Уровень образования: базовый
Класс: 5
Цели урока:
- Обучающая: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия “Правильная, неправильная дробь”, обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.
- Развивающая: развивать внимание; познавательную активность.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.
Задачи: обобщить и систематизировать знания: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; учиться работать самостоятельно, делать выводы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Тип урока: Урок “открытия” новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, беседа
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- выводят определение и правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
- работают с текстом учебника;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлектируют.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, практический
Участники: обучающиеся 5 класса
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация.
Учебно-методическое обеспечение: учебник “Математика. 5 класс” авторов Виленкина Н.Я. и др., 5 класс. Тренажер по математике к чебнику Н.Я. Виленкина и др.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | |||||
1 1.1 |
Определение потребностей и мотивов. Орг. момент |
приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Включаются в деловой ритм урока | осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог |
Самоопределение. умение выделять нравственный аспект поведения |
|
1.2 | Мотивация к учебной деятельности | Слайд 1 | Координирует деятельность учащихся. | Устно решают задачи, повторяют теорию. | логический анализ объектов с целью выделения признаков. | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Самоопределение. |
1.3 | Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение | Слайд 2 - 4 | Мотивирует учащихся. Учитель задает вопросы | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы | Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже
пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Смысло-образование |
2. 2.1 |
Принятие учебных целей и условий их
достижения Организация познавательной деятельности. |
Слайд 4 | Учитель задает вопросы | отвечают на вопросы. | анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания. | волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | выражение своих мыслей, аргументация | Смысло-образование. |
2.2 | Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы. | Слайд 5 | Выполнив работу, Вы можете сказать
тему сегодняшнего урока? Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Как вычесть? |
Формулируют тему урока: “Сложение и
вычитание дробей с одинаковыми знаменателями”. Формулируют правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. |
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы. | планирование, прогнозирование. | инициативное сотрудничество. | Самоопределение |
3. 3.1. |
Проверка принятой гипотезы. Организация познавательной деятельности. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу |
Слайд 6 - 7 | Учитель предлагает записать решение задач по карточкам, по вариантам. | Записывают, комментируют решение, а
затем проверяют друг у друга, работая в паре. Решение на слайдах. |
самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логическое формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. | планирование, прогнозирование. | постановка вопросов, инициативное сотрудничество. | Самоопределение |
3.2. | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. | |||||
4. 4.1. |
Итоговый самоконтроль и самооценка. Организация первичного контроля. Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков |
Слайд 14 | Организует самостоятельную
деятельность учащихся, взаимопроверку. Воспитывает способность принимать самостоятельные решения; развивает навыки самоконтроля. |
Самостоятельно выполняют задания , затем проверяют в парах по ключу. | Выделение и формулирование
познавательной цели, рефлексия способов и
условий действия. Анализ и синтез объектов |
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; | Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу |
самоопределение. |
4.2. | Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Какую тему мы сегодня изучали? Какие задачи мы сегодня ставили? Наши задачи выполнены? |
Отвечают на вопросы: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу |
нравственно-этическая ориентация | |
4.3. | Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Слайд 15 | Задает дозированное домашнее задание | Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | ||||
4.4. | Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Слайд 16 | Если вы считаете, что поняли тему
урока, то положите розовый кружок Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то положите голубой кружок. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то желтый кружок. Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение. (Учитель проходит по рядам и просматривает) Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! |
Выкладывают кружочки на столе. В смайликах рисуют. |
рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | аргументация своего мнения. | нравственно-этическая ориентация |
Этапы урока:
1. Определение потребностей и мотивов.
1.1. Орг. Момент
1.2. Мотивация к учебной деятельности
Мотивационная беседа.
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Слайд 1
Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем “поглощать знания” с большим желанием, ведь они нам пригодятся в дальнейшем.
Чем же мы будем сегодня с вами заниматься? О чем пойдет беседе? Вначале отгадайте загадку
Она бывает охотничья, барабанная и математическая. Правильно, о дробях. Но, каких? Узнаете позже.
1.3. Актуализация знаний, постановка проблемы и ее решение.
Слайд 2 -4.
2. Принятие учебных целей и условий их достижения.
2.1. Организация познавательной деятельности.
Работа со слайдом 4: не глядя на рисунок, мы можем сказать, какая часть закрашена красным и зеленым цветом? Каким образом?
Какая часть не закрашена?
2.2. Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.
А вот теперь скажите: “Как по- вашему, какая сегодня тема урока?”
Правильно. Слайд 5
Как складывают дроби с одинаковыми знаменателями? Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
3. Проверка принятой гипотезы.
3.1. Организация познавательной деятельности. Первичное закрепление. Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
- 1 вариант выполняет слайд 6
- 2 вариант – задание по слайду 7.
Решение проверяют друг у друга.
Молодцы! Хорошее начало.
А теперь давайте, узнаем сколько живут овца, коза, фазан? Слайд 8
Вы слышали про царь – пушку? Я предлагаю вам узнать её массу. Слайд 9
Устно, решить уравнение слайд 10
3.2. Физкультминутка слайд 11
4. Итоговый самоконтроль и самооценка.
4.1. Организация первичного контроля.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Самостоятельно по вариантам решите примеры.
Проверка друг у друга по ключу. Слайд 14
А сейчас, чтобы узнать какую тему мы повторим завтра, я предлагаю решить задачу из ЕГЭ Слайд 15
4.2. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
4.3. Информация о домашнем задании. Слайд 16
1)с. 118-119 (правила),
№ 423(в,г), № 424(в,г), №433(а).
2).для любителей литературы сочинить сказку про дробей.
3) Для любителей истории найти историческую справку о первом появлении дробей.
4.4. Рефлексия. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Слайд 17
- Если вы считаете, что поняли тему урока, то положите красный кружок
- Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то положите голубой кружок.
- Если вы считаете, что не поняли тему урока, то желтый кружок.
Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.
Закончить урок словами
"Человек подобен дроби:
- в знаменателе – то, что он о себе думает,
- в числителе – то, что он есть на самом деле.
Чем больше знаменатель, тем меньше дробь". Л.Н.Толстой слайд 18 и 19.