Цели урока:
- научить учащихся различать обстоятельства времени, места и образа действия;
- подвести учащихся к пониманию того, что признаки необходимы, чтобы из хаоса сделать порядок.
Задачи:
- открыть новое знание об обстоятельстве места, времени и образа действия;
- учить детей из хаоса наводить порядок при помощи признаков;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метод: проблемное обучение.
Метапредметность: хаос и порядок.
Оборудование: ноутбук, экран, карточки с заданиями, листы тетрадные в линию для учащихся, ручки, доска, мел, магниты, листы А3.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат |
1. Организационный
момент 1– я мин (1 мин.) Приветствую обучающихся при входе в класс, создаю эмоциональный настрой на урок, мотивирую их к уроку. |
Рассаживаются на места (в группы по 4 – 5 человек) настраиваются на урок. | Установлен первичный контакт. Учащиеся эмоционально настроены на урок. |
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2– я мин. (3мин) Обращаюсь к учащимся: – “Во время праздника в класс пришел пират. Играть и петь он с детьми не стал, а что– то искал. Пока искал, раскидал карточки на столе, которые были приготовлены к уроку”. |
Выслушивают учителя. | Учащиеся заинтересованы в работе на уроке. |
Указываю на цветные карточки, которые разбросаны на столе учителя. |
Обращают внимание на цветные карточки. |
|
– Подберите слова, которые характеризовали бы то, что вы видите. Что представляют собой эти карточки? | Называют слова – синонимы для того, что видят на столе (беспорядок, бардак, кавардак, непорядок, путаница, сумбур, неразбериха). | Названы слова – синонимы беспорядку на столе. |
– Запишите эти слова в первый столбик на разлинованном листе. |
Записывают названные слова на листе в первом столбике. | Слова записаны. |
Слайд 1. Приложение – Я подобрала такие слова (указываю на слайд). – Какое название можно дать этому столбику слов? – Как вы понимаете слово – ХАОС? |
Читают слова на слайде. Пытаются одним словом озаглавить столбик слов – синонимов: ХАОС. Раскрывают смысл слова: 1) полный беспорядок, неразбериха; |
Знакомятся с новым понятием и его толкованием. |
Слайд 2 – Прочитайте толкования слова ХАОС, которые я нашла в словарях. |
Читают толкования слова на слайде. | |
– Запишите во втором столбике на листе антонимы тем словам, которые записаны в первом столбике. | Записывают в группе антонимы для слов из первого столбика (последовательность, способ выполнения, очередь, правило, алгоритм, инструкция). |
Записаны слова – антонимы. |
Слайд 3 – Я подобрала такие слова (указываю на слайд). |
Читают слова на слайде. | |
– Попробуйте дать название и этому столбику слов. |
Подбирают название для второго столбика слов: ПОРЯДОК. |
|
– Как вы понимаете слово – ПОРЯДОК? |
Раскрывают смысл слова: 1) правильное устройство, организованное состояние чего-либо,
характеризующееся правильным расположением всех частей; |
Знакомятся с толкованием слова ПОРЯДОК. |
Слайд 4. Прочитайте толкования слова ПОРЯДОК, которые я нашла в словарях. |
Читают толкования слова на слайде. | Устанавливаются метапредметные связи. |
3. Актуализация знаний учащихся. 5– я мин. (2 мин) – Помогите, пожалуйста, навести порядок в карточках. Обсудите в группах и решите, что с ними можно сделать? |
Дети назвали 4–5 признаков, по которым объединили карточки со словами. |
|
Раздаю карточки со словами на цветном фоне в группы (все слова в начальной форме). |
Пробуют, совместно, объединить слова по известным им признакам (части речи; цвет карточек; алфавит; изменить формы слов и объединить в предложения; орфограммы и т.д.) Каждая группа представляет результат обсуждения всем учащимся. |
Учащиеся приходят к выводу, что все признаки, по которым разделили слова, это признаки ПОРЯДКА. |
Предлагаю в группах составить и записать каждому на тетрадном листе в линию предложение по заданной схеме (на доске схематическое изображения членов предложения в виде набора карточек). Проговариваю условия: 1) в предложении 5 слов (по числу карточек на доске);
3) члены предложения можно менять местами. |
В группах составляют и записывают (каждый учащийся) предложение с НАРЕЧИЕМ (вскоре; высоко; вдали) по заданной схеме. |
Все дети записали предложения. Предложения соответствуют условиям. |
9-я мин (3 мин) Предлагаю каждой группе детей (по 2 человека) составить схему предложения на доске с помощью карточек и магнитов. |
Одновременно по два человека от группы на доске выкладывают схему своего предложения. | На доске выложены схемы трех предложений. |
– Прикрепите карточку с НАРЕЧИЕМ на то место, которое оно занимает в предложении. | Над обстоятельством прикрепляют карточку с НАРЕЧИЕМ. | Определено место наречия в предложении. |
– Покажите при помощи стрелочки, от какого члена предложения задаем вопрос к ОБСТОЯТЕЛЬСТВУ, выраженному наречием. |
На доске показывают мелом при помощи стрелочки, от какого члена предложения задаем вопрос к ОБСТОЯТЕЛЬСТВУ, выраженному наречием (от сказуемого). Над стрелочкой прикрепляют карточку с тем ВОПРОСОМ, по которому определили ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
|
Прозвучало три разных вопроса обстоятельства. |
Слайд 5 | Повторяют при помощи слайда признаки обстоятельства. | |
4. Выявление места и причины затруднения 12– я мин. (1 мин) – Почему к ОБСТОЯТЕЛЬСТВУ задаем разные вопросы? |
– Вопросы указывают на различные действия. |
Выявлено место и причина затруднения. |
5. Построение проекта выхода из затруднения 13– я мин. (1 мин) – Можем ли мы назвать эти действия? – Попробуйте сформулировать тему урока? |
– По вопросу, который задаем, можем определить вид этих
действий.
– Определение вида обстоятельств. |
Предложен детьми вариант проекта различения
обстоятельств. Учащиеся сформулировали тему урока. |
6. Реализация построенного проекта 16– я мин. (3 мин) – На письме вид обстоятельства обозначают одной буквой: М. В. О. – Какие еще вопросы можно добавить в эти колонки? |
Распределяют вопросы по колонкам. |
Знакомство с видами обстоятельств. Знакомство с обозначением видов обстоятельств на письме. |
Слайд 6 | Сравнивают со слайдом свой результат работы. | Вопросы разделены на колонки по видам обстоятельств. |
7. Физкультминутка Нам пираты навредили, (Покачивания
головой с недовольным видом) |
||
8. Включение в систему знаний и повторение – Пират, выбегая из класса, выронил листок с текстом. Из этого текста выпали слова. Раздаю слова в группы. |
Рассматривают слова. | |
– Какой частью речи являются выпавшие из текста слова? | – Наречия и существительные. | |
– Что нужно сделать? | – Вставить слова по смыслу. | |
19-я мин (4 мин) Раздаю тексты всем детям. |
||
– Работая в группе, впишите в тексты недостающие слова. | Работают в группе. Подбирают слова. Каждый ученик записывает пропущенные слова в текст. | Правильно вписаны все слова в тексты. |
– Какими членами предложения являются слова, которые вы вписали? |
– Обстоятельства. |
|
23-я мин. (4 мин) – У каждого в тексте выделен цветом номер одного предложения. |
Находят в тексте нужное предложение. |
|
– Определите вид обстоятельства в этом предложении. |
Определяют вид обстоятельства по вопросу, который задают от сказуемого. |
Применяют новые знания о видах обстоятельств для работы с текстом. |
27-я мин (2 мин) |
Совместная работа: Один ученик определяет вслух вид обстоятельства, остальные его проверяют и фиксируют на своих листочках виды обстоятельств одной буквой: М. Д. В.Д. О.Д. Обнаруживают, что данный текст является картой, с помощью которой пират хотел что – то найти в классе. Если ПО ПОРЯДКУ выполнить все, что написано в карте, тогда мы найдем то, что искал пират. Дети ищут клад, зачитывая те предложения, номера которых выделены цветом в их тексте. Начинают с 1-го номера. Всего 15. |
Дети догадались, что текст – это карта. |
Находят сундук с “золотыми” монетами. – Пират думал, что монеты настоящие. А они оказались шоколадными. |
Клад найден. |
|
28-я мин (1 мин) – Где в жизни может пригодиться умение наводить порядок? |
Дети высказывают свои предположения. – Мы не смогли бы найти клад, если бы не соблюдали порядок предложений в тексте, или неправильно вписали бы пропущенные слова. |
Установлена значимость порядка в жизни. |
9. Рефлексия учебной деятельности 29– я мин. (2 мин) – Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, на то, что на них находится. Вспомните все то, чем мы сегодня на уроке занимались. Выскажите, пожалуйста, свое мнение об уроке, воспользовавшись незаконченными предложениями на слайде |
Вспоминают все, чем на уроке занимались. | Дети вспомнили все этапы урока. |
Слайд 7 – На уроке я узнал… Слайд 8 Благодарю детей за урок. |
Дети высказывают свое мнение об уроке, пользуясь незаконченными предложениями на слайде. |
Определен лично-значимый результат урока. |
Приложение –
Презентация
Приложение 1 – Карта + наречия
Приложение 2 – Может пригодиться
Приложение 3 – Слова для карточек
Приложение 4 – Схемы членов предложения + виды
наречий