Цель урока:
Дать учащимся общее представление о ходе Курской битвы.
Задачи:
- Образовательная: сформировать знания о завершении коренного перелома в Великой Отечественной войне. Познакомить с основными событиями Курской битвы, показать военное искусство советского командования, раскрыть героизм советских солдат. Разъяснить понятие «Курская дуга». Определить значение Курской битвы.
- Коррекционно-развивающие: продолжить развивать умения устанавливать последовательность событий, показывать на карте места исторических событий, территорию, линию фронта; поддерживать беседу по оценке исторического события.
- Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, гордость за свой народ. Почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество.
Основные знания: Июль 1943 года – битва на курской дуге; 12 июля 1943 года – танковое сражение под Прохоровкой; освобождение советских территорий.
Основные понятия: коренной перелом, коалиция.
Оборудование урока:
- карта "Великая Отечественная война”.
- ТСО, видеофильм «Курская битва».
- Рисунки учеников о войне.
- Презентация «Курская битва».
- Таблица «Главные битвы войны».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
- Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, цели урока.
- Актуализация знаний, объявление новой темы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Задание на самоподготовку. Оценка знаний.
Заставка презентации «Курская битва» (Слайд 1)
Преподаватель. Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. 2 февраля 2013 года вся страна праздновала 70-летие Сталинградской битвы, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. (Словарная работа коренной перелом). Цель данного урока – рассмотреть завершение коренного перелома, познакомиться с основными событиями Курской битвы, сравнить ее со Сталинградом, определить значение. Сегодня на нашем уроке присутствует участник Сталинградской и Курской битвы Андреев Павел Алексеевич. В ходе урока нужно заполнить следующую таблицу:
«Главные битвы войны»
Название битвы | Время | Значение |
Курская битва Танковое сражение под Прохоровкой |
5 июля – по 23 июля 1943 года 12 июля 1943 года |
Начало коренного перелома, победа стала началом массового изгнания немцев с советской земли. |
Первая часть таблицы заполняется в начале урока.
Вопрос: Назовите дату ВОВ? (Ответ: 22 июня 1941 – 9 мая 1945).
Преподаватель. (Работа с исторической картой. Слайд 2). После Сталинграда Гитлер решил взять реванш, была проведена "тотальная” мобилизация, на Восточный фронт были переброшены немецкие дивизии из стран Европы, (всего 50 дивизий). Разработан план наступления под кодовым названием «Цитадель» (Слайд 3), где данному наступлению придается особое значение. План наступления необходимо осуществить быстро и с большой пробивной силой. В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. (Слайд 4) На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления.
Немцы использовали факторы:
- Внезапность.
- Удар нанести на узком участке фронта, сосредоточив огромное количество техники.
- Быстрота.
Преподаватель. (Слайд 5) Советское командование было осведомлено о готовящейся операции. Было решено готовиться к обороне в строгом секрете, при этом посылать немцам дезинформацию о готовящемся ударе на другом участке фронта. (Слайд 6) Советские войска под руководством маршалов Н.Ф. Ватутина и И.С. Конина начали наступление. (Видеофильм «Курская битва»).
Преподаватель. После просмотра видеоматериала о Курской битве вы должны ответить на вопросы, заполнив таблицу. Вопросы написаны на доске.
- Какую цель ставили немцы при планировании операции?
- Какая новая техника появилась у Германии и Советского союза?
- Назовите основное сражение Курской битвы?
(Беседа по 1-3 вопросам).
После беседы идет заполнение таблицы.
(ФИЗМИНУТКА)
(Слайд 7) Слово предоставляется участнику войны Андрееву Павлу Алексеевичу.
«Лежит солдат снежком присыпан,
Погиб в жестоком он бою.
Терзает мысль меня подспудно
Что я пред ним живой стою!».
(Слайд 9, 10)…. Война только на картинках прошла без сучка и задоринки. А в жизни было много неразберихи. Просчёты военного командования и порой нелепые приказы к действию приводили к гибели советских солдат. Цель, которую поставили фашисты – овладеть городами: Курском, Орлом, Белгородом была сорвана мужеством, стойкостью, силой духа и высочайшим патриотизмом советских солдат. Участвовал в Сталинградском фронте, затем Брянский фронт и другие фронты… Лето в этом году было очень жаркое, очень изнуряли зной и нехватка воды, к тому же часто приходилось менять позиции: на каждом новом месте приходилось перелопачивать горы земли для пушек. Страшным сном прошла битва под Прохоровкой. Вокруг всё горело и взрывалось, а в небе все те же бомбардировщики…(Слайд 11, 12)
Война и суровые дни испытаний,
В памяти нашей живы и сейчас;
Здесь такое сражение было –
Всё горело, земля и металл,
Здесь узнала фашистская сила,
Кто стеной на пути ее встал!
О том, как мы выживали и победили
Знает каждый из нас.
Медаль ветерана внукам на память
Оставлю как символ войны,
Законы меняются – жизнь продолжается
Во имя великой страны!
(Своими стихами закончил рассказ ветеран).
(Слайд 14). Рассказ ученицы о ветеране В.О.В. Троицкой Зое Александровне (Козлова)
Родилась в 19 августа 1925 года в Камышине в семье железнодорожника. Рано познала трудовую практику, работая добровольно на колхозных полях по сбору урожая и на сушке зерна на элеваторе. Великую Отечественную войну встретила в начале 10 класса. Не пришлось посещать учебные занятия, так как в ноябре 1942 года немецкие войска подошли к Сталинграду. Сталинградский обком партии через газету обратился к комсомольцам об оказании помощи Сталинградскому фронту. В ноябре 1942 года в городском центральном парке состоялся митинг всех камышан по поводу добровольного призыва на фронт. Тогда уже для себя четверо девчат – это Валентина Иванова, Зина Скоморохова (Булгакова), Рима Канова (Половцева) из 10б класса решили встать на защиту государства. Получили военные гимнастёрки и пилотки. Дома каждая призывница ушила гимнастёрку для себя. 17 ноября 1942 года погрузили 1200 человек на баржу в районе исторического музея и отправили в Сталинград. В Капустном Яре прошли скоротечные курсы связистов и 12 декабря 1942 года всех курсантов перебросили по льду на баррикады в 138 стрелковую дивизию Людникова. А затем бои за завод «Красный Октябрь», оборона Набережной.31 декабря 1942 года Советские войска перешли в наступление на Сталинградском направлении. Первого февраля 1943 года сталинградцы праздновали День Победы. Награда её нашла чуть позже. Награждена Зоя Александровна медалью за «Оборону Сталинграда». Дальше военный путь лежал на Курск. Здесь Гитлер решил взять реванш за проигранную войну под Сталинградом и бросил под Курск, Орёл и Белгород - свежие силы и новую военную технику. Страшно было отступать под Сталинградом вначале войны, а уж потом, когда немцев погнали, то охватил азарт и желание быстрее изгнать врага с родной земли. Жестокие бои были на Курской дуге. Потери были ощутимы в живой силе, не говоря уже о военной технике. Погибла подруга Маша Сыроватко (связистка- телефонистка). За битву на Курской дуге получила медаль «За боевые заслуги». А впереди дорога лежала на Днепр и Чехословакию. Там солдаты попали в окружение. Начальник полка не мог молодыми девушками рисковать и обратился к ним с просьбой вернуться домой. Да у войны не женское лицо. В 1946 году девушки вернулись в 10 класс. Окончила школу Зоя Александровна и поступила в Ленинградский политехнический институт. По характеру всегда была веселой и поныне продолжает оставаться позитивной. Участвовала во всех институтских мероприятиях и была первой заводилой в праздничных конкурсах. После окончания института приехала работать в Камышин и пошла Зоя Александровна работать на крановый завод, где и проработала до выхода на пенсию. Имеет трёх дочерей: Ирина(живёт в Москве), Светлана(живёт под Москвой) и Галина проживает в Камышине. Муж умер 2009 году. Имеет 4 взрослых внуков. Все они имеют высшее образование. Награды: Медали «За Отвагу», «За Боевые заслуги», «Оборона Сталинграда», «За освобождение Берлина». Орден «Великой Отечественной войны» II степени.
Преподаватель. После победы Советская армия перешла в наступление. 5 августа освобождены Белгород и Орел. (Слайд 14) В Москве был произведен первый в истории ВОВ победный салют. В короткий срок освободили Харьков, Донбасс, Брянск, Смоленск.
Значение Курской Битвы.
- Курская битва завершила коренной перелом в ходе Второй мировой войны в пользу СССР. Советское командование закрепило за собой стратегическую инициативу в войне.
- Победный исход Курской битвы ускорил развал гитлеровского блока. Назревал выход из войны Италии, пошатнулся авторитет фашистского руководства в Румынии и Венгрии, усилилась изоляция Германии, диктатор Испании Франко отозвал с советско-германского фронта свою «Голубую дивизию».
- В результате разгрома фашистских войск под Курском активизировалось движение сопротивления в странах Европы.
Учитель. Прохоровское поле называют третьим полем русской славы: здесь был нанесен смертельный удар немецко-фашистским захватчикам. Прохоровское поле занимает в нашей истории особое место. (Слайд 15-16)
(Слайд 17) На основании указа Президента Российской Федерации от 26 апреля1995г. в районном центре Прохоровка был создан государственный Военно- исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».
Закрепление. (Тестовое задание).
-
Крупнейшее танковое сражение произошло под:
А) Прохоровкой
Б) Курском
В) Сталинградом -
Уберите лишнее. Руководство Курской битвой осуществляли:
А) Жуков
Б) Конев
В) Ватутин -
Прочитайте текст и укажите, о каком военном событии идёт речь.
«Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля 1943г».
А) Битва на Курской дуге
Б) Битва за Москву
В) Сталинградская битва -
Уберите лишнее. Все за исключением одного относятся к военной техники немцев:
А) «Тигр»
Б) «Фердинанд»
В) «Пантера»
Г) «Катюша -
Курская битва проходила под кодовым названием:
А) «Тайфун»
Б) «Уран»
В) «Цитадель»
(Слайд 18) Подведение итогов урока. Поздравление ветерана и вручение памятных подарков от детей.
Домашнее задание: подобрать рассказы о героях Курской битвы.