"Химическая эстафета" в рамках марафона дисциплин по органической химии

Разделы: Химия, Внеклассная работа

Класс: 10

Ключевые слова: игровые моменты, типы химических реакций


Цель мероприятия: повысить интерес к изучаемому предмету; на практике проверить полученные теоретические знания, научиться работать в команде.

В процессе изучения органической химии учащиеся встречаются с большим количеством теоретических знаний. Поэтому для внеклассного мероприятия мне хотелось использовать активные методы обучения: дать возможность провести химические опыты и устроить соревнования между командами. В химической эстафете участвовали 2 команды по 8 человек.

Учащимся было предложено участие в трех конкурсах. В аудитории также присутствовали болельщики команд, ведущий и жюри.

Первый конкурс “Эстафета названий”

В качестве 1 конкурса (разминки) я предложила провести конкурс с использованием мяча. Команды выстроились в две шеренги напротив друг друга на расстоянии двух метров. Ведущий называет учащимся класс органических соединений и пасует мяч одной команде. Первый член команды называет представителя этого класса и пасует своему сопернику из другой команды ( мяч может удариться о пол). Первый член другой команды называет другого представителя этого класса и возвращает мяч второму игроку первой команды, и так далее. Если ответ неправильный, или пропущен удар, то выигрывала команда, давшая последнее правильное название. Учащимся было предложено назвать представителей класса спиртов, аминов, карбоновых кислот. Команда - победитель получала 2 балла за каждый тур.

Второй конкурс “Составь радугу”

Учащимся было предложено домашнее задание под девизом: “Составь радугу”. Им было рекомендовано вспомнить цветные реакции с органическими веществами, которые они проводили на лабораторных работах, в результате которых продукты реакции имели определенный цвет.

В аудитории учащимся были выставлены следующие химические реактивы для проведения опытов:

  • 1-Этанол (жидкость)
  • 2-Глицерин (жидкость)
  • 3-Крахмал (водный раствор)
  • 4-Салициловая кислота (порошок)
  • 5- Дихромат калия (раствор)
  • 6- Серная кислота (раствор)
  • 7-Гидроксид натрия (раствор)
  • 8-Сульфат меди (раствор)
  • 9-Хлорид железа (III) (раствор)
  • 10- Йод (спиртовой раствор)
  • 11-Хлороводородная кислота (раствор)
  • 12-Метиловый-оранжевый индикатор (раствор)
  • 13-Вода очищенная

Также на столах находились штативы с пробирками, спиртовки, держатели, спички

Учащиеся могли воспользоваться записями, сделанными в ходе внеаудиторной самостоятельной работы. Предложенный состав химических реактивов им заранее не был известен.

На этот конкурс учащимся отводилось 15 мин. Для экономии времени, так как в командах было по 8 человек, учащиеся могли одновременно проводить опыты, а не последовательно по цветам. Но пробирки с результатами опытов они выставляли с учетом цветов радуги.

Таблица 1. Возможные варианты получения определенных цветов

Цвет

Реактивы

Красный Раствор хлороводородной кислоты + метиловый оранжевый
Оранжевый Вода очищенная + метиловый оранжевый
Желтый Раствор гидроксида натрия + метиловый оранжевый
Зеленый Этанол+дихромат калия+ серная кислота+(нагрев)
Голубой Сульфат меди+ гидроксид натрия + этанол
Синий Сульфат меди+ гидроксид натрия + глицерин
Синий Крахмал ( разбавленный раствор)+ йод (спиртовой раствор)
Фиолетовый Салициловая кислота +этанол+ хлорид железа(III)

Для получения фиолетового цвета можно использовать раствор фенола вместо салициловой кислоты.

Для получения голубого цвета к свежеприготовленному осадку гидроксида меди(II) желательно добавить этанол, т.к. в условиях конкурса оговариваются реакции с органическими веществами, а видимых изменений с цветом не происходит.

Для получения синего цвета можно также использовать раствор глюкозы.

В зависимости от концентрации крахмала и иода можно получить разные оттенки синего цвета от голубого до темно- синего.

Конкурс оценивался из 7 баллов (по баллу за полученный цвет), и команде, выполнившей задания первой и правильно, добавлялся 1 балл.

Третий конкурс: “Эстафета химических реакций”

Командам предлагалось (по очереди всем членам) за 10 мин. написать максимальное количество уравнения химических реакций, протекающих по разным механизмам, с указанием названий исходных и конечных продуктов. Учащиеся по одному выходили к столу и писали реакцию, в это время оставшиеся члены команды могли обсуждать свои действия и вспоминать реакции.

Каждая реакция, написанная правильно с указанием названия и механизма, оценивалась в 1 балл. За правильное название органических соединений добавлялся 1 балл. Учитывалось количество правильно написанных реакций. За реакцию, не имеющую аналогов у соперников, добавлялся еще 1 балл.

Для проведения конкурса командам были выданы листы с таблицами для заполнения.

Таблица 2. Конкурс “Эстафета химических реакций”

Название механизма Схема химической реакции
1    
2    
...    
пример AE Электрофильное присоединение для алкенов СН2=СН-СН3 + НCl>CH3-CHCL-CH3

Пропен 2-хлорпропан

В качестве примеров учащиеся могли использовать реакции:

Ае

  • гидратация алкенов
  • гидратация алкинов
  • гидрогалогенирование алкенов
  • гидрогалогенирование алкинов
  • галогенирование алкенов, алкинов

Se

  • для аренов:
    • галогенирование
    • сульфирование
    • нитрование
    • алкилирование
  • для фенолов:
    • галогенирование
    • сульфирование
    • нитрование
  • для ароматических аминов:
    • галогенирование
    • сульфирование

E элиминирования

  • для спиртов
  • для галогеналканов

SR

  • галогенирование для алканов
    • аренов по боковой цепи и с раскрытием ароматической
  • связи
    • нитрование для алканов

Восстановления для

  • алкенов, алкадиенов, аренов, альдегидов, кетонов

Окисления для

  • алкенов (в двух средах),
  • алкинов,
  • аренов,
  • первичных спиртов,
  • вторичных спиртов,
  • альдегидов

Полимеризации для

  • алкенов
  • алкадиенов

Поликонденсации для аминокислот

В процессе подсчета полученных командами баллов учащиеся, присутствующие на мероприятии, участвовали в викторине по химии. Они отвечали на небольшие вопросы.

По окончанию подсчетов жюри объявило результаты и наградило участников грамотами и сладкими сувенирами.

Мероприятие прошло очень весело, интересно, и очень понравилось как участникам, так и присутствовавшим болельщикам.