Цели.
1) Ознакомление с правилом употребления твёрдого знака.
2) Развивать навыки грамотного письма, орфографическую зоркость, творческое мышление.
3) Воспитывать любовь к диким животным, бережное отношение к природе.
Оборудование: сигнальные карточки, карточки с гласными буквами, картинки диких животных, воздушный шарик.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
– Этот шар с приглашением залетел в окно сегодня утром, когда я проветривала класс. Хотите узнать, что за приглашение.
Взрослые и дети!
Ни за что на свете
Не пропустите это приглашение.
Здесь мы поиграем и кое-что узнаем
Об этой науке грамматике.
Звери, живущие в зоопарке.
– Милые дикие звери приглашают нас к себе в гости, но чтобы к ним войти, надо купить билет.
– А для этого мы должны красиво написать
Чистописание (на доске). Запись в тетради.
Ссс Эээ Ссс Эээ
сахар север экскурсия экскаватор
2. Зоопарк – это музей живой природы, в котором вы можете познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.
– Кто сегодня нас ждет?
Звери вышли нас встречать.
(На доске звери).
Давно на свете нет царей
Остался лев, он – царь зверей.
– Царь зверей лев, хочет рассказать вам сказку.
– А вы догадайтесь, о чём пойдет речь на уроке. Будьте внимательны. Он хоть и добрый, но любить порядок.
Чтение сказки.
Сказка о разделительных Ь и Ъ
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. “Сел” кашу; “пю” воду; веду “семку”; забить “коля”, – старательно выводил, он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [у], [а], и читают “сел”, “пю”, “семку”, “коля” вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
1) Наблюдение над правописанием слов с разделительным твердым знаком.
Плачет маленький питон
Сам себя запутал он
И себя узлом связал.
Кто теперь ему поможет?
Он себя найти не может.
– Ребята давайте поможем питону разобраться, в каких словах пишется разделительный твёрдый знак Ъ, а в каких нет.
– Образуйте с корнем -езд- имена существительные, используя приставки вы-, пере-, про-, за-.
Запишите слова, выделите приставку.
– А теперь с этим же корнем образуйте слова, используя приставки с-, об-, в-, под-.
Запишите слова, выделите приставку.
– Почему в этих словах вы написали разделительный твёрдый знак? На какие буквы заканчиваются приставки?
– Образуйте слова при помощи приставок от корней -ёж-, -ед-, -ясн-.
(Съёжился, съедобный, объяснить)
– Перед какими гласными пишется Ъ? (Вывод)
– А теперь откройте учебники стр.132 и прочитаем правило и запомним.
Молодцы! Помогли питону. Очень дружно и хорошо поработали. Питоны любят активных, старательных.
Работа по учебнику упр.351.
2) – А теперь мы покажем питону, как мы самостоятельно можем выделить приставку и корень в словах с разделительным твёрдым Ъ знаком.
Проверка.
3) Физкультминутка
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
3. Правописание слов с разделительным Ъ и Ь знаком.
Лучшие качели -
Гибкие лианы
Это с колыбели
Знают обезьяны.
– Давайте покажем обезьяне, как правильно писать слова с разделительным Ъ и Ь знаком.
– Замени одним словом (и разбор по составу):
- Крытый вход в здание (подъезд).
- Участок дороги, который поднимается вверх (подъём).
- Снежная буря (вьюга).
- Домики для пчёл (ульи).
- Мать, отец, дети (семья).
- Ягоды, сваренные в сахаре (варенье).
Молодцы ребята! Обезьянка очень довольна вашей работой. Ведь она очень любит трудолюбивых, активных, умных ребят.
4. Творческая работа.
Осторожно, тихо леопард на дерево взобрался
И лежит под деревом, затаясь,
Чтоб в лесу улавливать каждый шаг
Кисточки – антенны на ушах.
– Кто узнал этого зверя?
– А теперь представьте себе, что мы в зоопарке встретили маленьких детей. И попробуйте рассказать им о леопарде.
– Какой он? (Смелый, хищный, проворный, красивый. Шерсть пятнистая, густая)
– Где живёт? Чем питается?
Из этого рассказа напишите самое главное. (Текст из 3-4 предложений)
Домашнее задание.
Составить текст из 3–4 предложений о любимом животном.
5. Итог урока.
– Понравился ли вам урок-путешествие в зоопарке?
– Чем он вам запомнился?