Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цель урока:

  • Образовательные: раскрыть эволюцию социальной структуры постсоветского общества, определить критерии и факторы социальной стратификации, охарактеризовать основные социальные группы российского общества;
  • Воспитательные: раскрыть духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований (II половина 90 – х годов XX в.), показать утопичность взглядов о том, что может существовать социальное устройство, которое снимает все проблемы;
  • Развивающие: закреплять умения работы с документами, диаграммами, таблицами, умения анализировать информацию, сравнивать, делать выводы;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педтехнологии: технология интерактивного обучения (работа в группах, форма «займи позицию»), исследовательские методы в обучении.

Планируемые результаты: понимать разницу между  социальной структурой советского общества и постсоветского, называть критерии социальной стратификации, эволюционные проблемы социальной структуры общества, определять ценностные ориентиры граждан России в период реформ.

Перечень оборудования: презентация: «Российское общество во второй половине 90-х годов XX века».

Структура урока:

1. Стратификационные изменения в постсоветском обществе.
2. Проблемы эволюции социально – классовой структуры в постсоветском обществе.
3. Духовно-нравственное состояние российского общества во второй половине 1990-х годов. Духовные ценности россиян в период реформ.
4. Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян.

Содержание этапов урока:

I. Вступительное слово учителя:

После распада СССР Россия встала на путь трансформации, т.е. начала движение от советской экономической и политической системы к рынку и демократии. Это  долгий и трудный путь. В постсоветский период в России крайне негативной тенденцией развития имущественной дифференциации стал низкий уровень доходов и заработной платы подавляющей части населения при сверхвысоких доходах его элитарных групп и слоев. Особенно это ярко проявилось в 1990-е гг., когда уровень жизни населения столь стремительно падал, что имущественное расслоение российского общества достигло критических размеров.
Россия  модернизируется и постепенно меняется в том же направлении, в каком уже давно двигаются многие страны.
Д.Я. Травин в «Очерках новейшей истории России. Книга первая: 1985-1999» отмечал, что « важный позитивный опыт нашей новейшей истории – это сравнительно мирный переход от экономики советского типа к рынку. Для миллионов россиян реформы стали тяжелейшим испытанием. Многим приходилось менять работу, специальность, образ жизни. Многим приходилось на долгое время затягивать пояса. Однако эти трудности не послужили толчком к социальным битвам, к массовым погромам, к забастовкам, парализующим жизнь страны. Граждане России учились жить по-новому, учились работать при рынке, учились адаптироваться к постоянным переменам. Полагаю, что этот «тихий подвиг» имеет не меньшее значение в истории страны, чем громкие военные победы над агрессорами. Дети и внуки людей, трансформировавших страну в 90-е гг., смогут по праву гордиться тем, как прожили нелегкие времена их отцы и деды» [8].

II. Беседа с классом по вопросам:

1. Назовите социально-классовые группы советского общества?
2. Назовите главный критерий, восходящей социальной мобильности в советском обществе.
3. Поясните утверждение: стратификационные изменения в российском обществе в 1 половине 90-х годов характеризуются стремительным расслоением и массовой нисходящей социальной мобильностью.

  • В чём проявилась эволюция социальной структуры постсоветского общества?
  •  Каковы критерии социальной стратификации этого общества.
  • Каковы основные социальные группы современного  российского общества?
  • Какие признаки характеризуют духовно – нравственное состояние общества?

– На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке. (Презентация. Слайд 1)

III. Объяснение нового материала

1. Стратификационные изменения в постсоветском обществе

 Российский социолог, экономист и политолог, академик РАН, доктор экономических наук Т.И. Заславская  определяет современную структуру российского общества следующим образом:

(Слайд2)

Работа с документом (Приложение 1)

Задание: дать характеристику структуры и функции социального слоя в виде «кластера»

1 группа: работа с документом 1
2 группа: работа с документом 2
3 группа: работа с документом 3
4 группа: работа с документом 4
5 группа: работа с документом 5

2. Проблемы эволюции социально-классовой структуры в постсоветском обществе.

Работа с документом (Приложение 2)

Определите проблемы, связанные с социальной структурой постсоветского общества. (Слайды 3-4)

3. Духовно-нравственное состояние российского общества во второй половине 1990-х годов. Духовные ценности россиян в период реформ (Приложение 3)

Задания группам:

1 группа: проанализируйте данные, представленные в таблице 1 («Динамика социальной стратификации России») и сделайте выводы.
2 группа: проанализируйте данные, представленные в таблице 2 («Распространенность владения собственностью. 1994 г.») и сделайте выводы.
3 группа: проанализируйте информацию в таблице 3 («Отношению к развитию частной собственности в промышленности») и сделайте выводы.
4 группа: используя метод «ПОПС», определите духовно – нравственное состояние российских граждан во 2 половине 90-х г. (отрывок из работы Дмитрия Травина «Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985-1999»
5 группа: докажите, используя метод «ПОПС» что к концу 90 – х г. общество разделилось на антагонистические классы: нанимателей и нанимаемых, имущих и обездоленных. (Слады 5-8)

ПОПС- метод. Ученик высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, исользуя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

(Слайды 9-10)

Вывод: Властные отношения все в большей мере уступают собственническим. Если в начале 90-х г. была устойчива ориентация, особенно молодой части россиян, на предпринимательскую деятельность или, по крайней мере, на работу в частном секторе, то к концу 90-х г. наблюдается рост наемной рабочей силы. Это подтверждают и результаты переписи населения  (абсолютное большинство занятых в экономике составляют работающие по найму (2002 г. – 58 млн. чел. (95%), 2010 г. – 61,6 млн. чел (94%) [Росстат об итогах Всероссийской переписи наcеления. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rg] (Слайд 4)

4. Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян

Задание: озаглавьте текст, задайте к нему 3 вопроса.

«Россия перестала быть страной воинствующего атеизма.
В современный период государство нуждается в помощи и поддержке со стороны церкви, стремиться решить ряд социальных задач, привлекая церковь к посильной помощи.  Забота о сиротах, воспитание молодежи, помощь и поддержка человеку в трудные минуты, просветительство и нравственная оценка происходящих в стране событий – это малая часть тех задач, которые берет на себя церковь. Люди нуждаются в нравственных ориентирах, они подчас беспомощны и слепы в поисках своего счастья, жизненного пути».

Зырянова П.А. «Священство и царство: о роли церкви в современной России» (Слайд 11)

IV. Домашнее задание:  Эссе

«Что нужно сделать, как громко нужно закричать, чтобы мы поняли, что главная ценность, которая у нас есть, — это ценность человеческой жизни? Никакая прибыль, никакие способы извлечения средств не могут конкурировать с этой ценностью» (Патриарх Кирилл)

«Наш путь – это спокойное эволюционное развитие, в том числе через реальный диалог с властью, в том числе, когда необходимо, через внешнее выражение своего протеста. Но таким образом, чтобы не сотрясались основы государственной жизни, чтобы не останавливалась экономика, чтобы не разрушалась культура, искусство, образование, спорт, наука, все то, что мы разрушили в 90-е». (Патриарх Кирилл) (Слайд 12)

V. Рефлексия

1. Как вы оцениваете вашу работу на уроке? (Рефлексия настроения)

1, 2, 3

2. Продолжите предложение: (рефлексия содержания учебного материала)

  • Я не знал (а) …
  • Теперь я знаю …
  • Я научился …
  • Я выполнял (а) задания

(Слайд 14)

Список информационных источников:

  1. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества в постсоветский период 8,9,14,301с. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-sluzhenie-v-citatax/
  2. Диаграмма «Современная структура российского общества» Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php…
  3. Заславская Т.И. Структура современного российского общества 
    1998. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vitanar.narod.ru/autors…
  4. Зырянова П.А. «Священство и царство: о роли церкви в современной России»Режим доступа: http:// nasha-molodezh.ru› 
  5. Росенко С.И. Социальная дифференциация российского постсоветского общества, 2002. 83с.
  6. Радаев З. Динамика социальной стратификации в России (анализ статистических данных  2002г. - 309, 311
  7. Росстат об итогах Всероссийской переписи наcеления. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rg
  8. Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985–1999. – СПб.: Норма, 2010.- 15, 317 – 319, 368 с.