Портрет успешного педагога в системе образования, отвечающего требованиям информационного общества инновационной экономики, задачи построения демократического, гражданского общества

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Учитель является ключевой фигурой, определяющей реформу образования. Образ учителя у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.

Педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, “компетенции”, “профессиональные качества” учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.

Остается открытым вопрос.

Какие же качества учителя (или “компетенции”) должны быть константными, т.е. не зависящими от времени. А какие качества должны быть “подвижны”, т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием “нового” времени.

Портрет современного учителя заключается в том, прежде всего, он должен любить детей, всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.

Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.

Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Кроме того, всякий учитель должен следовать основным постулатом педагогики. Вот, например, один из них: “Никогда не говори плохо ребёнку о его родителях, даже если они этого заслуживают”.

Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления в школе недопустимы.

Помимо преподавания своего предмета, педагог должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни, что подтверждает тенденцию, установленную в ряде исследований, усиления ожиданий от учителя выполнения его воспитательных функций. Ведущими факторами привлекательности профессии являются “возможность творческой самореализации” и “возможность учить и воспитывать детей”.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы ОУ обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и др. и, соответственно, быть чуть впереди.

Таким образом следует, что одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание “социальной конкурентоспособности”. Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заключающуюся в ее обучаемости, восприимчивости к инновациям, способности к перемене профессиональной среды деятельности, готовности перехода в более престижную область труда, повышению социального статуса и уровня образования.