Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: иллюстрации: город, герои, лес; карточки со словами; карточки 1, 2, 3; карточки с пословицами; смайлики; штучные цветы; вопросы для повторения на обороте доски.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Дети, вам тепло?

– В классе светло?

– Прозвенел уже звонок?

– Уже закончился урок?

– Только начался урок?

– Хотите учиться?

– Значит можно всем садиться.

II. Актуализация знаний.

На доске два слова д.рога, тр.пинка. Слайд 2

– Прочитайте и скажите какие буквы пропущены? Почему вы так считаете?

– Как вы думаете эти слова можно назвать синонимами?

– Проверим по толковому словарю, который лежит у вас на парте.

(учащиеся находят лексическое значение слов)

III. Самоопределение к деятельности.

– Сегодня на уроке с одним героем мы отправимся в гости в его город и узнаем его друзей.

– А как зовут его отгадайте сами:

Он, конечно, самый главный
Озорник – шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(Незнайка)

(На доске изображение города и герой Незнайка)

– Незнайка живёт в цветочном городе. Чтобы добраться туда нужно выбрать путь, по которому пойдём.

– Подумайте, какое слово нам больше подойдёт? (дорога – словарное слово, а тропинка – безударную гласную всегда можно проверить) Слайд 3

– Составим со словом тропинка предложение.

– Расскажите соседу по парте, как будете писать.

– Послушайте соседа по парте.

– Запишем предложение с комментированием.

– Найдите и подчеркните основу предложения.

– Назовите тему урока? (правописание слов с безударной гласной в корне)

IV. Работа по теме урока.

– Пока мы идём по тропинке через лес, узнаем о жителях города.

(у каждого текст с разноуровневым заданием: цель – видеть орфограмму в слове)

Карточка 1. «В городе жили коротышки. Вокруг каждого дома росли цветы. Город стоит на берегу ручья. За рекой был лес. Коротышки ходили в лес за грибами.»

Найдите слова, в которых написание буквы надо проверять. Слайд 4

(учащиеся называют слова, записывают и подбирают проверочные, выделяют корень)

Какими словами вы воспользовались для проверки? (однокоренными, изменением формы слова).

V. Повторение изученного материала.

– Самый главный малыш – коротыш по имени Знайка. Он знал очень много. Его книги лежали и на столе, и под столом, и на кровати. Слайд 5

– А наша книга лежит на парте и мы умеем по ней работать.

– Откройте учебник на стр.102 упр. 159.

– Прочитайте текст.

– Прочитайте второе задание.

– Что нужно сделать, чтобы найти звуки, написание которых надо проверить?

(произнести с ударением)

– У Незнайки есть друг Гунька. С ним он мог гулять многими часами. Вот и мы сейчас отдохнём со своими товарищами. Слайд 6

Физминутка:

Отдохнём с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо.
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.

– Все дела у Незнайки получались шиворот – навыворот. Он хотел чему – то научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда.

– Как вы думаете, что ему ответил Знайка на это? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Что за предложение вы сейчас произнесли? (пословицу)

К какой теме мы отнесём эту пословицу? (о труде)

Знайка вам приготовил и другие пословицы о труде.

(учащиеся выбирают у доски пословицу, читают и объясняют написание пропущенной буквы)

Слайд 7

  • «Посп.шишь – людей насм.шишь.»
  • «В труде поб.дить – мир укр.пить.»
  • «И готово, да бест.лково.»
  • «Л.нивому всегда некогда.»
  • « В руках мастера и кр.вое полено выпрямляется.»
  • «Под лежачий камень в.да не течёт.»
  • «Не сп.ши языком, а тор.пись делом.»
  • « У л.нивой лошади всегда повозка т.жёлая.»
  • «Прекрасная работа сама себя защ.щает.»

– После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. Он обратился к знакомому поэту Цветику.

– Что нужно уметь, чтобы сочинять стихи? (смысл и рифма)

Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи!

«Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.»

С чем не справился Незнайка? (со смыслом)

У вас на партах карточки. Выберите и вставьте слова, чтобы получилось стихотворение.

Карточка 2.

«Осторожные _____________
Прячут листья от __________
________ опять придёт ст.рик?»
  вдруг
мороз
берёза

Прочитайте, что получилось? Слайд 8

– Какую букву вставили? Почему?

– Подберём к этому слову родственные слова, выделим корень. Слайд 9

Старик – стар, старый, стареть.

– Ещё в этом городе жили хорошие мастера: механик Винтик и его помощник Шпунтик. Они по целым дням сидели у себя в мастерской и что – то чинили, мастерили. Всегда работали вместе. Слайд 10

– Вам они тоже подготовили творческое задание.

– Возьмите карточку под номером 3. Задания будем выполнять по рядам. С 1-м рядом будет работать Незнайка, со 2-м мастера, с 3-м Знайка.

Карточка 3. Выпишите слова, в которых на месте безударных гласных надо писать: 1-й ряд – «а», 2-й ряд – «е», 3-й ряд – «о», «и», после проверочных.

Д.лёкий, св.тить, .довитый, в.черний, гр.ница, стр.на, в.згливый, б.льной, н.зина, с.ды, л.нивый.

Итог: - проверим как справились с заданием. Слайд 11

VI. Обобщение.

– После того как Винтик и Шпунтик заканчивали работу, они ещё раз всё проверяли. Мы тоже повторим всё над чем сегодня работали.

(на доске записаны вопросы, восстановить правило проверки безударных гласных в корне)

Слайд 12

  • Что надо проверять?...
  • Где надо проверять?...
  • Как надо проверять?...
  • Чем надо проверять?...

Рефлексия: Слайд 13

– Какие виды работы вам понравились?

– Какие задания вы выполняли с неохотой?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: с.103, упр.161.

Литература:

  1. Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3класс.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-216с.
  2. Н. Носов «Незнайка и его друзья».