Цель:
- воспитывать у детей чувство гордости за свое отечество, прививать любовь к истории России.
- воссоздать панораму героических событий 862, 946, 1242,1812 годов, показать роль личности в истории Отечества, значимость вклада каждого человека в жизнь общества, своего народа, государства;
Задачи:
- Развивать интерес к историческому прошлому России на примере Отечественной войны 1812 года как одной из самых славных вех истории России, в которой нашли отражение талант русских полководцев, массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию.
- Воспитывать уважение к прошлому России, чувство гордости за русский народ, патриотизм, сохранять связь поколений.
- Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям: Россия, Родина, Защитники Отечества, Любовь к Отчизне.
- Прививать чувства ответственности у учащихся за свои поступки и дела.
- Развивать творческие способности детей, активность, речь и внимание.
Оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, мультимедийная презентация, рисунки, ручки, листы бумаги, рабочие листы.
Ход классного часа
Слайд 1
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Аджибулатова Айнара Казбековна.
Ребята, вот и закончился 2012 год. А кто-нибудь из вас помнит, чему он был посвящен? (году Российской истории)
- Правильно, этот год был годом празднования юбилея -1150-летия зарождения государственности нашей страны. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по страницам истории нашей страны, перенесемся в разные столетия и уголки нашей Родины. Для этого мы сейчас разделимся на 2 группы на “Историков” и “Общественных деятелей”. “Историки” мне помогут вспомнить и рассказать об исторических событиях, а общественные деятели прокомментируют эти события.
Итак, колесо истории начинает свой путь, отправляемся в 862 год...
Слайд 1
(Звучит музыка)
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны...
Слайд 3
Вот мы с вами в гостях у наших предков – славянских и угро-финских племен.
Это один из селений древлян. Слайд 4 А вот и показался вдали их правитель. Ребята, вы его узнаете? Кто это? (Князь Рюрик)
- Правильно, молодцы. А что же он сделал для России?
- Историка ... я попрошу дать справку по этому событию.
Слайд 5
Историк: В 862 году произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя “человека со стороны”. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков. 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчета отечественной истории.
Вывод: Князь Рюрик, основатель и первый правитель России.
Учитель: - Древняя Русь не раз стояла перед угрозой быть завоеванной врагами. Не единожды приходилось русским воинам вести борьбу за освобождение своей земли. Слайд 6 Ребята, перед вами рисунки оружия. Помогите древнему славянину вооружиться, согласно тому времени. Общественные деятели вооружат славянина, а историки объяснят предназначение этого оружия.
(Меч, топор, лук и стрелы, кольчуга, ружье. Шпага, щит).
Вывод: Вот мы и вооружили нашего воина, теперь он неуязвим для врага.
Слайд 7
Учитель: - Но что же это? Женщина стоит вдали. Кто же это? (Княгиня Ольга)
Правильно ребята, но что же нужно княгине Ольге от древлян? Что же между ними произошло?
А мои помощники историки дадут справку по этому событию
Историк: Она отомстила древлянам за убийство своего мужа Игоря. В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. Киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дань и налоги, после чего вернулась в Киев
Учитель: Ребята, вы помните как она отомстила Древлянам?
Слайд 8 Обратите внимание , в руках княгини крест, какие планы у княгини?
Вывод: Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими.
Слайд 9
Учитель: Колесо истории стремится дальше, и мы уже с вами попадаем в 1242 год и находимся прямо на льду, а рядом с нами идет битва. Ребята, кто-нибудь догадался, что это за сражение
- Правильно ребята, это Ледовое побоище (или битва на Чудском озере) — сражение жителей Новгорода и Владимира под предводительством Александра Невского с рыцарями Ливонского ордена
- А что вы помните об этой битве?
Слайд 9, 10, 11, 12
Историки:Это было генеральное сражение неудачной захватнической кампании Ордена 1240 — 1242 годов.
Перед битвой князь Александр Невский велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. Русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен. В 1243 году Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом и официально отказался от всех претензий на русские земли.
- Каким хитрым маневром?
Слайд 13
– Какие слова, сказанные князем, стали “крылатыми” вы помните, ребята? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля. Не в силе Бог, а в правде)
– Почему русские смогли победить рыцарей? (Любовь к Родине, смелость, отвага русских воинов; полководческий талант Александра Невского: внезапность нападения, учет особенностей местности, сильных и слабых сторон противника, разгром противника по частям)
Вывод: Во все времена Русь славилась своими богатырями – людьми сильными умными и смелыми, одним из них был Александр Невский.
А колесо истории все катится дальше, мы с вами попали 1812 год. Ребята, а кто помнит, что же произошло в 1812? (Началась Отечественная война))
Слайд 14, 15
Историк: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи. На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ. Началась Отечественная война.
Слайд 16
- Ребята, а кто был назначен главнокомандующим русской армии? (князь Голенищев – Кутузов)
Учитель: Мужество, стойкость и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России. Но далеко не сразу русские пришли к славной победе.
“Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики...”Помните, откуда эти строки?
- Правильно, из стихотворения Михаила Лермонтова “Бородино”. А вспомните еще какие- либо строки из этого стихотворения.
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете не только историю, но и литературу.
Учитель: Давайте же вспомним о тех героических днях, навсегда оставшихся в памяти русского народа. “Мы долго молча отступали, как писал М.Ю.Лермонтов. Уже была отчаянная рубка в селении Мира, кровопролитный бой у Салтановки, сражение в Смоленске. А русское войско все отступало ввиду троекратного превосходства неприятеля. Главное действие Бородинского сражения произошло у села Бородино. Страшное зрелище представляло собой место битвы. На тех полях и лугах, на которых сотни лет о собирали урожаи и пасли скот крестьяне, лежали теперь несколько десятков тысяч мертвых в разных положениях и в разных мундирах. Но война 1812 года не закончилась Бородинской битвой. В этой битве двух великих армий не выиграл никто.
Учитель: - Ребята, а почему считается, что в этой битве нет победителей?
И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови.
И Наполеон это понял. Но он все-таки продолжал свое наступление на Москву.
- Ребята, расскажите мне, как восприняли люди весть о сдаче Москвы. Почему жители подожгли Москву?
Историк: Весть о сдаче Москвы обожгла сознание всей армии. В некоторых войсках отказывались верить приказу. Узнав, что Москву сдают, многие солдаты и офицеры плакали, как дети.
Наполеоновские войска вошли в Москву 2 сентября.
Чем дальше продвигались войска по городу, тем большее разочарование испытывали: нигде не видно было света, признака жизни как внутри домов, так и снаружи. Французы остановились: им было страшно. Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы, город начал гореть. Наполеон давно мечтал закончить эту войну и посылал Александру 1 предложения о заключении мира, но ответа не получил ни разу.
Наполеону пришлось спасать свою шкуру от русского огня. Он бежал из Москвы.
А французскую армию теперь гнали и гнали все дальше и дальше от Москвы. Желая хоть как – то отомстить русским, Наполеон отдал приказ армии сжигать на своем пути все, что еще уцелело.
Учитель: Бегство армии Наполеона – справедливый итог войны 1812 года.
При отступлении армия Наполеона несла огромные потери – солдаты страшно страдали от голода, начался повальный падеж лошадей, бросали пушки.
Всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян.
Ребята, а какие зимы у нас в России?
А, зима 1812 года была в России особенно морозной, со снегопадами и лютыми ветрами. Едва передвигая ноги, бывшая Великая армия видела теперь свое единственное спасение в бегстве. Как тут не вспомнить пророческие слова другого великого полководца – Александра Невского:
“Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет”.
Вывод: Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции в память о тех, кто, не пожалев себя, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: “Это моя Земля!”. Наши предки будут жить до тех пор, пока мы будем их помнить.
Вот и закончилось наше время. Мы возвращаемся в современную жизнь...
Сегодня мы с вами совершили путешествие в прошлое нашей Родины.
Вспомнили выдающихся исторических деятелей разных эпох. Ребята, но Россию прославили не только Князь Рюрик, Княгиня Ольга, полководцы Александр Невский и Кутузов было много и других замечательных правителей и выдающихся людей в России, давайте вспомним их.
- Молодцы, ребята! Знание имён этих людей и их подвигов позволит ещё раз с гордостью осознать, в какой прекрасной, сильной и героической стране мы родились и живём. Во все эпохи истинным предназначением человека была – любовь к Родину, желание творить ради нее, созидать. Любовь к родине воспета во многих стихотворениях наших поэтов, ребята вы можете вспомнить стихи о нашей Родине, о Россие!
Все эти люди оставили заметный след в истории России. А наше сегодняшнее, современное поколение? Готовы ли мы повторить подвиг наших героических предков? Каков он, моральный кодекс нашего современника, гражданина России, какими качествами должен он обладать, чтобы как и наши предки много лет назад, оставить свой след в истории России.
- Молодцы, спасибо!
На память о нашей встрече мне хочется вам оставить календарь с юбилейными историческими датами этого года. Мне бы хотелось, что бы вы не забывали историю нашей Родины, чтобы вас никогда не покидало чувство гордости за свое отечество. Любите свою Родину и помните ее историю.
А завершить наше внеклассное мероприятие мне хотелось бы стихами:
Быть патриотом... Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
- Спасибо большое, вы молодцы!