Методическая разработка урока по теме "Работа электрического тока". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Класс: 8

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Технологии применяемые на уроке: исследовательская, информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая.

Форма урока: урок с элементами исследования.

Цели урока:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Электрические явления”.

Развивающие:

  • развивать критическое мышление, навыки групповой самоорганизации;
  • развивать способность четко формулировать свои мысли.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к русским ученым, внесшим вклад в развитие науки физики, формировать ценностные ориентации.

Задачи:

  • проверить знания, умения и навыки по теме “Электрические явления”;
  • углубить знания по теме “Электрические явления”;
  • исследовать зависимость работы тока от сопротивления проводника;
  • сформулировать выводы о широком применении теплового действия тока.

Оборудование:

  • учебник “Физика” 8 класс А.В. Перышкин;
  • набор по электричеству: амперметр, вольтметр, источник тока, резисторы, ключ, лампочка, соединительные провода;
  • портреты ученых;
  • экран, проектор, ноутбук.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Учитель:

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое Величество!
Это... (электричество)

Учитель: Тепловое действие тока играет огромную роль в нашей жизни. Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Ученик: Стиральная машина, холодильник, пылесос....

Учитель: Приведите пример применения электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве.

Ученик: В промышленности – сварочные аппараты, электропоезда..., в сельском хозяйстве – теплицы , инкубаторы...

Учитель: Спасибо! Хорошо. Откройте тетради. Запишите число и тему урока. (На экране слайд №1 “ Тема, цель и задачи урока”). Ребята, какова цель и задачи урока? (Учащиеся проговаривают цель и задачи урока). Будьте внимательны, в конце урока будет тестирование.

3. Актуализация знаний.

Учитель:

По тропинкам я бегу,
без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
не зажжется в доме свет.
(электрический ток)

Учитель: Ребята, давайте повторим основные понятия темы урока.

Слайд №2 (на слайде вопросы)

  • Что называется электрическим током?
  • Что называется работой тока? От каких величин зависит работа тока, в чем они выражаются?
  • Какой закон объясняет тепловое действие тока?

Ученик 1: Электрическим током называется направленное движение заряженных частиц.

Ученик 2: Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. A=UIt; U- напряжение (В); I- сила тока (А); t- время (с).

Ученик 3: Тепловое действие тока объясняет закон Джоуля – Ленца. Q = I2Rt ; I – сила тока (А); R – сопротивление (Ом); t – время (с).

Учитель: Ребята, познакомимся с интересными фактами из биографии и научной деятельности ученых Джеймса Прескотта Джоуля и Эмилия Христиановича Ленца.

Сообщения учащихся.

Учитель: Спасибо, ребята.

4. Обобщение и углубление знаний по теме.

Учитель:

Вот, этот предмет,
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)

Учитель: Ребята, познакомимся с историей развития электрического освещения.

Обратите внимание, в каком году появились первые осветительные приборы. Запомните имена изобретателей первых электрических ламп.

Группа учащихся представляет электронную презентацию. “ История развития электрического освещения”.

Учитель: Спасибо! Молодцы. Ребята, ответьте на следующие вопросы.

В каком году появились первые осветительные приборы?

Назовите и запишите в тетрадь имена первых изобретателей электрической лампы накаливания.

Ученик: Лампа накаливания была изобретена в 1870 году русским инженером Александром Николаевичем Лодыгиным. В 1876 году русский инженер Павел Яблочков открыл так называемую “электрическую свечу”. Лампу, удобную для промышленного изготовления с угольной нитью создал американский изобретатель Томас Эдисон.

Учитель:

Лампа сутки погорит
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?

Учитель: В настоящее время тема энергосбережения очень актуальна. Настоящими хозяевами нужно быть не только дома, но и в школе. Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в ваши квартиры. Посмотрим, настоящие ли вы хозяева в доме?

Группа учащихся исследовала работу домашних электроприборов, и подсчитала суммарное потребление электрической энергии.

Вывод: (делают учащиеся) Суммарное потребление энергии электроприборами за сутки составляет 41,01кВт*час. Мы думаем, что приведенные цифры убедили каждого из нас в том, что нужно экономить свет.

Учитель: Ребята, а как подсчитать стоимость электроэнергии, если тариф сейчас составляет 2р.55коп. за один кВт*час?

Ученик: Чтобы подсчитать стоимость электроэнергии, надо работу тока умножить на тариф.

Учитель: Спасибо. Правильно. Молодец!

Давайте подсчитаем, сколько школа платит за электроэнергию за один месяц.

Вывод: (делают учащиеся) За 1 месяц электроприборы в школе расходуют примерно 11000 кВт*час, что составляет примерно 30000 рублей. Энергосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, но это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля.

Учитель: Посмотрим электронную презентацию “Значение экономии электроэнергии”. Обратите внимание на преимущества и недостатки энергосберегающих ламп. Запомните советы по экономии электроэнергии.

Учитель. Спасибо, ребята. Молодцы!

Ребята, ответьте на следующие вопросы.

  • Каковы преимущества и недостатки энергосберегающих ламп?
  • Какие вы запомнили советы по экономии электроэнергии?

(Ученики отвечают на вопросы учителя.)

5. Физкультминутка.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

6. Решение практической задачи.

Учитель: Ребята, исследуем зависимость работы тока от сопротивления проводника. Внимание! При сборке электрической цепи соблюдайте правила техники безопасности!

По заданной электрической схеме  ученик собирает электрическую цепь, снимает показания с электрических приборов и рассчитывает работу тока за 1 час.

Учитель: Сделайте вывод о зависимости работы тока от сопротивления проводника.

Ученик: Чем больше сопротивление, тем больше работа электрического тока. Значит, чтобы уменьшить работу тока, надо уменьшить сопротивление проводника.

Учитель: Как в математике называется такая зависимость?

Ученик: Такая зависимость называется линейной.

Учитель: Ребята, какие еще межпредметные связи прослеживаются на уроке?

Ученик: Сегодня на уроке прослеживается связь физики с литературой, историей.

Учитель: Спасибо! Молодцы.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии.

Он всем несет тепло и свет!
Щедрей его на свете нет.
К поселкам, селам, городам,
Приходит он по проводам.

Посмотрим следующую электронную презентацию о применении теплового действия тока в устройстве теплиц и инкубаторов.

Обратите внимание, при каком напряжении работает инкубатор, какова максимальная мощность? Чему равна частота промышленного тока?

Учитель: Спасибо! Молодцы. Ответьте на следующие вопросы.

  • Какова максимальная мощность инкубатора?
  • Чему равна частота промышленного тока?

Ученик: Максимальная мощность инкубатора равна 250Вт.

Частота промышленного тока – 50Гц.

7. Контроль и самоконтроль.

Учитель: Хорошо. Спасибо! А сейчас я предлагаю вам заполнить лист контроля и самоконтроля.

Учитель: Спасибо за работу, карточки сдаем. Ребята, наш урок подходит к концу. Сделайте вывод, ответьте на следующие вопросы.

8. Рефлексия с выбором вопроса (учащиеся отвечают поочередно на вопросы):

  1. Удовлетворен ли ты учебным занятием?
  2. Сумел ли ты себя реализовать на занятии?
  3. Какие виды работ тебе особенно понравились?
  4. Оцени полезность урока. Как его материал может пригодиться в дальнейшем?

Учитель: Ребята, спасибо за ответы.

9. Итоги урока.

Учитель объявляет оценки.

Домашнее задание: Составить энергетический паспорт квартиры и рассчитать стоимость электроэнергии.

Учитель: Урок завершим строчками из стихотворения Виктора Павлова.

Ученик читает стихотворение.

Электричество - как мать, с ним не будем тосковать.
Все приборы оживают, если к току их включают.
Зарождается процесс удивительных чудес.
Экология в порядке, если ток течет в достатке.
Трансформаторы журчат, ток идет до адресат.
На заводах оживление, в офисах столпотворенье
От клиентов нет отбоя, ток не время для застоя.
Дети в школах не скучают, с интернетом день встречают.
Малышня в садах цветет, ток по лампочкам идет.

Учитель. Урок закончен. Спасибо всем. До свидания.