Цель: организация деятельности учащихся по открытию новых знаний (по формированию навыков решения уравнений второй степени с параметром).
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
в личностном направлении:
- развитие познавательного интереса к математике через использование нестандартных форм обучения;
- воспитание чувства взаимопомощи и самоконтроля, коллективизма и товарищества, ответственности за работу группы;
- воспитание уважения к мнению каждого ученика;
- развитие логического мышления и культуры речи;
в метапредметном направлении:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие таких приёмов мыслительной деятельности как анализ и синтез, сравнение, обобщение;
в предметном направлении:
- формирование навыков решения уравнений второй степени с параметром аналитическим и графическим способами;
- формирование навыков решения неравенств второй степени.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;
- способность к волевому усилию (начать работать на занятии);
- формирование учебной мотивации;
- адекватное реагирование на трудности и не боязнь сделать ошибку;
- формирование адекватной самооценки.
Регулятивные УУД:
- умение составлять план и работать с ним;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и в способ действия в случае необходимости;
- определение последовательности действий, перед тем как начать работать.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группе;
- умение вступать в диалог;
- умение сотрудничать;
- умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы;
- умение выражать свои мысли и логически рассуждать.
Познавательные УУД:
- умение формулировать проблемы и их решать;
- умение владеть способами решения проблем;
- умение строить логическую цепь размышлений;
- развитие рефлексии;
- умение анализа и синтеза, сравнения и обобщения. Основные понятия: квадратное уравнение, параметр, квадратное уравнение с параметром, квадратное неравенство.
Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал; документ-камера.
Организация пространства: групповая работа, коллективная, в группах сменного состава, индивидуальная.
Ход урока
“Истина не рождается в голове
отдельного человека, она рождается между людьми,
совместно ищущими, в процессе их диалогического
общения”.
Бахтин М.М.
I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы и цели занятия.
Вопросы учителя | Ответы учащихся | |
1 | Чем мы занимались с вами на прошлом занятии? | Решали уравнения с параметром |
2 | Какие мы рассматривали уравнения? | Линейные |
3 | Что такое параметр? | |
4 | Что значит решить линейное уравнение с параметром? | |
5 | С какими уравнениями мы ещё знакомились, кроме линейных? | С квадратными |
6 | Напомните общий вид квадратного уравнения | ах2 + bх + с = 0 |
7 | А вы знаете, как решаются квадратные уравнения с параметром? | нет |
8 | А хотели бы узнать? | да |
9 | Сформулируйте сами тему сегодняшнего занятия | Решение квадратных уравнений с параметром |
II этап. Открытие новых знаний.
Учитель:
- Ребята, давайте вспомним алгоритм решения квадратного уравнения. Для этого посовещавшись в своих группах, запишите на листе бумаги этот алгоритм. Можно оформить в виде схемы. На работу я вам даю 3 мин.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Учитель просит озвучить учащихся каждой группы их план и более удачный вывешивает на доску или учитель пишет на доске наиболее удачно сформулированные этапы решения уравнения).
- Сейчас мы с вами проанализируем, как решается квадратное уравнение с параметром, в чём их сходство и отличие, и добавим, расширим нашу памятку.
Итак, задание: Решить уравнение х2 - х – k = 0.
Как вы думаете, что значит решить квадратное уравнение с параметром?
Итак, приступим!
а = 1
b = -1
с = -k
D = b2- 4ac, D = (-1)2 - 4*1*(-k) = 1 + 4k
D = 0 1 корень
1 + 4k = 0
4k = -1
k=- 1/4
D < 0, корней нет
1 + 4k < 0
4k < -1
k<- 1/4
D > 0, 2 корня
1 + 4k > 0
4k > -1
k>- 1/4
Ответ:
1) при k = - 1/4 уравнение имеет 1 корень
2) при k < - 1/4 уравнение не имеет корней
3) при k > - 1/4 уравнение имеет два корня
Учитель:
- Что в нашей памятке надо изменить или добавить?
Стратегия “Зигзаг”
- Сейчас каждый из вас попытается выполнить одно из заданий, лежащих на столе. Выполняя задание, обращайтесь к нашему плану. На работу я вам даю 5 мин.
- Итак, время вышло. Каждый из вас попробовал выполнить индивидуальное задание. Работу продолжаем следующим образом: учащиеся, выполняющие задание № 1 садятся вместе за стол № 1; учащиеся, выполняющие задание
№ 2 садятся вместе за стол № 2; учащиеся, выполняющие задание № 3 садятся вместе за стол № 3; учащиеся, выполняющие задание № 4 садятся вместе за стол № 4. Вы продолжаете работать в группах, обсуждая решение своего задания. На работу я вам даю минут 5-7. В итоге вы должны выполнить задание верно и самое главное, понять ход решения.
- Продолжаем работу. Пересаживаемся на свои места. Начинаете работать с заданием № 1. В каждой группе есть консультант, который объясняет выполнение данного задания подробнейшим образом. И так по цепочке: с первым заданием закончили, продолжаете выполнять второе. И так все четыре задания должно быть решено у вас в тетради. На работу 10-15 минут.
Учитель:
- Чем отличалось выполнение вашего задания от плана на доске?
- Обратим внимание ещё раз на решение ваших заданий.
Использование документ - камеры, несколько тетрадей (по одной), идёт беглый анализ выполнения задания.
- Какие вопросы у вас возникли?
- С какими трудностями вы столкнулись на занятии? Может быть по его организации?
III этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: - Подведём итоги нашей встречи.
- У вас на столах есть три полоски разного цвета. Если ты хорошо усвоил тему, то в коробочку кладёшь красное сердечко; если не совсем разобрался в рассмотренном вопросе и надо ещё потренироваться в выполнении данных заданий, то кладёшь жёлтое сердечко; если материал не понятен, ничего не усвоил, то кладёшь в коробочку синюю снежинку.
- Итак, посмотрим, что у нас получилось!
- Красных........ Жёлтых ...... Синих .......
- Я думаю, мы ёще вернёмся к этим заданиям на следующем занятии, чтобы наши снежинки навсегда растаяли.
- Всем спасибо за работу! Урок закончен.
№ 1
При каких значениях k уравнение х2 + kx + 2 = 0 имеет корни?
№ 2
При каких значениях k уравнение 3х2 + kx + 1 = 0 не имеет корней?
№ 3
Найдите все целые значения k при которых уравнение kx2 - 6x + k =0 имеет два корня.
№ 4
При каких значениях с уравнение х2 - 18х +100 =с имеет корни?
Проверка решения:
№ 1
При каких значениях k уравнение х2 + kx + 2 = 0 имеет корни?
Уравнение квадратное имеет корни при условии, когда D 0.
a=1
b = k
c = 2
D = k2- 4*1*2 = k2 - 8
D 0
k2 - 80
рассмотрим функцию: y= k2 - 8
найдём нули функции: у = 0 k2 - 8=0
k2 = 8
k = 3, k = 10
№ 2
При каких значениях k уравнение 3х? + kx + 1 = 0 не имеет корней?
Уравнение квадратное не имеет корней при условии, когда D < 0.
a= 3
b = k
c = 1
D = k2- 4*3*1 = k2 - 12
D < 0 k2 - 12<0
рассмотрим функцию: y= k2 - 12
найдём нули функции: у = 0
k2 - 12=0
k2 = 12
- Приведите пример отрицательного значения k, при котором выполняется это условие.
k = - 2, k = - 1
№ 3
Найдите все целые значения k при которых уравнение kx2 - 6x + k =0 имеет два корня.
Уравнение квадратное имеет два корня при условии, когда D > 0.
a=k
b = -6
c = k
D = (-6)2- 4*k*k = 36 - 4k2
D > 0
36 - 4k2 > 0
рассмотрим функцию: y= 36 - 4k2
найдём нули функции: у = 0; 36 - 4k2 =0
-4k2 = - 36
k2 = 9
k = -3
k = 3
уравнение имеет два корня при k (- 3; 3)
Ответ: все целые значения k = -2; -1; 1; 2.
- Почему нельзя взять k = 0?
(т.к. при подстановке в уравнение мы получим уравнение линейное)
№ 4
При каких значениях с уравнение х2 - 18х +100 =d имеет корни?
Выполнить преобразование: приравнять уравнение к нулю х2 - 18х +100 - d = 0
a= 1
b = -18
c = 100 – d
Уравнение квадратное имеет корни при условии, когда D 0.
D= (-18)2 - 4*1*(100-d) = 324 – 400 + 4d = 4d – 76
4d – 76 ? 0
4d 76
d 19
Ответ: уравнение имеет корни при d [19; )
- Какое преобразование дополнительно выполнено, прежде чем приступить надо к решению?
(привести уравнение к квадратному виду)