Конспект урока информатики по теме "Понятие как форма мышления". 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Тип урока: обобщение и систематизация предметных ЗУНов по изучаемой теме.

Формы обучения: фронтальная, групповая (в парах) и индивидуальная.

Дидактическая задача:

  • по завершении изучения темы “Отношения между понятиями” учащиеся должны знать, что такое понятие и какими характеристиками оно обладает (содержание и объем);
  • уметь устанавливать отношения между понятиями и изображать их геометрически (с помощью кругов Эйлера);
  • уметь применять полученные знания и навыки при решении логических задач разных типов.

Цели:

Образовательная:

а) знать, что такое понятие, научить учащихся определять его основные характеристики (содержание – совокупность существенных признаков объекта, процесса, явления; объем – множество объектов, каждому из которых свойственна определенная (одна и та же) совокупность свойств);

б) научиться сравнивать понятия (находить сходство и различие), устанавливать отношения между понятиями и изображать результат в виде кругов Эйлера;

в) формировать навыки решения логических задач с помощью кругов Эйлера.

Развивающая:

а) развивать логическое мышление, а, следовательно, речь, как форму выражения мысли;

б) развивать познавательный интерес и творческий подход к решению практических задач.

Воспитательная:

а) воспитывать самостоятельность (через самоконтроль) и умение обмениваться информацией в парах (через взаимоконтроль);

б) воспитывать трудолюбие, любознательность, терпение, умение организовать себя и свою работу.

Оборудование:

  • технические средства (ПК, мультимедийный проектор, экран);
  • программные средства (OpenOffice.orgImpress);
  • раздаточный материал (карточки с заданиями).

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель:

- Здравствуйте, ребята, приведите свое рабочее место в порядок и настройтесь на сегодняшний урок. Садитесь, пожалуйста. Кто сегодня отсутствует в классе (учитель отмечает отсутствующих).

Ученики здороваются с учителем, садятся и готовятся внимательно слушать и воспринимать информацию, сообщаемую учителем.

2. Постановка темы урока (3 мин.)

Учитель:

- Представление человека об окружающем мире, объектах, явлениях природы формируется через его знания и личный опыт, наблюдение и эксперимент. Человек учится устанавливать закономерности, сравнивая окружающие его объекты. Так, по сути, и происходит процесс познания и развитие науки. Но, что лежит в основе наших представлений о мире, что управляет нашим сознанием?

Учащиеся:

- Мышление.

Учитель:

- А как мы с вами мыслим? Для ответа на этот вопрос давайте отгадаем несколько загадок. (Слайд 1)

Приложение 1

1) Устройство, предназначенное для обработки информации, “мозг” компьютера.

2) Память, позволяющая хранить информации временно.

3) Портативный персональный компьютер.

4) Поисковая система, созданная в России.

5) Форма представления информации, которая используется в печатных изданиях.

6) Как называется объект, который передает информацию.

7) Что такое 1 бит.

На экране появляется слайд с ответами к загадкам, из первых букв компьютерных терминов получается слово “ПОНЯТИЕ”. (Слайд 2)

Ответы:

  • Процессор
  • Оперативная память (ОЗУ)
  • Ноутбук
  • Яндекс
  • Текстовая
  • Источник
  • Единица измерения информации

Учитель:

- Теперь скажите, что лежит в основе нашего мышления?

Учащиеся:

- Понятие.

На экране появляется слайд с темой урока. (Слайд 3)

3. Актуализация опорных знаний (12 мин.)

Учитель:

- Правильно. А что такое понятие? Как выражается понятие в языке? (Слайд 4)

Ученики:

- Понятие – это форма мышления, совокупность существенных признаков объекта или некоторого множества однородных объектов. В языке понятия выражаются словами (приводят свои примеры).

Учитель:

- Верно. Назовите основные приемы формирования понятий и дайте им определения.

Ученики:

  • Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
  • Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в результате анализа.
  • Сравнение – это мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
  • Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс.
  • Абстрагирование – это мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.

Ученики приводят определения с примерами.

Учитель:

- Как сравнивать реальные объекты и понятия? Чем характеризуется понятиеи чем реальный объект?

Учащиеся:

- Сравнивая реальные объекты, мы сравниваем их признаки (цвет, форму, размер т.д.), а сравнивая понятия, мы сравниваем их характеристики - содержание и объем.

Учитель:

- Правильно. А что такое содержание и объем?

Учащиеся:

- Содержание – это совокупность существенных признаков объекта. Объем – это множество объектов, предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Учитель:

- Как мы описываем отношения между реальными объектами и понятиями?

Ученики:

- Отношения между реальными объектами мы описываем словами больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже, дальше-ближе, а отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера (Слайд 5).

Учитель:

Хорошо. На экране представлена таблица, посмотрите на нее, проанализируйте и попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Учащиеся:

- Научиться сравнивать понятия и устанавливать отношения между ними. (Слайд 6)

Учитель:

- Правильно, молодцы. Теперь, давайте вместе сравним следующие понятия: “равносторонний треугольник” и “равнобедренный треугольник” сначала по содержанию, а затем по объему (Слайды 7-11).

Ученики выполняют задания (фронтальный опрос).

Учитель:

- А все ли понятия можно сравнить?

Учащиеся:

- Нет, не все. Если понятия имеют общие признаки, то их можно сравнить, а если их нет, то понятия несравнимые.

Учитель:

- Правильно. Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак (Слайды 13-20). Ученики выполняют задание (фронтальный опрос).

Учитель:

- А какие отношения между понятиями вы знаете. Приведите примеры.

Ученики называют отношения тождества, пересечения, подчинения, соподчинения и исключения, приводят примеры.

Учитель для закрепления показывает на экране слайды с определениями названных выше отношений с примерами.(Слайд 21-25)

4. Решение практических задач (10 мин.)

Учитель:

- Выполните задание: определите отношения между понятиями и изобразите их с помощью кругов Эйлера (Слайды 26-29). Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях, затем обмениваются ими и проверяют друг друга (взаимоконтроль). После этого учитель вместе с учениками проверяет правильность его выполнения.

Учитель:

- Молодцы. Мы вспомнили все необходимые понятия и определения, пора применить полученные знания и навыки к решению логическихзадач (Слайд 30).

Учащиеся решают задачу самостоятельно.

Учитель:

- Давайте проверим полученный вами ответ.

Ученики приводят решение задачи. (Слайд 31)

Учитель:

- А есть ли другие варианты решения?

Ученики приводят другие варианты решения задачи.

5. Самостоятельная работа (10 мин.)

Учитель:

- Следующую задачу предлагаю вам решить самостоятельно на оценку (задание выполняется на листочках).

Слайд 32 (I вариант отвечает на вопросы а, б, д , II вариант – в, г, д).

6. Итог (1 мин.)

Учитель:

Давайте подведем итог нашего урока. Оцените, насколько вы усвоили урок, ваше мнение, изобразив, один из следующих смайликов.

Думаю, что все понял Не уверен, что понял все, сомневаюсь в некоторых заданиях Думаю, что понял тему плохо, мне многое не ясно

7. Постановка домашнего задания (3 мин.)

Учитель:

- В качестве домашнего задания предлагаю вам решить задачу с помощью кругов Эйлера, текст задачи представлен на экране (Слайд 34)

Учащиеся записывают краткое условие задачи в свои тетради.

Если на уроке останется время, можно использовать резервное задание (представлено на слайде 36).

Литература.

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Понятие. Объем и содержание понятия. https://sites.google.com/site/college5logika/home/tema-1-ponatie

Определение понятий. http://nauka-logica.ru/view_logica.php?id=15

Учимся решать логические задачи. http://logika.vobrazovanie.ru/index.php?link=kr_e.html