Продолжительность: 45 минут.
Класс: 1 класс.
Технологии: использование презентации, работа в парах.
Цель: сформировать и обобщить знания учащихся стране, в которой они живут, о символах России.
Задачи:
- формировать представление у обучающихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
- способствовать формированию у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России;
- систематизировать знания о государственной символике РФ;
- развивать аналитическое мышление;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование для учителя: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор или интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация деятельности.
Слайд 1.
– Урок у нас сегодня необычный, торжественный!
– Давайте улыбнемся друг другу, и пусть нам сопутствует удача. Сегодня на уроке вы узнаете о нашем Отечестве, чем оно богато.
Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Не может человек выбрать родителей. Не может выбрать Родину. Сначала человек появляется на свет. Потом узнает, что его Родина зовется Россией. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.
С первых лет жизни человека окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи...
И однажды приходит понимание, что кроме дома, двора, улицы, района, города, есть еще Страна. Вслушайтесь в имя Родина, Россия, Русь. В нем и росы, и синь, и сиянье, и сила...
Слайд 2
(песня «Ромашкова Русь»)
– О чем сегодня пойдет речь на уроке?
– Прочитайте тему урока.
III. Изучение нового материала.
– Сегодня поговорим по нашей Родине. Как она называется? От какого слова произошло название страны? (род)
– Россия – огромная страна. Велики и прекрасны ее просторы. Посмотрите на карту России .
Стр. 40-41
– Какие города вы видите на карте России?
Слайд 3
– Россия – семья многих народов. Нашу страну населяют русские, украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие.
– У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень разные, но важнейшие ценности у нас одни: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл. Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые простые – поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие.
– Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть разные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.
Слайд 4
Кружит ли снежный ветер, дороги заметая,
Смеются ли ромашки под солнечным лучом.
В любое время года прекрасна, ты родная,
Земля, где мы родились, земля, где мы живём
Физкультминутка.
Слайд 5.
– Скажите, пожалуйста, чем отличается одно государство от другого?
(Площадью, географическим положением, языками, обычаями, традициями, государственными символами...)
– У каждого государства есть свои символы, присущие только ему. Кто знает, какие символы есть у нашего государства?
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг –
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный ... (ФЛАГ!)
Слайд 6
Наш флаг появился впервые в России появился при Петре 1 в 1693 году, а единственным флагом Российского государства он стал во время царствования Александра 3. С 1993 года это флаг Российской Федерации.
– Какие цвета присутствуют на флаге России?
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (БЕЛОМ)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (СИНИЙ)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (КРАСНЫМ)
– Как располагаются цвета на флаге?
– Раскрасьте флаг России нужными цветами.
(работа в парах Приложение)
– Почему на флаге именно эти цвета?
Слайд 7
На Руси эти три цвета имели символическое значение: белый – благородство, откровенность; синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.
Слайд 8
Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.
На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)
– Слово гимн образовано от греческого «гимнос» – восхваление, торжественная песня. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях: при вручении наград, на встречах с послами других стран… Слова гимна отражают историю страны. Музыку написал композитор А.Александров, а слова гимна – поэт С.Михалков. Гимн слушают стоя.
(гимн России)
Слайд 8.
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
– Что такое герб? (эмблема государства).
– Герб показывает традиции государства или города. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Этот герб появился более 500 лет назад в 1497 году после битвы московского князя Дмитрия на Куликовом поле. Он показывает в условной форме знаменитое сражение. Внутри Российского герба – герб Москвы, на котором на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
Слайд 9
– Берегите Россию – нет России другой,
Берегите ее тишину и покой.
Это небо и солнце, этот хлеб на стопе
И родное оконце в позабытом селе...
Слайд 10.
– Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Всегда на Руси особым почетом и уважением пользовались защитники Отечества. Назовите известные вам имена. (Илья Муромец, Князь Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и другие).
– Верно. Эти великие полководцы – гордость и слава России. Например, Илья́ Му́ромец — один из главных героев древнерусских былин, богатырь, воплощающий народный герой-воин, народного заступника.
Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы над немецкими и шведскими рыцарями, когда они вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр – великий миротворец.
Слайд 11
Фёдор Фёдорович Ушако́в — выдающийся русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом.
Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров — русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.
Слайд 12
Михаи́л Илларио́нович Куту́зов — прославленный русский полководец, одержавший победу в войне с французами
Маршал Победы Георгий Константинович Жуков – выдающийся русский полководец, герой Великой Отечественной войны. Эту войну он встретил уже генералом. Во время войны все знали; если на фронт прибывает Жуков – жди наступления и разгрома врага. Именно маршал Жуков подписывал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и принимал в Москве Парад Победы.
Слайд 13
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой
Берегите Россию – нет России другой.
Слайд 14
Песня «Россия, мы дети твои»
V. Рефлексия.
- Что такое Родина?
- Какие символы России вы знаете?
- Что является ценностью России?
- Каждый ли человек может стать защитником Отечества?
- Что для этого надо делать?
- Что для вас скрыто за словом «Россия»? (Родина, Отечество, страна, семья, и я).