Цель: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: иллюстрации: город, герои, лес; карточки со словами; карточки 1, 2, 3; карточки с пословицами; смайлики; штучные цветы; вопросы для повторения на обороте доски.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Дети, вам тепло?
– В классе светло?
– Прозвенел уже звонок?
– Уже закончился урок?
– Только начался урок?
– Хотите учиться?
– Значит можно всем садиться.
II. Актуализация знаний.
На доске два слова д.рога, тр.пинка. Слайд 2
– Прочитайте и скажите какие буквы пропущены? Почему вы так считаете?
– Как вы думаете эти слова можно назвать синонимами?
– Проверим по толковому словарю, который лежит у вас на парте.
(учащиеся находят лексическое значение слов)
III. Самоопределение к деятельности.
– Сегодня на уроке с одним героем мы отправимся в гости в его город и узнаем его друзей.
– А как зовут его отгадайте сами:
Он, конечно, самый главный
Озорник – шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(Незнайка)
(На доске изображение города и герой Незнайка)
– Незнайка живёт в цветочном городе. Чтобы добраться туда нужно выбрать путь, по которому пойдём.
– Подумайте, какое слово нам больше подойдёт? (дорога – словарное слово, а тропинка – безударную гласную всегда можно проверить) Слайд 3
– Составим со словом тропинка предложение.
– Расскажите соседу по парте, как будете писать.
– Послушайте соседа по парте.
– Запишем предложение с комментированием.
– Найдите и подчеркните основу предложения.
– Назовите тему урока? (правописание слов с безударной гласной в корне)
IV. Работа по теме урока.
– Пока мы идём по тропинке через лес, узнаем о жителях города.
(у каждого текст с разноуровневым заданием: цель – видеть орфограмму в слове)
Карточка 1. «В городе жили коротышки. Вокруг каждого дома росли цветы. Город стоит на берегу ручья. За рекой был лес. Коротышки ходили в лес за грибами.»
– Найдите слова, в которых написание буквы надо проверять. Слайд 4
(учащиеся называют слова, записывают и подбирают проверочные, выделяют корень)
– Какими словами вы воспользовались для проверки? (однокоренными, изменением формы слова).
V. Повторение изученного материала.
– Самый главный малыш – коротыш по имени Знайка. Он знал очень много. Его книги лежали и на столе, и под столом, и на кровати. Слайд 5
– А наша книга лежит на парте и мы умеем по ней работать.
– Откройте учебник на стр.102 упр. 159.
– Прочитайте текст.
– Прочитайте второе задание.
– Что нужно сделать, чтобы найти звуки, написание которых надо проверить?
(произнести с ударением)
– У Незнайки есть друг Гунька. С ним он мог гулять многими часами. Вот и мы сейчас отдохнём со своими товарищами. Слайд 6
Физминутка:
Отдохнём с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо.
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
– Все дела у Незнайки получались шиворот – навыворот. Он хотел чему – то научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда.
– Как вы думаете, что ему ответил Знайка на это? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
– Что за предложение вы сейчас произнесли? (пословицу)
– К какой теме мы отнесём эту пословицу? (о труде)
– Знайка вам приготовил и другие пословицы о труде.
(учащиеся выбирают у доски пословицу, читают и объясняют написание пропущенной буквы)
Слайд 7
- «Посп.шишь – людей насм.шишь.»
- «В труде поб.дить – мир укр.пить.»
- «И готово, да бест.лково.»
- «Л.нивому всегда некогда.»
- « В руках мастера и кр.вое полено выпрямляется.»
- «Под лежачий камень в.да не течёт.»
- «Не сп.ши языком, а тор.пись делом.»
- « У л.нивой лошади всегда повозка т.жёлая.»
- «Прекрасная работа сама себя защ.щает.»
– После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. Он обратился к знакомому поэту Цветику.
– Что нужно уметь, чтобы сочинять стихи? (смысл и рифма)
– Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи!
«Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.»
– С чем не справился Незнайка? (со смыслом)
– У вас на партах карточки. Выберите и вставьте слова, чтобы получилось стихотворение.
Карточка 2.
«Осторожные _____________ Прячут листья от __________ ________ опять придёт ст.рик?» |
вдруг мороз берёза |
– Прочитайте, что получилось? Слайд 8
– Какую букву вставили? Почему?
– Подберём к этому слову родственные слова, выделим корень. Слайд 9
Старик – стар, старый, стареть.
– Ещё в этом городе жили хорошие мастера: механик Винтик и его помощник Шпунтик. Они по целым дням сидели у себя в мастерской и что – то чинили, мастерили. Всегда работали вместе. Слайд 10
– Вам они тоже подготовили творческое задание.
– Возьмите карточку под номером 3. Задания будем выполнять по рядам. С 1-м рядом будет работать Незнайка, со 2-м мастера, с 3-м Знайка.
Карточка 3. Выпишите слова, в которых на месте безударных гласных надо писать: 1-й ряд – «а», 2-й ряд – «е», 3-й ряд – «о», «и», после проверочных.
Д.лёкий, св.тить, .довитый, в.черний, гр.ница, стр.на, в.згливый, б.льной, н.зина, с.ды, л.нивый.
Итог: - проверим как справились с заданием. Слайд 11
VI. Обобщение.
– После того как Винтик и Шпунтик заканчивали работу, они ещё раз всё проверяли. Мы тоже повторим всё над чем сегодня работали.
(на доске записаны вопросы, восстановить правило проверки безударных гласных в корне)
Слайд 12
- Что надо проверять?...
- Где надо проверять?...
- Как надо проверять?...
- Чем надо проверять?...
Рефлексия: Слайд 13
– Какие виды работы вам понравились?
– Какие задания вы выполняли с неохотой?
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: с.103, упр.161.
Литература:
- Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3класс.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-216с.
- Н. Носов «Незнайка и его друзья».