Цель мероприятия: повысить интерес к изучаемому предмету; на практике проверить полученные теоретические знания, научиться работать в команде.
В процессе изучения органической химии учащиеся встречаются с большим количеством теоретических знаний. Поэтому для внеклассного мероприятия мне хотелось использовать активные методы обучения: дать возможность провести химические опыты и устроить соревнования между командами. В химической эстафете участвовали 2 команды по 8 человек.
Учащимся было предложено участие в трех конкурсах. В аудитории также присутствовали болельщики команд, ведущий и жюри.
Первый конкурс “Эстафета названий”
В качестве 1 конкурса (разминки) я предложила провести конкурс с использованием мяча. Команды выстроились в две шеренги напротив друг друга на расстоянии двух метров. Ведущий называет учащимся класс органических соединений и пасует мяч одной команде. Первый член команды называет представителя этого класса и пасует своему сопернику из другой команды ( мяч может удариться о пол). Первый член другой команды называет другого представителя этого класса и возвращает мяч второму игроку первой команды, и так далее. Если ответ неправильный, или пропущен удар, то выигрывала команда, давшая последнее правильное название. Учащимся было предложено назвать представителей класса спиртов, аминов, карбоновых кислот. Команда - победитель получала 2 балла за каждый тур.
Второй конкурс “Составь радугу”
Учащимся было предложено домашнее задание под девизом: “Составь радугу”. Им было рекомендовано вспомнить цветные реакции с органическими веществами, которые они проводили на лабораторных работах, в результате которых продукты реакции имели определенный цвет.
В аудитории учащимся были выставлены следующие химические реактивы для проведения опытов:
- 1-Этанол (жидкость)
- 2-Глицерин (жидкость)
- 3-Крахмал (водный раствор)
- 4-Салициловая кислота (порошок)
- 5- Дихромат калия (раствор)
- 6- Серная кислота (раствор)
- 7-Гидроксид натрия (раствор)
- 8-Сульфат меди (раствор)
- 9-Хлорид железа (III) (раствор)
- 10- Йод (спиртовой раствор)
- 11-Хлороводородная кислота (раствор)
- 12-Метиловый-оранжевый индикатор (раствор)
- 13-Вода очищенная
Также на столах находились штативы с пробирками, спиртовки, держатели, спички
Учащиеся могли воспользоваться записями, сделанными в ходе внеаудиторной самостоятельной работы. Предложенный состав химических реактивов им заранее не был известен.
На этот конкурс учащимся отводилось 15 мин. Для экономии времени, так как в командах было по 8 человек, учащиеся могли одновременно проводить опыты, а не последовательно по цветам. Но пробирки с результатами опытов они выставляли с учетом цветов радуги.
Таблица 1. Возможные варианты получения определенных цветов
Цвет |
Реактивы |
Красный | Раствор хлороводородной кислоты + метиловый оранжевый |
Оранжевый | Вода очищенная + метиловый оранжевый |
Желтый | Раствор гидроксида натрия + метиловый оранжевый |
Зеленый | Этанол+дихромат калия+ серная кислота+(нагрев) |
Голубой | Сульфат меди+ гидроксид натрия + этанол |
Синий | Сульфат меди+ гидроксид натрия + глицерин |
Синий | Крахмал ( разбавленный раствор)+ йод (спиртовой раствор) |
Фиолетовый | Салициловая кислота +этанол+ хлорид железа(III) |
Для получения фиолетового цвета можно использовать раствор фенола вместо салициловой кислоты.
Для получения голубого цвета к свежеприготовленному осадку гидроксида меди(II) желательно добавить этанол, т.к. в условиях конкурса оговариваются реакции с органическими веществами, а видимых изменений с цветом не происходит.
Для получения синего цвета можно также использовать раствор глюкозы.
В зависимости от концентрации крахмала и иода можно получить разные оттенки синего цвета от голубого до темно- синего.
Конкурс оценивался из 7 баллов (по баллу за полученный цвет), и команде, выполнившей задания первой и правильно, добавлялся 1 балл.
Третий конкурс: “Эстафета химических реакций”
Командам предлагалось (по очереди всем членам) за 10 мин. написать максимальное количество уравнения химических реакций, протекающих по разным механизмам, с указанием названий исходных и конечных продуктов. Учащиеся по одному выходили к столу и писали реакцию, в это время оставшиеся члены команды могли обсуждать свои действия и вспоминать реакции.
Каждая реакция, написанная правильно с указанием названия и механизма, оценивалась в 1 балл. За правильное название органических соединений добавлялся 1 балл. Учитывалось количество правильно написанных реакций. За реакцию, не имеющую аналогов у соперников, добавлялся еще 1 балл.
Для проведения конкурса командам были выданы листы с таблицами для заполнения.
Таблица 2. Конкурс “Эстафета химических реакций”
№ | Название механизма | Схема химической реакции |
1 | ||
2 | ||
... | ||
пример | AE Электрофильное присоединение для алкенов | СН2=СН-СН3 + НCl>CH3-CHCL-CH3 Пропен 2-хлорпропан |
В качестве примеров учащиеся могли использовать реакции:
Ае
- гидратация алкенов
- гидратация алкинов
- гидрогалогенирование алкенов
- гидрогалогенирование алкинов
- галогенирование алкенов, алкинов
Se
- для аренов:
- галогенирование
- сульфирование
- нитрование
- алкилирование
- для фенолов:
- галогенирование
- сульфирование
- нитрование
- для ароматических аминов:
- галогенирование
- сульфирование
E элиминирования
- для спиртов
- для галогеналканов
SR
- галогенирование для алканов
- аренов по боковой цепи и с раскрытием ароматической
- связи
- нитрование для алканов
Восстановления для
- алкенов, алкадиенов, аренов, альдегидов, кетонов
Окисления для
- алкенов (в двух средах),
- алкинов,
- аренов,
- первичных спиртов,
- вторичных спиртов,
- альдегидов
Полимеризации для
- алкенов
- алкадиенов
Поликонденсации для аминокислот
В процессе подсчета полученных командами баллов учащиеся, присутствующие на мероприятии, участвовали в викторине по химии. Они отвечали на небольшие вопросы.
По окончанию подсчетов жюри объявило результаты и наградило участников грамотами и сладкими сувенирами.
Мероприятие прошло очень весело, интересно, и очень понравилось как участникам, так и присутствовавшим болельщикам.