Тема урока "Звук и буква Щ. Дифференциация [ш-щ] в слогах"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • закрепить правильное произношение звука [щ] в слогах, словах и предложениях;
  • уточнить правильную характеристику звука [щ];
  • закрепить навык дифференциации звуков [ш - щ] в слогах;
  • развитие орфографической зоркости
  • учить согласовывать числительные с существительными;
  • активизировать словарь детей;
  • учить работать с текстом;
  • развивать умение давать полные ответы на вопросы;
  • развитие внимания, памяти, воображения;
  • воспитывать положительное отношение к занятиям.

Оборудование: зелёные и красные флажки, картинный материал.

Ход занятия

I. Оргмомент

Логопед: Здравствуйте ребята! У нас с вами сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте на них посмотрим, улыбнемся им, чтобы потом нам больше не отвлекаться. А теперь, внимательно послушайте чистоговорку, которую я произнесу и ответьте на мой вопрос:

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.

Логопед: Ребята, какой звук чаще других вы слышите?

Логопед: Правильно, это звук [щ]. Сегодня мы с вами будем учиться, правильно произносить этот звук, не путать его с другими звуками.

II. Основная часть

Характеристика звука

Логопед: Ребята, а сейчас давайте с вами вспомним характеристику этого звука (дети дают характеристику, звук Щ – согласный, всегда мягкий, глухой).

Развитие орфографической зоркости

Логопед: Ребята, звук [щ], на письме обозначается буквой Щ. Возьмите карточки с буквами и обведите там все буквы Щ.

Упражнение “Посчитай”

Логопед: Ребята, каких вы знаете рыб? Давайте с вами посчитаем щук и лещей с числами от 1 до 6. Считать будем так: один лещ, два леща…

Упражнение “Вставь пропущенную букву”

Логопед: Ребята, посмотрите в словах пропущена буква, как вы думаете какая?

Пла…, …ётка, …енок, …ёлка, …епка, тре…ина, ле…, …ука.

Логопед: Правильно, это буква Щ. Вставьте её в слова, а затем перепишите эти слова в тетрадь

Психогимнастика

Логопед: Ребята, вы наверно устали, я вам предлагаю поиграть в такую игру: кто лучше изобразит мимикой, то задание, которое я придумаю.

Итак:

- ты стал кислый, как лимон;

- ты превратился в хитрую лисичку;

- ты стал колючим и сердитым ёжиком;

- ты стал хмурым как тучка, как тучка в дождливый день;

- а теперь ты превратился в ласковое летнее солнышко.

Игра “Бывает – не бывает”

Логопед: Сейчас мы будем играть в игру, для которой нам понадобятся флажки. Я буду читать предложения, а вы внимательно слушайте и поднимайте зеленый флажок, если такое бывает и красный если такого не бывает.

Повар варит леща.
Леща варит повар.
Повара варит лещ.
Лещ варит повара.
Поваром сварен лещ.
Повар сварен лещом.
Лещом сварен повар.

Упражнение “Закончи предложение по картинке”

Логопед: Ребята посмотрите на доску. Вам нужно соединить начало предложения и картинку, с помощью которой ее можно закончить.

Я тащу из реки ЩУКУ.

Папа купил на рынке ОВОЩИ.

Мама готовит щи из ЩАВЕЛЯ.

Щёткой чищу я ЩЕНКА.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Работа со слоговой таблицей

Логопед: А теперь давайте прочитаем слоги, записанные на доске

Ша – ща Щу – шу Ша – ща Щу – шу
Що – шо Ящ – аш Шо – ще Ющ – юш
Аш - ящ Ещ - еш Ши - ищ Ещ – еш

Логопед: Ребята, какие согласные звуки встречались вам при чтении этих слогов? А какие гласные? А какое мы знаем правило – чу-щу пиши с буквой..?

Работа с рассказом.

Логопед: Ребята, возьмите карточку 3. Давайте с вами прочитаем рассказ, заменяя картинки словами.

Вчера Тане подарили щенка. Она посадила его в ящик. Всё утро щенок спал в ящике. Потом он проснулся и вылез из ящика. Стащил с полки щетку и поиграл с ней. Потом щенку стало скучно. Он выбежал во двор и на грядке с овощами встретил ящерицу. Щенок бросился за ней, но проворная ящерица убежала в заросли щавеля. Щенок жалобно запищал. Таня услышала, что щенок пищит, вышла во двор и унесла его домой.

Логопед: А теперь давайте с вами попытаемся ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Как можно назвать этот рассказ?
  2. Кого вчера подарили Тане?
  3. Куда Таня посадила щенка?
  4. Что делал щенок утром?
  5. Кого щенок встретил во дворе?
  6. Куда от щенка убежала ящерица?
  7. Почему Таня унесла щенка домой?

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, с каким звуком мы сегодня работали? Что вам понравилось больше всего? Что было самое интересное? Что было самое трудное?

Логопед: Молодцы! Идите отдыхать!

Использованная литература:

1. Комарова Л.А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. Гном и Д., 2009.