Цель: Приобщение учащихся к традициям русских народных ремёсел.
Задачи:
- формировать интерес к русским народным ремеслам, фольклору;
- развивать творческие способности;
- распространять образцы традиционного народного искусства.
Звучит аудиозапись “Соловьиная роща” Около домика сидят три девочки в русских народных костюмах. Они занимаются рукоделием: 1-я девица – прядет, 2-я девица – вяжет, 3-я девица – вышивает.
1-я девица:
– Не ленились, не печалились,
Вот с работой и управились!
2-я девица:
– По-весеннему настало солнцу греть,
Скучно стало на скамеечке сидеть!
3-я девица:
– А давай ребят веселых позовем,
На полянке потанцуем, попоем!
1-я девица:
– Красны девицы
Да добры молодцы!
2-я девица:
– Засиделись, поди
По избам-хатам своим!
3-я девица:
– Приглашаем всех
На широкий двор.
Хоровод под русскую народную песню “Прялица”.
Выходят ведущие
Первый. Добрый день, дорогие гости нашего праздника.
Второй. Добро пожаловать на наш праздник!
Первый. А праздник наш необычный: он посвящён народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса.
Второй. К таким чудесам относятся: вязание, вышивка и многое другое.
Первый. С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня. В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували.
Второй. Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло – плеч не тянет, а само прокормит".
1-й ученик. В старину было хорошо известно ручное прядение.
Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего
севера, где носили меховые одежды.
2-й ученик. Первыми орудиями прядильного производства были ручные
гребни для расчёсывания волокон и ручные веретёна для их скручивания.
Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или
прялись непосредственно с гребня.
3-й ученик. В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С XVIII века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки.
4-й ученик. А в старину, по вечерам, в светёлке собирались девушки-мастерицы, пряли и пели песни.
Исполняется русская народная песня “В низенькой светелке”.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит. 2 раза
Молода. Красива,
Карие глаза,
По плечам развита
русая коса 2 раза
1-й ученик. Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас теперь есть.
2-й ученик . А что делают из ниток?
Гости в горнице (все): Вяжут и ткут.
1-й ученик. А о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Две весёлые сестрицы –
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавичечки. (Спицы)Маленький, кругленький, а за хвост не поднять.(Клубок ниток)
Девушки-певуньи уходят.
2-й ученик. Конечно, речь пойдёт о вязании. Искусство вязания появились в конце XVIII века.
3-й ученик: Посиделки немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе, обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц – хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки или носочки – их нужно пять. А для большого свитера – только две.
4-й ученик: Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима. Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной работы наших мастериц.
Демонстрация моделей (муз. “Золотая ярмарка”).
А теперь предлагаем посмотреть шуточную сказку “Клубок”.
Сказка "Клубок".
Ведущий. Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед. Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.
Баба. Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.
Ведущий. Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поёт:
Я клубок, клубок
С овцы стрижён,
На чёске чёсан,
На прялке прядён,
Потом ссучён,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл...
Ведущий. А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет.
Заяц. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу!
Клубок. Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою!
(Поёт.) ..................................
А от тебя, косой, подавно уйду.
Ведущий. Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от мороза поджал.
Волк. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда.
Клубок. Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою.
(Поёт.) ..................................
А от тебя, серый, подавно уйду.
Ведущий. И покатился клубок дальше. Волк только успел, что завыть. Катится клубок, а навстречу ему медведь. Холодно косолапому в берлоге, вот он и вылез ноги размять.
Медведь. Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу!
Клубок. Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою.
(Поёт.) ...................................
А от тебя, косолапый, подавно уйду!
Ведущий. Покатился клубок дальше, а медведь с досады поковылял к себе в берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.
Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.
Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.
(Поёт.) ....................................
А от тебя, рыжая, подавно уйду.
Лиса. Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку ещё раз. Уж больно песня твоя хороша и голос, как у Пугачёвой...
Ведущий. Клубок сел на лапку, а лиса его – цап и в нору унесла. А что дальше было – никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла. Дело-то мудрёное. Науки требует. С первого раза может и не получится.
Ведущий.
Погоди, честной народ, отдохни немножко,
Вот потешница идёт, поразвлечь немножко!
Потешница. Здравствуйте ребята, гости. А хорошо ли вы знаете пословицы?
Конкурс пословиц.
Потешница начинает пословицу, а ребята должны продолжить.
– Длинная нитка, (ленивая швея).
– За всякое дело (берись умело).
– Штопай дыру, (пока не велика).
– Каков мастер, (такого и дело).
– Семь раз отмерь, (один раз отрежь).
– Поспешишь – (людей насмешишь).
– Делу время – (потехе час).
Потешница.
Молодцы, пословицы вы знаете.
А загадки умеете отгадывать?
Отгадав загадку, вы узнаете, о каком ремесле дальше пойдёт речь.
Загадка.
Быстрая, блестящая,
мастерица настоящая,
за труд не требует наград,
весь мир ее обновкам рад. (Иголка.)
Потешница.
Правильно, иголка – инструмент для вышивания. Мы познакомим вас с вышивкой.
6-й ученик: Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву – и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы.
7-й ученик. Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в IX-XII веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней.
8-й ученик. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение женщин, деревьев, птиц, растительность.
9-й ученик. Работы вышивальщиц удивляют нас своим мастерством и сегодня. Полюбуйтесь и вы, дорогие гости, на изделия с вышивкой.
Показ вышивок.
Учитель. Мы рассказали вам о народных ремёслах. А теперь я хочу проверить ваши знания.
Игра “Кто лучше знает” На доске написаны названия ремесел и занятий. Оставьте только названия русских ремёсел:
РЕМЁСЛА (ткачество, вязание, вышивание, прядение, вождение, пение, танцы).
Распределите инструменты по ремёслам.
ВЫШИВАНИЕ: игла, нить, напёрсток, ткань, шило.
ВЯЗАНИЕ: спицы, пряжа, клубок, веник
ПРЯДЕНИЕ: прялка, гребень, веретено, кочерга
Учитель. Русский народ не только мастеровой, но и большой любитель петь частушки. Вот и мы потешим вас своими частушками.
Частушки.
1. Мы протвинские ребята,
Интересно все живём,
Про народные ремёсла,
Вам частушки пропоём.2. Дайте лён, дайте лён,
Дайте 40 веретён.
Стану прясть-попрядывать,
На дружка поглядывать.3. Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица!
4. Не стругает мой рубанок,
Не пилит моя пила,
Ко мне милка не приходит –
И работа не мила.5. Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно, долго сердится.6. Шила, шила сарафан –
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.7. Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь .
Как гармошка заиграет,
Не могу я усидеть.8. Мы пропели вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.
Учитель. И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось сказать замечательные слова. Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций. Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.
На память нам бы хотелось вам подарить сувенир – оберег. Эти куклы делали наши предки для защиты от злых сил, от сглаза, на удачу, на сохранение урожая, на лад в семье, на здоровье детишек и т.д., А так как считалось раньше, что злые духи вселяются в человека через лица, поэтому эти куклы не имели лица и были безликими…Куклы – Берегини делаются только с хорошими намерениями и в отличном расположении духа. При их изготовлении надо думать о том, что ты хочешь пожелать человеку, которому предназначена кукла (ведь мысль материальна...). Счастья вам, здоровья и добра!
Дети дарят гостям куклы-Берегини.