Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Основные цели:
1. Сформировать знания о войнах Рима с Карфагеном и их последствиях для
Средиземноморья;
2. Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; соотносить
единичные исторические факты и общие явления;
3. Тренировать умение анализировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и
следствиях, умение оценивать свою деятельность;
4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку
зрения и аргументировать ее, работать в команде.
Основные понятия: причина, повод, пуны, Карфаген.
Знание хронологии:
264–241 г.г. до н.э – первая война с Карфагеном.
218–201 г.г. до н.э. – вторая война с Карфагеном.
216 г. до н.э. – битва при Каннах.
202 г. до н.э. – битва при Зама.
Оборудование урока: учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. “История древнего мира”; интерактивный задачник по истории “На заре истории” (СД “ДиректМедиа”), атлас, рабочие листы к уроку открытия нового знания, рабочие тетради.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку (наличие учебника,
дневника, тетради, атласа). Повернитесь друг к другу, улыбнитесь от души. Готовы
к уроку? Я желаю Вам успеха!
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
– Вспомните, какой вывод мы сделали в конце урока? (Рим установил свое
господство над Италией; в результате непрерывных войн римляне создали большое и
боеспособное войско.)*
– Какую проблему мы вывели из сформулированного вывода? (В
Средиземноморье не только Рим стремится к господству, что может привести к
войнам.)
Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
– Вспомним, как Рим установил свое господство над Италией (кратко перечислите основные факты)?
Повторение проводится фронтально. В процессе работы выводится слайд-презентация, где фиксируются необходимые эталоны:
– в Риме был установлена республика (509 г. до н.э.);
– отобранные у побежденных народов земли римляне объявляли собственность
государства;
– плебеи получили право получать эти земли и стали полноправными гражданами;
– запрещено долговое рабство (326 г. до н.э.);
– войско делилось на легионы, основу составляли земледельцы;
– римская армия славилась своей дисциплиной, т.к в случае трусости каждого
десятого воина казнили по жребию;
– в походе римляне строили укрепленный лагерь.
*курсивом отмечены ответы учеников
Откройте карту атласа и определите, какие государства кроме Рима могли претендовать на господство в Средиземноморье? (Ребята называют Карфаген и показывают его владения; территории Македонского, Сирийского и Египетского государств.)
Определите с помощью карты, почему именно с Карфагеном начинаются войны Рима? (Римляне стали стремиться к захвату о. Сицилия на который претендовал и Карфаген.)
Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (Войны с Карфагеном.)
Тема урока выводится в слайд – презентации на доске.
(Пробное задание.)
– С какой целью вы будете выполнять пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)
– Прочитав предложенные отрывки из документов, вам надо ответить на следующий вопрос: каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?
У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? (Я не могу ответить на вопрос: каковы причины первой и второй войны с Карфагеном.)
– У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не уверены, что правильно определили причины первой и второй войны с Карфагеном.)
3. Выявление места и причины затруднения.
– На какой вопрос вы должны были ответить? (Каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)
– Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, в чем причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Определив тему урока, назовите цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)
Задание второго уровня сложности:
– С какой целью мы осуществляем поиск причин? Для чего нам с вами необходимо знать причины войны? (чтобы определить, к каким последствиям они привели).
Задание третьего уровня сложности:
– Кто-то может ответить на вопрос: для чего нам находить причинно-следственные связи? Найдя связь между причиной и следствием, на какой вопрос мы сможем ответить? (Чтобы узнать, как дальше будет развиваться государство.)
Как обычно с помощью слов – "помощников" строим цель действий:
Узнаем: интересные факты из истории войн Рима с Карфагеном: причины, ход, даты, последствия.
Проверим: знания понятий: “причина”, “повод”.
Способы: работа с учебником, атласом, выполнение интерактивных заданий, составление таблицы, анализ документов.
– Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (Учебник, атлас, рабочие листы, интерактивный задачник.)
Каждому раздаются рабочие листы с заданиями.
– Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Мы будем читать текст с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию.)
5. Реализация построенного проекта.
– Когда началась первая война с Карфагеном? (264 году до н.э.)
– Прочитаем первый документ и ответим на вопросы: кого римляне называли пунами и почему (карфагенян, так как Карфаген основали финикийцы – “пуны”);
– сформулируйте причину первой войны (“попытка Рима укрепиться в Сицилии привела к войне”);
– что послужило поводом к первой войне? (“Римляне имели повод заявить, что Карфаген первый нарушил договор, когда пунийский флот вошёл в гавань Тарента”).
– Найдите на карте атласа указанные географические названия. Поднимите руки, кто не справился? (Помощь в паре.)
– Какой итог первой войны? (Рим завладел Сицилией, но могущество Карфагена сломлено не было.)
– Какой вывод можно сделать, исходя из итога первой войны? (Цель войны не достигнута, причина соперничества между Римом и Карфагеном сохраняется, война продолжится.)
Если ученики затрудняются:
– Какова цель войны? Она была достигнута? (Нет.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Слайд – презентация выведена на доску.
Проверяем результат выполнения 1 задания.
Образец (эталон) выполнения 1 задания:
На доске выведен слайд с образцом (эталоном) выполнения задания. Проверьте, правильно ли вы оформили таблицу к 1 заданию. Происходит обсуждение выполненного задания.
– Вы достигли поставленной цели? (Частично, мы нашли ответы по первой войне с Карфагеном.)
– Вы справились с затруднением? (Да, мы знаем эталон выполнения задания.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– А теперь я предлагаю каждому поработать самостоятельно. Вторую часть
рабочего листа вы заполняете, прочитав (на выбор ученика):
задание 1 уровня – текст учебника на страницах 216–220,
задание 2 уровня – дополнительно к учебнику документы под № 3, № 4.
Ребята, кто быстро справится с заданием, решите интерактивную задачу, документы из которой мы анализируем.
Задание 3 уровня:
Определите место описываемых событий во взаимоотношениях Рима и Карфагена.
(Работа с интерактивной доской.)
Учащиеся работают самостоятельно, после выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу, который выводится в слайде – презентации на доску.
Образец (эталон) выполнения 2 задания:
Образец (эталон) выполнения задания 3 уровня:
После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются.
Вы обратили внимание, что в задачнике есть документы, касающиеся третьей пунической войны.
– Какие вопросы напрашиваются для ответа на следующем уроке? (Была ли необходимость в разрушении Карфагена? Можно ли было обойтись без этой жестокости в отношении города и его жителей?)
Сделайте вывод:
– каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и
что различное? (Причина войн Рима с Карфагеном – соперничество за господство
в западном Средиземноморье. Общее – войны были захватническими и с той и с
другой стороны. Различие не выявлено);
– какую цель ставил Рим в войне с Карфагеном? (Разгромить главного
противника – Карфаген, чтобы установить свое господство);
– каковы последствия второй войны Рима с Карфагеном? (Рим стал хозяином в
Западном Средиземноморье.)
– добился Рим выполнения своей цели во второй пунической войне? (Частично, Рим стремится установить господство во всем Средиземноморье.)
Текст выводится в слайд – презентации на доску:
Вывод: Рим стал хозяином в
Западном Средиземноморье, разгромив главного противника – Карфаген. Но главная цель – установление господство во всем Средиземноморье – не достигнута. |
8. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какую цель вы ставили перед собой?
– Вы достигли поставленной цели?
– Как вы достигали цель?
– Как вы открывали новые знания?
– С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
– Как вы выходили из затруднений?
– У вас на столах смайлики трех цветов: зеленые, желтые, красные. Оцените свою
работу. Если при выполнении самостоятельной работы вы не допустили ошибок, то
поднимаете зеленый кружок, если вы допустили 1–2 ошибки – желтый, а если вы
допустили более двух ошибок, то поднимаете красный кружок.
Учащиеся оценивают свою работу.
– Что необходимо сделать тем, кто поднял желтые и красные кружки?
– Нужно ли дома работать тем, кто оценил свою работу зеленым кружком? Зачем?
– Запишите домашнее задание.
Домашнее задание.
§ 47, задание № 3 на стр. 220 (устно).