Класс: 8
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Технологии применяемые на уроке: исследовательская, информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по теме “Электрические явления”.
Развивающие:
- развивать критическое мышление, навыки групповой самоорганизации;
- развивать способность четко формулировать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к русским ученым, внесшим вклад в развитие науки физики, формировать ценностные ориентации.
Задачи:
- проверить знания, умения и навыки по теме “Электрические явления”;
- углубить знания по теме “Электрические явления”;
- исследовать зависимость работы тока от сопротивления проводника;
- сформулировать выводы о широком применении теплового действия тока.
Оборудование:
- учебник “Физика” 8 класс А.В. Перышкин;
- набор по электричеству: амперметр, вольтметр, источник тока, резисторы, ключ, лампочка, соединительные провода;
- портреты ученых;
- экран, проектор, ноутбук.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
Учитель:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое Величество!
Это... (электричество)
Учитель: Тепловое действие тока играет огромную роль в нашей жизни. Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?
Ученик: Стиральная машина, холодильник, пылесос....
Учитель: Приведите пример применения электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве.
Ученик: В промышленности – сварочные аппараты, электропоезда..., в сельском хозяйстве – теплицы , инкубаторы...
Учитель: Спасибо! Хорошо. Откройте тетради. Запишите число и тему урока. (На экране слайд №1 “ Тема, цель и задачи урока”). Ребята, какова цель и задачи урока? (Учащиеся проговаривают цель и задачи урока). Будьте внимательны, в конце урока будет тестирование.
3. Актуализация знаний.
Учитель:
По тропинкам я бегу,
без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
не зажжется в доме свет.
(электрический ток)
Учитель: Ребята, давайте повторим основные понятия темы урока.
Слайд №2 (на слайде вопросы)
- Что называется электрическим током?
- Что называется работой тока? От каких величин зависит работа тока, в чем они выражаются?
- Какой закон объясняет тепловое действие тока?
Ученик 1: Электрическим током называется направленное движение заряженных частиц.
Ученик 2: Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. A=UIt; U- напряжение (В); I- сила тока (А); t- время (с).
Ученик 3: Тепловое действие тока объясняет закон Джоуля – Ленца. Q = I2Rt ; I – сила тока (А); R – сопротивление (Ом); t – время (с).
Учитель: Ребята, познакомимся с интересными фактами из биографии и научной деятельности ученых Джеймса Прескотта Джоуля и Эмилия Христиановича Ленца.
Сообщения учащихся.
Учитель: Спасибо, ребята.
4. Обобщение и углубление знаний по теме.
Учитель:
Вот, этот предмет,
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)
Учитель: Ребята, познакомимся с историей развития электрического освещения.
Обратите внимание, в каком году появились первые осветительные приборы. Запомните имена изобретателей первых электрических ламп.
Группа учащихся представляет электронную презентацию. “ История развития электрического освещения”.
Учитель: Спасибо! Молодцы. Ребята, ответьте на следующие вопросы.
В каком году появились первые осветительные приборы?
Назовите и запишите в тетрадь имена первых изобретателей электрической лампы накаливания.
Ученик: Лампа накаливания была изобретена в 1870 году русским инженером Александром Николаевичем Лодыгиным. В 1876 году русский инженер Павел Яблочков открыл так называемую “электрическую свечу”. Лампу, удобную для промышленного изготовления с угольной нитью создал американский изобретатель Томас Эдисон.
Учитель:
Лампа сутки погорит
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Учитель: В настоящее время тема энергосбережения очень актуальна. Настоящими хозяевами нужно быть не только дома, но и в школе. Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в ваши квартиры. Посмотрим, настоящие ли вы хозяева в доме?
Группа учащихся исследовала работу домашних электроприборов, и подсчитала суммарное потребление электрической энергии.
Вывод: (делают учащиеся) Суммарное потребление энергии электроприборами за сутки составляет 41,01кВт*час. Мы думаем, что приведенные цифры убедили каждого из нас в том, что нужно экономить свет.
Учитель: Ребята, а как подсчитать стоимость электроэнергии, если тариф сейчас составляет 2р.55коп. за один кВт*час?
Ученик: Чтобы подсчитать стоимость электроэнергии, надо работу тока умножить на тариф.
Учитель: Спасибо. Правильно. Молодец!
Давайте подсчитаем, сколько школа платит за электроэнергию за один месяц.
Вывод: (делают учащиеся) За 1 месяц электроприборы в школе расходуют примерно 11000 кВт*час, что составляет примерно 30000 рублей. Энергосбережение – это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, но это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля.
Учитель: Посмотрим электронную презентацию “Значение экономии электроэнергии”. Обратите внимание на преимущества и недостатки энергосберегающих ламп. Запомните советы по экономии электроэнергии.
Учитель. Спасибо, ребята. Молодцы!
Ребята, ответьте на следующие вопросы.
- Каковы преимущества и недостатки энергосберегающих ламп?
- Какие вы запомнили советы по экономии электроэнергии?
(Ученики отвечают на вопросы учителя.)
5. Физкультминутка.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
6. Решение практической задачи.
Учитель: Ребята, исследуем зависимость работы тока от сопротивления проводника. Внимание! При сборке электрической цепи соблюдайте правила техники безопасности!
По заданной электрической схеме ученик собирает электрическую цепь, снимает показания с электрических приборов и рассчитывает работу тока за 1 час.
Учитель: Сделайте вывод о зависимости работы тока от сопротивления проводника.
Ученик: Чем больше сопротивление, тем больше работа электрического тока. Значит, чтобы уменьшить работу тока, надо уменьшить сопротивление проводника.
Учитель: Как в математике называется такая зависимость?
Ученик: Такая зависимость называется линейной.
Учитель: Ребята, какие еще межпредметные связи прослеживаются на уроке?
Ученик: Сегодня на уроке прослеживается связь физики с литературой, историей.
Учитель: Спасибо! Молодцы.
Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии.
Он всем несет тепло и свет!
Щедрей его на свете нет.
К поселкам, селам, городам,
Приходит он по проводам.
Посмотрим следующую электронную презентацию о применении теплового действия тока в устройстве теплиц и инкубаторов.
Обратите внимание, при каком напряжении работает инкубатор, какова максимальная мощность? Чему равна частота промышленного тока?
Учитель: Спасибо! Молодцы. Ответьте на следующие вопросы.
- Какова максимальная мощность инкубатора?
- Чему равна частота промышленного тока?
Ученик: Максимальная мощность инкубатора равна 250Вт.
Частота промышленного тока – 50Гц.
7. Контроль и самоконтроль.
Учитель: Хорошо. Спасибо! А сейчас я предлагаю вам заполнить лист контроля и самоконтроля.
Учитель: Спасибо за работу, карточки сдаем. Ребята, наш урок подходит к концу. Сделайте вывод, ответьте на следующие вопросы.
8. Рефлексия с выбором вопроса (учащиеся отвечают поочередно на вопросы):
- Удовлетворен ли ты учебным занятием?
- Сумел ли ты себя реализовать на занятии?
- Какие виды работ тебе особенно понравились?
- Оцени полезность урока. Как его материал может пригодиться в дальнейшем?
Учитель: Ребята, спасибо за ответы.
9. Итоги урока.
Учитель объявляет оценки.
Домашнее задание: Составить энергетический паспорт квартиры и рассчитать стоимость электроэнергии.
Учитель: Урок завершим строчками из стихотворения Виктора Павлова.
Ученик читает стихотворение.
Электричество - как мать, с ним не будем тосковать.
Все приборы оживают, если к току их включают.
Зарождается процесс удивительных чудес.
Экология в порядке, если ток течет в достатке.
Трансформаторы журчат, ток идет до адресат.
На заводах оживление, в офисах столпотворенье
От клиентов нет отбоя, ток не время для застоя.
Дети в школах не скучают, с интернетом день встречают.
Малышня в садах цветет, ток по лампочкам идет.
Учитель. Урок закончен. Спасибо всем. До свидания.