Базовый учебник: Учебник “Математика” 5 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Под ред. М.П.Перова, Г.М.Капустина / М. Пр. 2002г., стр. 190-191.
Цели и задачи урока:
- Сформировать у школьников понятие диаметра окружности. Задачи:
- Повторить ранее изученные понятия: круг, окружность, радиус, центр окружности, круга;
- Ввести понятие диаметра;
- Научить школьников распознавать диаметр окружности, круга на чертежах;
- Учить школьников проводить диаметр в окружности, круге;
- Научить школьников выводить следствие из факта принадлежности отрезка к диаметру.
- Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма.
Тип урока:
- урок изучения нового - традиционный.
- обобщающий (повторительно-обобщающий) урок.
Формы работы учащихся: сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальная самостоятельность в учении учащихся.
Необходимое оборудование чертёжные принадлежности, альбомы, модели кругов, мультимедийное оборудование, презентация “Линии в круге, диаметр”.
Для лабораторной работы: лабораторный штангенциркуль, монеты.
Содержание урока.
(Приложение 2 – Структура урока)
I. Организационный момент
Здравствуйте.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Рапорт дежурного
II. Проверка домашнего задания: аппликация и рисунки по теме круг, окружность.
Вспомним, чем занимались на прошлом уроке?
III. Сегодня продолжаем изучать линии в круге.
Тема урока: “Линии в круге: диаметр”. (Приложение 1- Презентация к уроку)
Цели урока: познакомиться с новым понятием “диаметр”, научиться различать диаметр окружности и круга.
Запишем посредине альбомного листа число и тему урока.
Наш альбомный лист разделен на 4 части.
IV. Актуализация имеющихся знаний
1. Определите, какие геометрические фигуры изображены на рис. Запишите их названия (словарная работа) Слайд
Сравните фигуры. Что вы о них можете сказать?
Окрyжность – замкнутая кривая линия с точкой О в середине, которая называется цeнтром. Расстояние от центра до любой точке на окружности одинаковое.
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью. (Словарная работа).
Начинаем чертёж в левом верхнем углу альбомного листа.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики (пальцы обеих рук сцепить вместе друг с другом)
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики (пальцы обеих рук сжать и разжать).
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинай считать опять (на каждый счёт потирать каждый пальчик и начать заново счёт на другой руке). Продолжай чертить опять.
Постройте окружность радиусом 4 см. Обведите окружность красным карандашом, круг закрасьте синим карандашом. С помощью какого чертёжного инструмента чертят окружность? (Словарная работа цuркуль).
ТБ при работе с циркулем. Учитель чертит на доске, дети в альбомах, работа в группах: слабый и сильный.
Обозначьте центр окружности точкой 0. На окружности отметьте точку М. Соедините точки О и М отрезком. Чем является отрезок ОМ? Слайд Напишите: R=4 см. (Учитель чертит на доске, дети в альбомах, помощь слабым учащимся).
Опираясь на рис., вставьте в предложение нужные слова:
Рaдиусом R, r называется отрезок, который соединяет ... ...
с ... ... . Слайд (Словарная работа).
Итоги, оценки этого этапа.
Введение нового понятия
Работаем в левом нижнем углу альбомного листа..
Работа с учебником, стр. 191, рис.85. Измерьте радиус круга по рис. 85. Напишите: ОМ=R=1 см 5 мм. Продолжите радиус от центра круга до пересечения с окружностью пунктирной линией и обозначьте точку пересечения буквой С. Чем являются отрезок ОС? Измерим отрезок ОС. Запишем: ОС=R=1 см 5 мм. Попытаемся самостоятельно сделать вывод, сколько радиусов вмешает отрезок МС?
Отрезок МС равен длине двух радиусов. Запишем: МС=2R.
Определите, проходит ли отрезок СМ через центр окружности? (Отрезок проходит через центр).
Ученикам предлагается модель круга, изготовленная из плотной бумаги, с выделенной окружностью, и ее центром. Дается задание: “Покажите окружность и ее центр. Перегните модель круга пополам. Разверните и выделите линию сгиба карандашом. Обозначьте полученный отрезок МС. Проходит ли данный отрезок через центр окружности? Сколько точек окружности он соединяет?” (Отрезок соединяет две точки на окружности и проходит через центр). Наклеить модель круга в нижний левый угол альбомного листа.
Теперь работаем в правом верхнем углу альбомного листа.
Начертите окружность радиусом 2 см 5 мм. Обозначьте центр окружности точкой 0. Проведите внутри окружности отрезок МС так, чтобы точки М и С лежали на окружности, а сам отрезок проходил через центр окружности.
Подведём итог выполненным упражнениям - Отрезок МС называется диаметром круга и обозначается буквой D.
Читаем правило стр. 191 - Запомните
Диaметр — это отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через центр. Диаметр обозначается буквой D. Диаметр равен длине двух радиусов.
(Словарная работа диaметр D, d) Запишем: МС= D=2R
Динамическая пауза.
- Теперь поиграем в игру.
- Я предлагаю вам карточки с чертежами окружностей, выбирайте.
- Те, у кого на окружности изображен диаметр, встаньте к доске; те, у кого – радиус, встаньте к двери, у кого центр – к окну.
- Проверьте между собой в группах. Покажите свои чертежи. Молодцы.
V. Закрепление нового материала
На рис. изображено несколько окружностей. Выберите те окружности, в которых проведен диаметр. Слайд.
Почему другие отрезки нельзя назвать диаметрами?
Как вы думаете, сколько диаметров можно провести в окружности?
Ученикам предлагается модель круга, изготовленная из плотной бумаги, с выделенной окружностью, и ее центром. Дается задание: “Перегните модель круга пополам. Разверните и выделите линию сгиба карандашом. Чем будет являться полученный отрезок? Перегните модель еще несколько раз. Выделите карандашом линии сгиба. Сколько диаметров у вас получилось?”. Наклеить модель круга в верхний правый угол альбомного листа.
Итог: Читаем правило стр. 191 - В круге можно построить сколько угодно диаметров. Все диаметры одного круга или окружности равны.
Опираясь на рис, вставьте в предложение нужные слова:
Отрезок МС соединяет ... ... и проходит через ... ... . Отрезок
МС называется ... .
А теперь я вам предлагаю задачу на внимание:
“Витя Верхоглядкин начертил в своей окружности 11 диаметров, а когда пересчитал радиусы, насчитал 21 радиус? Как вы думаете, правильно ли он сосчитал?”
Теперь работаем в правом нижнем углу альбомного листа. Запишем задачу примером, используя устные приёмы счёта: .
Я думаю вы догадались, что радиусов должно быть в 2 раза больше. Поэтому правильный ответ 22 радиуса.
VI. Домашнее задание. Слайд.
Учить правила на стр. 190-191.
- Для 1 группы учащихся - на листе плотной бумаги или картоне начертите три окружности радиусом 2 см, а затем вырежьте их. Проведите в получившихся кругах диаметр и разрежьте по нему круги на две половинки. Используя сделанные модели, выложите фигурки, как показано на рис. И наклейте на лист бумаги. Попробуйте придумать другие рисунки.
- Для 2 группы учащихся – грибок.
- Для 3 группы учащихся – разукрасить шаблоны фигурок.
Цель:
- формировать представления детей о величинах;
- закрепить знания о диаметре;
- учить правилам и приемам измерения размеров
деталей с точностью до
0,1 мм, с помощью штангенциркуля; - воспитание точности в выполняемой работе,
развитие политехнического
кругозора.
Рекомендации по подготовке работы
Для проведения работы необходимо подготовить следующее оборудование:
- штангенциркуль;
- металлические деньги (монеты номиналом 1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей).
Рекомендации по проведению работы
Вспомним основные приемы измерения и ухода за штангенциркулем. Перед измерением штангенциркуль проверяют на точность показаний. Для этого плотно совмещают измерительные губки инструмента. В этом случае нулевые риски обеих шкал должны совпадать.
При измерении деталей нельзя сильно зажимать их, так как может возникнуть перекос рамки и показания будут неверными. Нельзя допускать ослабления посадки рамки на штанге - это приводит к перекосу измерительных губок и к ошибкам в измерении.
На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий, техник, инженер обязательно пользуются ими, а работа станочников по металлу - токарей, фрезеровщиков, инструментальщиков без него вообще немыслима.
Монета (лат. monetа) - денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.
^ Основной монетной формой является монетный кружок, но монеты могут быть четырёхугольными, многоугольными, неправильной формы.
Инструкция для проведения работы для учащихся Слайд
При измерении наружного размера штангенциркуль берут в правую руку, затем разводят измерительные губки на размер, несколько больший размера измеряемой детали, помещают деталь между губками и передвигают рамку до соприкосновения губок с поверхностью детали. Вынимают деталь из промежутка между губками штангенциркуля. Держа штангенциркуль прямо перед глазами, считывают результат.
1. Возьмите штангенциркуль.
Перед измерением штангенциркуль проверьте на точность показаний: - Плотно совместите измерительные губки инструмента. Нулевые риски обеих шкал должны совпасть.
Возьмите монетки и измерьте их диаметры. Результаты запишите в правом нижнем углу альбомного листа. Слайд.
- D=1см 7мм
- D=1 см 9 мм
- D=2 см
- D=2 см 3 мм
- D=2 см 5 мм
- D=2 см 2 мм
Вывод: Все ли монеты одинаковы? Монеты разного достоинства имеют разные диаметры.
Подведение итогов урока, оценка знаний. (Приложение 4 – Карта анализа результатов работы учащихся).
- Сегодня на уроке вы познакомились с новым понятием “диаметр окружности и круга”. Давайте ещё раз повторим, что означает это понятие. (Дети читают определение по учебнику стр. 191)
- Какие измерения мы выполняли с помощью штангенциркуля?
Точные измерения диаметра монет.
VII. РЕЛАКСАЦИЯ. Слайд.
На этом наш урок закончен.
Всего доброго. (Приложение 3 – Самоанализ урока)