Обстоятельства места, времени и образа действия. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • научить учащихся различать обстоятельства времени, места и образа действия;
  • подвести учащихся к пониманию того, что признаки необходимы, чтобы из хаоса сделать порядок.

Задачи:

  • открыть новое знание об обстоятельстве места, времени и образа действия;
  • учить детей из хаоса наводить порядок при помощи признаков;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метод: проблемное обучение.

Метапредметность: хаос и порядок.

Оборудование: ноутбук, экран, карточки с заданиями, листы тетрадные в линию для учащихся, ручки, доска, мел, магниты, листы А3.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Ожидаемые ответы

Планируемый результат

1. Организационный момент
1– я мин
(1 мин.)

Приветствую обучающихся при входе в класс, создаю эмоциональный настрой на урок, мотивирую их к уроку.

Рассаживаются на места (в группы по 4 – 5 человек) настраиваются на урок. Установлен первичный контакт. Учащиеся эмоционально настроены на урок.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2– я мин.
(3мин)

Обращаюсь к учащимся:

– “Во время праздника в класс пришел пират. Играть и петь он с детьми не стал, а что– то искал. Пока искал, раскидал карточки на столе, которые были приготовлены к уроку”.

Выслушивают учителя. Учащиеся заинтересованы в работе на уроке.
Указываю на цветные карточки, которые разбросаны на столе учителя.

Обращают внимание на цветные карточки.

– Подберите слова, которые характеризовали бы то, что вы видите. Что представляют собой эти карточки? Называют слова – синонимы для того, что видят на столе (беспорядок, бардак, кавардак, непорядок, путаница, сумбур, неразбериха). Названы слова – синонимы беспорядку на столе.

– Запишите эти слова в первый столбик на разлинованном листе.

Записывают названные слова на листе в первом столбике. Слова записаны.

Слайд 1. Приложение

– Я подобрала такие слова (указываю на слайд).

– Какое название можно дать этому столбику слов?

– Как вы понимаете слово – ХАОС?

Читают слова на слайде.

Пытаются одним словом озаглавить столбик слов – синонимов: ХАОС.

Раскрывают смысл слова:

1) полный беспорядок, неразбериха;
2) стихия, существовавшая до возникновения мира;
3) нагромождение, скопление чего-нибудь;
4) отсутствие порядка, полная путаница.

Знакомятся с новым понятием и его толкованием.

Слайд 2

– Прочитайте толкования слова ХАОС, которые я нашла в словарях.

Читают толкования слова на слайде.
– Запишите во втором столбике на листе антонимы тем словам, которые записаны в первом столбике. Записывают в группе антонимы для слов из первого столбика (последовательность, способ выполнения, очередь, правило, алгоритм, инструкция).

Записаны слова – антонимы.

Слайд 3

– Я подобрала такие слова (указываю на слайд).

Читают слова на слайде.
– Попробуйте дать название и этому столбику слов.

Подбирают название для второго столбика слов: ПОРЯДОК.

– Как вы понимаете слово – ПОРЯДОК?

Раскрывают смысл слова:

1) правильное устройство, организованное состояние чего-либо, характеризующееся правильным расположением всех частей;
2) последовательность, очередность, ход следования;
3) образ жизни, уклад; распорядок;
4) правило, алгоритм, способ выполнения чего-либо.

Знакомятся с толкованием слова ПОРЯДОК.

Слайд 4.

Прочитайте толкования слова ПОРЯДОК, которые я нашла в словарях.

Читают толкования слова на слайде. Устанавливаются метапредметные связи.

3. Актуализация знаний учащихся.
5– я мин.
(2 мин)

– Помогите, пожалуйста, навести порядок в карточках. Обсудите в группах и решите, что с ними можно сделать?

Дети назвали 4–5 признаков, по которым объединили карточки со словами.

Раздаю карточки со словами на цветном фоне в группы (все слова в начальной форме).

Пробуют, совместно, объединить слова по известным им признакам (части речи; цвет карточек; алфавит; изменить формы слов и объединить в предложения; орфограммы и т.д.)

Каждая группа представляет результат обсуждения всем учащимся.

Учащиеся приходят к выводу, что все признаки, по которым разделили слова, это признаки ПОРЯДКА.

Предлагаю в группах составить и записать каждому на тетрадном листе в линию предложение по заданной схеме (на доске схематическое изображения членов предложения в виде набора карточек).

Проговариваю условия:

1) в предложении 5 слов (по числу карточек на доске);
2) включить в предложение НАРЕЧИЕ, которое дается отдельно каждой группе на белом фоне;

3) члены предложения можно менять местами.

В группах составляют и записывают (каждый учащийся) предложение с НАРЕЧИЕМ (вскоре; высоко; вдали) по заданной схеме.

Все дети записали предложения.

Предложения соответствуют условиям.

9-я мин
(3 мин)

Предлагаю каждой группе детей (по 2 человека) составить схему предложения на доске с помощью карточек и магнитов.

Одновременно по два человека от группы на доске выкладывают схему своего предложения. На доске выложены схемы трех предложений.
– Прикрепите карточку с НАРЕЧИЕМ на то место, которое оно занимает в предложении. Над обстоятельством прикрепляют карточку с НАРЕЧИЕМ. Определено место наречия в предложении.
– Покажите при помощи стрелочки, от какого члена предложения задаем вопрос к ОБСТОЯТЕЛЬСТВУ, выраженному наречием.

На доске показывают мелом при помощи стрелочки, от какого члена предложения задаем вопрос к ОБСТОЯТЕЛЬСТВУ, выраженному наречием

(от сказуемого).

Над стрелочкой прикрепляют карточку с тем ВОПРОСОМ, по которому определили ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.

Прозвучало три разных вопроса обстоятельства.
Слайд 5 Повторяют при помощи слайда признаки обстоятельства.
4. Выявление места и причины затруднения
12– я мин.
(1 мин)

– Почему к ОБСТОЯТЕЛЬСТВУ задаем разные вопросы?

– Вопросы указывают на различные действия.

Выявлено место и причина затруднения.

5. Построение проекта выхода из затруднения
13– я мин.
(1 мин)

– Можем ли мы назвать эти действия?

– Попробуйте сформулировать тему урока?

– По вопросу, который задаем, можем определить вид этих действий.

– Определение вида обстоятельств.

Предложен детьми вариант проекта различения обстоятельств.

Учащиеся сформулировали тему урока.

6. Реализация построенного проекта
16– я мин.
(3 мин)

– На письме вид обстоятельства обозначают одной буквой:

М. В. О.

– Какие еще вопросы можно добавить в эти колонки?

Распределяют вопросы по колонкам.

Знакомство с видами обстоятельств.

Знакомство с обозначением видов обстоятельств на письме.

Слайд 6 Сравнивают со слайдом свой результат работы. Вопросы разделены на колонки по видам обстоятельств.
7. Физкультминутка

Нам пираты навредили, (Покачивания головой с недовольным видом)
Дно у лодки просверлили (Вращения руками по спирали вниз)
Ведра дружно мы возьмем (“Выливание” воду за борт)
И водицу уберем.
Дно починим, поплывем. (Руки согнуты в локтях, вращения как веслами)
Дно починим, поплывем.
Клад пиратов мы найдем.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Пират, выбегая из класса, выронил листок с текстом.

Из этого текста выпали слова.

Раздаю слова в группы.

Рассматривают слова.
– Какой частью речи являются выпавшие из текста слова? – Наречия и существительные.
– Что нужно сделать? – Вставить слова по смыслу.
19-я мин (4 мин)

Раздаю тексты всем детям.

– Работая в группе, впишите в тексты недостающие слова. Работают в группе. Подбирают слова. Каждый ученик записывает пропущенные слова в текст. Правильно вписаны все слова в тексты.
– Какими членами предложения являются слова, которые вы вписали?

– Обстоятельства.

23-я мин. (4 мин)

– У каждого в тексте выделен цветом номер одного предложения.

Находят в тексте нужное предложение.

– Определите вид обстоятельства в этом предложении.

Определяют вид обстоятельства по вопросу, который задают от сказуемого.

Применяют новые знания о видах обстоятельств для работы с текстом.
27-я мин (2 мин)

Совместная работа:

Один ученик определяет вслух вид обстоятельства, остальные его проверяют и фиксируют на своих листочках виды обстоятельств одной буквой:

М. Д. В.Д. О.Д.

Обнаруживают, что данный текст является картой, с помощью которой пират хотел что – то найти в классе.

Если ПО ПОРЯДКУ выполнить все, что написано в карте, тогда мы найдем то, что искал пират.

Дети ищут клад, зачитывая те предложения, номера которых выделены цветом в их тексте. Начинают с 1-го номера.

Всего 15.

Дети догадались, что текст – это карта.

Находят сундук с “золотыми” монетами.

– Пират думал, что монеты настоящие. А они оказались шоколадными.

Клад найден.

28-я мин (1 мин)

– Где в жизни может пригодиться умение наводить порядок?

Дети высказывают свои предположения.

– Мы не смогли бы найти клад, если бы не соблюдали порядок предложений в тексте, или неправильно вписали бы пропущенные слова.

Установлена значимость порядка в жизни.

9. Рефлексия учебной деятельности
29– я мин.
(2 мин)

– Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, на то, что на них находится. Вспомните все то, чем мы сегодня на уроке занимались.

Выскажите, пожалуйста, свое мнение об уроке, воспользовавшись незаконченными предложениями на слайде

Вспоминают все, чем на уроке занимались. Дети вспомнили все этапы урока.
Слайд 7

– На уроке я узнал…
– Больше всего мне понравилось
– Я открыл…
– Сейчас я знаю…
– Хочу похвалить себя за то, что…
– Благодарю ребят за то, что они...

Слайд 8

Благодарю детей за урок.

Дети высказывают свое мнение об уроке, пользуясь незаконченными предложениями на слайде.

Определен лично-значимый результат урока.

Приложение Презентация
Приложение 1
– Карта + наречия
Приложение 2
– Может пригодиться
Приложение 3
– Слова для карточек
Приложение 4
– Схемы членов предложения + виды наречий