Интерактивные средства обучения на уроках химии

Разделы: Химия, Информатика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (940 кБ)


На сегодняшний момент учить, как обычно учили нас нельзя и, поэтому мне как начинающему учителю, приходится чередовать современные методы обучения с методами обучения педагогики Яна Каменского.

Ребенок приходит в класс химии и ему приходится сразу погрузиться в мир предмета, о котором он ничего не слышал, сложнее всего с этим справляются восьмиклассники потому, что химия со своими законами и теориями сложная наука, да еще и без примеров и возможности все потрогать и пощупать.

Презентация, на мой взгляд, действительно частично может помочь в объяснении и понимании сложнейших тем курса химии. Это в первую очередь прекрасное средство наглядности и второе возможность частично показать внутреннюю составляющую предмета химии.

Для лучшего понимания теории строения атома, да и «Периодического закона» Д.И. Менделеева разработан мною урок и презентация Строение атома. В течении 4 лет моей педагогической деятельности благодаря этой презентации дети быстрее усваивают строение атома. Две другие презентации направлении как раз на интерес старшеклассников к проблеме строения белка и его функциям.

Предмет химию спасают только опыты и за ними, конечно, же будущее, но хочется так же чтобы дети понимали смысл изучения не только химии как источника для фейерверков, но и как фундаментальной науки, за чистоту которой боролись лучшие российские умы такие как Ломоносов М.В., Менделеев Д.И. и Бутлеров А.М.

Представляю вашему вниманию фрагменты уроков и к ним презентации.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока: Развивать пространственное воображение как элемента творческой деятельности, развивать мировоззрение как систему взаимодействия макро- и микромира.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками.
  • Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов.
  • Показать, что этимологическое начало понятия "атом" ("неделимый") не соответствует действительности - атом делим. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, электрон, массовое число.
  • Воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Оборудование:

  • Самодельные ЛСМ "Строение атома". На доске построен каркас логико-смысловой модели "Строение атома", на которой показаны точками узлы этой модели без подписей.
  • Фрагменты фильма "Строение атома" (Можно заменить презентацией).
  • На столах у групп раздаточный материал
  • Так как предусмотрена работа в группах, то ученики разделены на 3 группы.
  • В каждой группе на столах лежит раздаточный материал, содержание которого представлено отдельно.

Ход урока

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из основных понятий химии - "атом" и выстроить весь материал урока в виде логико-смысловой модели, каркас которой размещен на доске, а мы его должны заполнить.

Вывод: Учение об атомах по своей сути материалистично. Самые различные явления природы находят себе простое объяснение. Движения атомов и их соударения подчиняются простым и строгим законам. Однако, по мнению Демокрита, атом неизменен и вечен: У вас на столах лежат словари. Используя их дайте определение понятию "атом". Итак, согласно всем словарям атом характеризуется неделимой частицей. Действительно ли это так?

Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с основными этапами развития учения об атомах. У вас на столах в каждой группе (это блок №1) лежит лист с описанием опытов, проведенных физиками в XIX в. Изучите, пожалуйста, материал в течение 3 мин. Затем один человек от группы должен кратко изложить суть открытия.

Каркас ЛСМ представлен на доске. Первый луч, направленный к координате "История открытия" заполняем вместе с выходящими учащимися. Должно получиться 4 узла на луче:

  • Ирландский физик Стони открыл электроны
  • Англичанин Дж. Томсон и француз Жан Перрен дали характеристику электрона и получили поток электронов
  • Физик Анри Беккерель открыл явление радиоактивности.
  • Англичанин Эрнест Резерфорд изучал рассеивание a-частиц.

Атом любого химического элемента - как бы крохотная Солнечная система, в центре которой ядро, а вокруг вращаются электроны. Поэтому такую модель атома, предложенную Резерфордом, называют планетарной. (Заполняем луч каркаса ЛСМ от атома к ядру: узел 1 - планетарная модель атома)

Но и это не все. Оказывается, и крошечное атомное ядро, в котором сосредоточена вся масса атома, состоит из частиц двух видов.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Просматриваем пять страниц электронного урока "Как устроен атом".

На 1 странице фильма мы с вами можем увидеть как раз планетарную модель атома углерода. Обратите внимание на выводы, которые мы с вами только что сделали. Итак, атом состоит из трех видов частиц: протонов и нейтронов, которые образуют ядро и электронов.

На 2 странице электронного урока показано, что ядра имеют положительный заряд. Самое простое ядро - это ядро атома водорода. (Заполняем луч каркаса ЛСМ от атома к ядру: узел 2 - ядро имеет положительный заряд)

Также, здесь дана характеристика каждого вида частиц, составляющих атом. Повторите их, пожалуйста.

Ответ: Протоны, имеют массу равную 1, положительный заряд равный +1, обозначаются р+. Нейтроны имеют массу равную 1, заряда не имеют, обозначаются n0. Электроны имеют отрицательный заряд равный -1, массу, равную1/1840 массы протона, обозначаются е-.

Задание группам: (Блок №2) У вас на столах лежит одинаковый набор карточек со всеми характеристиками частиц, составляющих атомы. 1 группа должна выбрать характеристики протона, 2 группа должна выбрать характеристики нейтрона, а третья группа должна выбрать характеристики электрона.

Через 30 секунд представители от каждой группы должны прикрепить выбранные карточки на лучах ЛСМ для вашей координаты.

(Во время ответа ребята прикрепляют таблички характеристик частиц с помощью магнитов на каркас ЛСМ, заполняя лучи: протоны, нейтроны, электроны, на каждом луче по 3 узла - заряд, масса, обозначение частицы)

На 3 странице рассмотрено правило о том, что порядковый номер элемента равен числу протонов.

На 4 странице показана модель ядра атома углерода и рассмотрена закономерность:

р+ + n0 = массовому числу А

Показано правило записи символа химического элемента, его порядкового номера и массового числа.

Задание группам: (Блок №3) 1 группа напишет символы, массовое число и порядковый номер для кремния и лития, 2 группа для азота и натрия, 3 группа для гелия и фосфора. Прикрепите полученные записи на доску.

На 5 странице урока показаны правила определения нейтронов

n0 = А - z.

Атомы электронейтральны, следовательно, электронов в атоме должно быть столько же, сколько протонов

р+= е-

Задание группам: (Блок №4) С помощью цветных кружочков и листов с прорезями соберите модели ядер тех атомов, символы которых ваши группы записывали.

Прикрепите их рядом с символами. Защитите вашу модель (почему столько протонов и нейтронов в ядре ваших атомов? Сколько электронов должно быть в атомах этих элементов?)

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

Вопрос: А как вы думаете, так ли уж необходимо нам с вами изучать строение атомов? Для чего нам необходимы эти знания? (Во время ответа заполняется ЛСМ) (А ведь энергетические ресурсы атома неисчерпаемы, в отличие, например, от запасов природных ископаемых, таких как уголь, нефть, газ. Мирный атом и атомная энергия, используемая в военных целях. Тяжелые последствия применения атомной бомбы известны всему миру, когда в 1945 г Хиросима была уничтожена).

Греки говорили, что атом неделим. Так ли это? Используя материал этого урока, как вы можете ответить на этот вопрос? Как это ни странно, но правы и вы и Демокрит. Атом - это химически неделимая частица, так как в химических реакциях атомы не изменяются, но знать строение атома необходимо каждому химику для объяснения многих химических процессов.

В дальнейшем вы можете дополнить нашу ЛСМ. Ведь если к атому добавить еще один протон, то меняется заряд ядра, а следовательно и порядковый номер элемента, т.е. происходит ядерная реакция. Если к атому добавить нейтрон, то заряд ядра не меняется, а меняется только масса атома. Возникает разновидность атомов химического элемента, которые называют изотопами. С этими понятиями вы познакомитесь на следующих уроках.

У нас осталось немного времени. Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму умножьте на пять. По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер вашего загаданного элемента.

(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице Д.И. Менделеева).

Тема: Введение. Строение и функции белков презентации 2 и 3 – Приложение.