Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Есть вехи в истории нашей страны, которые становятся все приметнее, чем дальше относит нас время от событий. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, когда “Россия впервые видела революционное движении е против царизма”, - одна из таких вех. Бескорыстие этих людей, имевших все и потерявших все ради перемен в Отечестве своем, их отвага и благородство в дни жесточайших испытаний, убежденность и верность цели рисует воображению нашему людей прекрасных и достойных, вызывает в сердце гордость за землю, которая их родила.

Данный урок является заключительным по теме “Общественное движение в России (первая четверть XIX века)” в 8 классе.

На уроке используется материал сверх учебной программы. Он несет большую эмоциональную нагрузку и состоит из 6 частей и заключения.

Цель: познакомить учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Задачи.

1. Используя исторические документы и дополнительную литературу, показать, как проходило следствие по делу государственных преступников (осужденных декабристов), каким был приговор, как проходила казнь пятерых декабристов.

2. Показать, что допросы, унижения, тюрьма, ссылка не сломили духа декабристов, их уверенности в правильности поставленной цели.

3. Дать характеристику отдельным декабристам.

4. Дать сведения о поиске могилы казненных декабристов.

5. Показать “подвиг бескорыстной любви” (подвиг жен декабристов).

6. Нравственное и патриотическое воспитание.

Участники мероприятия: учащиеся 8 класса.

Форма проведения мероприятия: рассказ учителя, возможны сообщения учащихся.

Продолжительность: 45 мин.

Материально-техническое оснащение: презентация “Судьба декабристов” (перевод слайдов по щелчку), мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (в целях экономии времени можно без проверки)

3. Новый материал.

Судебное следствие

Восстания декабристов в Петербурге на Сенатской площади и Черниговского полка на Украине были разгромлены. (Слайд 2. Презентация) Более 3000 человек – 500 офицеров и 2500 солдат были привлечены к следствию о тайных обществах, восстании на Сенатской площади и мятежу Черниговского полка. Не было значительного знатного дворянского семейства, которое так или иначе не было бы представлено в движении декабристов. Процесс проходил в строгой тайне и в быстрые сроки. (Слайд 3) Работу следственной комиссии направлял сам император. Он лично допрашивал некоторых декабристов (Приложение 1).

(Слайд 4) На время следствия декабристы были помещены в Петропавловскую крепость. Из записок Николая I генерал-адъютанту А.Я. Сукину – коменданту Петропавловской крепости: “Присылаемого Рылеева посадить в Александровский равелин, но не связывая рук; без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно приносить ежедневно.

Присылаемого при сем Кюхельбекера посадить в Александровский равелин под строжайший арест…

Оболенского посадить в Александровский равелин под строжайший арест, без всякого сообщения – не мешает усилить наблюдение, чтоб громких разговоров не было между арестантов буде по месту сие возможно….

…Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина, велеть заковать в ручные железа”. Месяц декабрь 1825 года.

“Присылаемого Якушкина заковать в ножные и ручные железа; поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея”. Месяц январь 1826 года. [2]

(Слайд 5) “Обвиняемые содержались в самом строгом заточении, в крепостных казематах и бесправном ожидании и страхе быть подвергнутыми пытке, если будут упорствовать в запирательстве. Многие из них слышали из уст самих членов следственной комиссии такие угрозы… Ночью внезапно отпиралась дверь каземата; на голову заключенного накидывали покрывало, ведя его по коридорам и по крепостным переходам в ярко освещенную залу присутствия. Тут по снятии с него покрывала члены комиссии делали ему вопросы на жизнь и смерть и, не давая времени образумиться, с грубостью требовали ответов мгновенных” - вспоминал декабрист Фонвизин М.А. [3].

Тюрьма мне в честь – не в укоризну,
За дело правое я в ней.
И мне ль стыдится сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну! К. Рылеев.

“С.- Петербургская (Петропавловская) крепость, напротив дворца царя, есть отвратительный памятник самодержавия, как фатальный знак, что они не могут существовать один без другого” (декабрист А.М. Муравьев).

Приговор

(Слайд 6) Наконец настало время каждому преступнику объявить его приговор. Для этого следовало или осужденных привозить из крепости в Верховный уголовный суд или суду отправиться в крепость. Последняя мера были признана более удобной. В доме коменданта Сукина была устроена зала заседания. Секретарь Сената, стоя у аналоя, называл по имени каждого преступника, потом читал о содеянном им преступлении и к чему он приговорен. Таким образом, вводились в залу заседания все преступники по разрядам.

(Слайд 7) “Полковник Пестель. Имел умысел на Цареубийство; изыскивал к тому средства, избирал и назначал лица к совершению оного; умышлял на истребление Императорской Фамилии… и возбуждал к тому других…

Подпоручик Рылеев …приготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить Манифест о разрушении Правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи…” [4]

Пять человек приговорены к четвертованию, 20 человек – к отсечению головы.

(Слайд 8) Боясь прослыть “дикарем” Николай I заменил четвертование повешением и ссылкой в Сибирь.

(Слайд 9) 13 июля 1826 года были казнены:

Рылеев Кондратий Федорович.

“Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев…” - цензор А.В. Никитенко [5].

(Слайд 10) Павел Иванович Пестель.

“Я узнал его коротко и могу сказать про него, что он был один из замечательных людей своего времени” - декабрист Н.И. Лорер [6].

(Слайд 11) Сергей Иванович Муравьев-Апостол.

“Храбрый, решительный, нетерпеливый, готовый на все для исполнения данного обещания” - член Следственной комиссии А.Д. Боровиков [7].

(Слайд 12) Михаил Павлович Бестужев-Рюмин.

“Решительный до безумия в своих действиях он не ставил никогда в расчет препятствий… шел всегда вперед без оглядки” - декабрист И.Д. Якушкин [8].

(Слайд 13) Петр Григорьевич Каховский.

“Я и в цепях буду вечно свободен” - писал он о себе [9].

Казнь

(Слайд 14). Они были казнены на кронверке Петропавловской крепости (Приложение № 2)

Могила казненных декабристов

(Слайд 16). Место казни пятерых декабристов известно. Там установлен памятник. А вот, где находится могила казненных доподлинно неизвестно и сейчас (Слайд 17) (Приложение № 3)

Сибирь

(Слайд 19) Свыше ста декабристов были сосланы в Сибирь на вечное поселение.

“В первой группе отправленной из Петербурга в конце июля 1826 года, были С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, В.Л. Давыдов, А.И. Якубович, Е.П. Оболенский, А.З. Муравьев, П.И. и А.И. Борисовы.

(Слайд 20) Они первыми прибыли на Нерченские заводы на Благодатский рудник. Здесь их заключили в тюрьму, помещавшуюся в старой казарме. Всех восьмерых заперли в темную, грязную камеру. Где они разместились на трехъярусных нарах, лишенные возможности двигаться из-за недостатка места. Сама тюрьма находилась у подножия горы, недра которой содержали серебряную и свинцовую руду. Там-то и работали каторжане.

(Слайд 21) Каждый должен был добыть по три пуда руды в день. Тяжелая работа, не менее тяжелые условия заключения, плохая пища, грубость тюремщиков – все это превращало жизнь узников в настоящий ад…

…Через год Нерченских заводов заключенные были переведены в (Слайд 22) Читу, где собрались все 82 декабриста, осужденные на каторжные работы… Небольшое деревянное здание тюрьмы с трудом вмещало заключенных.

(Слайд 23) “Наше отделение, - пишет М.А. Бестужев, - было самое маленькое, а в нем все-таки затискивались 8 человек… Я теперь припоминаю, что это был какой-то бестолковый сон, кошмар… Постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперед существ, споры. Прения, рассказы о заключении… одним словом, кипучий водоворот, клокочущий неумолимо и мечущий брызгами жизни”.

Если условия заключения были здесь не легче нерченских, то работа была менее тяжелой. Декабристы строили фундамент нового здания острога, рыли ров для частокола, подымали дорогу по главной улице, заваливали глубокий овраг. Когда же начинались сильные морозы, каторжане должны были молотить ржаную муку на ручных жерновах по норме, или, как тогда говорили, “на урок”, по два пуда в день…

… Работая или выходя на прогулку, читая, споря или просто беседуя, заключенные в течении трех лет постоянно носили на себе кандалы. Наконец, 1 августа 1829 года из Петербурга поступил приказ снять оковы.

А через год, в августе 1830 года, декабристы по указанию царя были переведены в еще более пустынную местность, находящуюся в шестистах верстах от Читы… в Петровск (Слайд 24). Здесь их ждала новая тюрьма, построенная по указанию царя без окон. Все помещение было разделено на небольшие комнаты, свет и воздух в которые могли проникать лишь из общего коридора. “В Чите нам было жутко, - пишет М.А. Бестужев, - мы жили там, как селедки в бочонке, но все-таки по-человечески. Здесь нас обрекали. Как скотов, жить в мрачных стойлах”.

(Слайд 25) Хлопоты родных в Петербурге привели к тому, что в каждой комнате было прорублено некое подобие окна, (Слайд 26) в которое проникало света ровно столько, чтобы можно было различить предметы. В этих полутемных казармах многие осужденные пробыли еще 10 лет” [15].

Жены декабристов

(Слайд 27) Осенью-зимой 1826-27 гг. в Сибирь поехали жены декабристов: Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева.

“…слава и краса вашего пола, слава страны вас произрастившей, слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудных, идеальных жен! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества. Твердости при вашей юности. Нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!” - писал декабрист А.П. Беляев” [16].

Героический подвиг русских женщин был не только подвигом любви – это был своеобразный бунт против заговора молчания, это была во многом сознательная акция против властей.

Тысячи таежных верст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда – ничто не остановило этих женщин. Казалось, преграды только усиливали их желание соединиться с мужьями, разделить с ними полную горечи чашу отчаяния (Слайды 28).

(Слайд 29)

Пред ним расступались, молчанье храня,
Рабочие люди и стража…
И вот он увидел, увидел меня!
И руки простер ко мне: “Маша!”
И стал, обессиленный словно, вдали…
Два ссыльных его поддержали.
По бледным щекам его слезы текли.
Простертые руки дрожали…
Душе моей милого голоса звук
Мгновенно послал обновленье,
Отраду, надежду, забвение мук.
Отцовской угрозы забвенье!
И с криком: “Иду!” я бежала бегом,
Рванув неожиданно руку,
По узкой доске над зияющим рвом,
Навстречу призывному звуку…[17]

Анненковы (Слайды 30 - 31) (Приложение 4).

Заключение

(Слайд 32) В 1840 году декабристов стали переводить на поселение. В разных небольших городах Сибири они прожили еще 16 лет, до смерти Николая I.

Однако не все дождались возвращения на родину. Многие погибли в тюрьмах, умерли на поселении.

Да! чаша житейская желчи полна;
Но выпил же эту я чашу до дна, -
И вот опьянелой, больной головою
Клонюсь и клонюсь к гробовому покою.
Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы – милой отчизны…

Вильгельм Кюхельбекер [19].

Источники

1. Марич М. Северное сияние: Исторический роман. – М., 1961., с. 335 - 336 (Из хрестоматии для учителя “История Отечества в литературе” стр. 54 - 55).

2. Декабристы и Сибирь стр. 62.

3. Там же, стр. 67.

4. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Пакет-комплект документов “История” стр. 72.

5. Декабристы и Сибирь стр. 19.

6. Там же, стр. 20.

7. Там же, стр. 21.

8. Там же, стр. 22.

9. Там же, стр. 23.

10. Там же, стр. 64.

11. Там же, стр. 65.

12. Марич М. Северное сияние: Исторический роман. – М., 1961., с. 425 – 427 (Из хрестоматии для учителя “История Отечества в литературе” стр. 55 - 57).

13. Андрей Чернов. Поминовение – Огонек (дата приблизительно 1988-92) – стр. 22-23.

14. Там же, стр. 25.

15. Антонов В.С. Книга для чтения по истории СССР XIX век. Пособие для учащихся средней школы. – М., 1989, с. 32 - 34.

16. Декабристы и Сибирь стр. 74.

17. Шестаков А.В. История Отечества в литературе. XIX век. Хрестоматия для учителя. – М., 1991. – с.63.

18. Быченкова Л. Я последую за тобой повсюду… Журнал “Работница”, с.14-16.

19. Декабристы и Сибирь стр. 174.

Литература

  1. Антонов В.С. Книга для чтения по истории СССР, XIX в.: Пособие для учащихся сред. шк. / В.С. Антонов, М.Б. Огнянов, Н.И. Пирумова. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  2. Быченкова Л. Я последую за тобой повсюду. - Журнал “Работница”, предположительно 1987-1989.
  3. Думин С.В., Сорокин В.С. Восстание декабристов: Пакет-комплект документальных материалов. М.: Бюро Денди, 1993. – 1996 с.
  4. История Отечества в литературе, XIX в.: Хрестоматия для учителя / Сост. А.В. Шестаков. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  5. Сергеев М.Д, Гончарова Н.Н., Серебряков А.Ф. Декабристы и Сибирь: Альбом / Сост. М.Д. Сергеев, Н.Н. Гончарова, А.Ф. Серебряков. – М.: Советская Россия, 1988. – 263 с.
  6. Чернов А. Поминовение. – Огонек, предположительно 1988-1992.