Тип урока: обобщение и систематизация предметных ЗУНов по изучаемой теме.
Формы обучения: фронтальная, групповая (в парах) и индивидуальная.
Дидактическая задача:
- по завершении изучения темы “Отношения между понятиями” учащиеся должны знать, что такое понятие и какими характеристиками оно обладает (содержание и объем);
- уметь устанавливать отношения между понятиями и изображать их геометрически (с помощью кругов Эйлера);
- уметь применять полученные знания и навыки при решении логических задач разных типов.
Цели:
Образовательная:
а) знать, что такое понятие, научить учащихся определять его основные характеристики (содержание – совокупность существенных признаков объекта, процесса, явления; объем – множество объектов, каждому из которых свойственна определенная (одна и та же) совокупность свойств);
б) научиться сравнивать понятия (находить сходство и различие), устанавливать отношения между понятиями и изображать результат в виде кругов Эйлера;
в) формировать навыки решения логических задач с помощью кругов Эйлера.
Развивающая:
а) развивать логическое мышление, а, следовательно, речь, как форму выражения мысли;
б) развивать познавательный интерес и творческий подход к решению практических задач.
Воспитательная:
а) воспитывать самостоятельность (через самоконтроль) и умение обмениваться информацией в парах (через взаимоконтроль);
б) воспитывать трудолюбие, любознательность, терпение, умение организовать себя и свою работу.
Оборудование:
- технические средства (ПК, мультимедийный проектор, экран);
- программные средства (OpenOffice.orgImpress);
- раздаточный материал (карточки с заданиями).
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Учитель:
- Здравствуйте, ребята, приведите свое рабочее место в порядок и настройтесь на сегодняшний урок. Садитесь, пожалуйста. Кто сегодня отсутствует в классе (учитель отмечает отсутствующих).
Ученики здороваются с учителем, садятся и готовятся внимательно слушать и воспринимать информацию, сообщаемую учителем.
2. Постановка темы урока (3 мин.)
Учитель:
- Представление человека об окружающем мире, объектах, явлениях природы формируется через его знания и личный опыт, наблюдение и эксперимент. Человек учится устанавливать закономерности, сравнивая окружающие его объекты. Так, по сути, и происходит процесс познания и развитие науки. Но, что лежит в основе наших представлений о мире, что управляет нашим сознанием?
Учащиеся:
- Мышление.
Учитель:
- А как мы с вами мыслим? Для ответа на этот вопрос давайте отгадаем несколько загадок. (Слайд 1)
Приложение 11) Устройство, предназначенное для обработки информации, “мозг” компьютера.
2) Память, позволяющая хранить информации временно.
3) Портативный персональный компьютер.
4) Поисковая система, созданная в России.
5) Форма представления информации, которая используется в печатных изданиях.
6) Как называется объект, который передает информацию.
7) Что такое 1 бит.
На экране появляется слайд с ответами к загадкам, из первых букв компьютерных терминов получается слово “ПОНЯТИЕ”. (Слайд 2)
Ответы:
Процессор
Учитель:
- Теперь скажите, что лежит в основе нашего мышления?
Учащиеся:
- Понятие.
На экране появляется слайд с темой урока. (Слайд 3)
3. Актуализация опорных знаний (12 мин.)
Учитель:
- Правильно. А что такое понятие? Как выражается понятие в языке? (Слайд 4)
Ученики:
- Понятие – это форма мышления, совокупность существенных признаков объекта или некоторого множества однородных объектов. В языке понятия выражаются словами (приводят свои примеры).
Учитель:
- Верно. Назовите основные приемы формирования понятий и дайте им определения.
Ученики:
- Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
- Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в результате анализа.
- Сравнение – это мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
- Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов в некоторый класс.
- Абстрагирование – это мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
Ученики приводят определения с примерами.
Учитель:
- Как сравнивать реальные объекты и понятия? Чем характеризуется понятиеи чем реальный объект?
Учащиеся:
- Сравнивая реальные объекты, мы сравниваем их признаки (цвет, форму, размер т.д.), а сравнивая понятия, мы сравниваем их характеристики - содержание и объем.
Учитель:
- Правильно. А что такое содержание и объем?
Учащиеся:
- Содержание – это совокупность существенных признаков объекта. Объем – это множество объектов, предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.
Учитель:
- Как мы описываем отношения между реальными объектами и понятиями?
Ученики:
- Отношения между реальными объектами мы описываем словами больше-меньше, длиннее-короче, выше-ниже, дальше-ближе, а отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера (Слайд 5).
Учитель:
Хорошо. На экране представлена таблица, посмотрите на нее, проанализируйте и попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Учащиеся:
- Научиться сравнивать понятия и устанавливать отношения между ними. (Слайд 6)
Учитель:
- Правильно, молодцы. Теперь, давайте вместе сравним следующие понятия: “равносторонний треугольник” и “равнобедренный треугольник” сначала по содержанию, а затем по объему (Слайды 7-11).
Ученики выполняют задания (фронтальный опрос).
Учитель:
- А все ли понятия можно сравнить?
Учащиеся:
- Нет, не все. Если понятия имеют общие признаки, то их можно сравнить, а если их нет, то понятия несравнимые.
Учитель:
- Правильно. Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак (Слайды 13-20). Ученики выполняют задание (фронтальный опрос).
Учитель:
- А какие отношения между понятиями вы знаете. Приведите примеры.
Ученики называют отношения тождества, пересечения, подчинения, соподчинения и исключения, приводят примеры.
Учитель для закрепления показывает на экране слайды с определениями названных выше отношений с примерами.(Слайд 21-25)
4. Решение практических задач (10 мин.)
Учитель:
- Выполните задание: определите отношения между понятиями и изобразите их с помощью кругов Эйлера (Слайды 26-29). Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях, затем обмениваются ими и проверяют друг друга (взаимоконтроль). После этого учитель вместе с учениками проверяет правильность его выполнения.
Учитель:
- Молодцы. Мы вспомнили все необходимые понятия и определения, пора применить полученные знания и навыки к решению логическихзадач (Слайд 30).
Учащиеся решают задачу самостоятельно.
Учитель:
- Давайте проверим полученный вами ответ.
Ученики приводят решение задачи. (Слайд 31)
Учитель:
- А есть ли другие варианты решения?
Ученики приводят другие варианты решения задачи.
5. Самостоятельная работа (10 мин.)
Учитель:
- Следующую задачу предлагаю вам решить самостоятельно на оценку (задание выполняется на листочках).
Слайд 32 (I вариант отвечает на вопросы а, б, д , II вариант – в, г, д).
6. Итог (1 мин.)
Учитель:
Давайте подведем итог нашего урока. Оцените, насколько вы усвоили урок, ваше мнение, изобразив, один из следующих смайликов.
Думаю, что все понял | Не уверен, что понял все, сомневаюсь в некоторых заданиях | Думаю, что понял тему плохо, мне многое не ясно |
7. Постановка домашнего задания (3 мин.)
Учитель:
- В качестве домашнего задания предлагаю вам решить задачу с помощью кругов Эйлера, текст задачи представлен на экране (Слайд 34)
Учащиеся записывают краткое условие задачи в свои тетради.
Если на уроке останется время, можно использовать резервное задание (представлено на слайде 36).
Литература.
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Понятие. Объем и содержание понятия. https://sites.google.com/site/college5logika/home/tema-1-ponatie
Определение понятий. http://nauka-logica.ru/view_logica.php?id=15
Учимся решать логические задачи. http://logika.vobrazovanie.ru/index.php?link=kr_e.html